kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка интегрированного урока по рассказу А. Лиханова "Последние холода" и повести Б. Укачина "Убить бы голод".

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Интегрированный урок в 6 классе на основе сопоставительного анализа произведения А.Лиханова и.Укачина (алтайского писателя ), о детях войны. Урок предполагает использование местного материала, т.е. экскурсию в музей к экспонатам о войне и домашнее задание творческого характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока по рассказу А. Лиханова "Последние холода" и повести Б. Укачина "Убить бы голод".»

8


Тема: Дети, война и голод в рассказе А.Лиханова «Последние холода» и в повести Б.У. Укачина «Убить бы голод».

Цель: установка межнациональных литературных и культурных связей, передача новому поколению этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих и культурных ценностей.

Задачи: на примере произведений А. Лиханова «Последние холода» и в повести Б.У. Укачина «Убить бы голод» изучить тему «Дети, война и голод»,

уметь выявлять проблему и основную идею произведения, воспитывать уважение к старшему поколению и истории страны.

Планируемые результаты:

личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует и осуществляет план действий с одноклассниками, действует по плану;

познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает , извлекает нужную информацию;

коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока: урок построения системы знаний в форме экскурсии.

Опережающее домашнее задание: разделиться на две творческие группы: 1-ая группа готовит демонстрационный стенд о жизни и творчестве А.Лиханова, 2-ая группа – стенд о жизни и творчестве Б.У.Укачина, назначают экскурсовода; перечитать тексты рассказа А.Лиханова «Последние холода» и Б.У.Укачина «Убить бы голод» на алтайском языке, инсценирование одного эпизода.

Средства обучения: мультимедийный проектор, маркерная доска, тексты рассказа А.Лиханова «Последние холода» и повести Б.У. Укачина «Убить бы голод».



Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

А.Т. Твардовский. «Дом у дороги»

Учитель: прочитайте отрывок из поэмы А.Т.Твардовского «Дом у дороги».

- О чем поэт просит не забывать людей никогда?

(Об этом, наверное, о войне.)

- Почему о войне мы не должны забывать никогда? Ответ на этот вопрос мы будем искать в произведениях А.Лиханова и Б.Укачина. Для этого мы проведем экскурсию в творчество этих писателей. Детство Лиханова и Укачина пришлось на лихие сороковые.

II. Актуализация знаний.

Сообщение подготовленного учащегося о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война 1941-1945

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) – война между СССР, Германией и ее союзниками в рамках Второй Мировой войны на территории СССР и Германии. Германия напала на СССР 22 июня 1941 года с расчётом на короткую военную компанию, однако война затянулась на несколько лет и окончилась полным поражением Германии.

Причины Великой Отечественной войны

После поражения в Первой Мировой войне, Германия осталась в тяжелом положении – политическая ситуация была нестабильная, экономика находилась в глубоком кризисе. Примерно в это время к власти пришел Гитлер, который, благодаря своим реформам в экономике, смог быстро вывести Германию из кризиса и тем самым завоевать доверие власти и народа.

Встав во главе страны, Гитлер начал проводить свою политику, которая основывалась на идее превосходства немцев над другими расами и народами. Гитлер не только хотел взять реванш за проигрыш в Первой Мировой, но и подчинить своей воле весь мир. Результатом его притязаний стало нападение Германии на Чехию и Польшу, а затем, уже в рамках начавшейся Второй Мировой и на другие страны Европы.

До 1941 года между Германией и СССР существовал договор о ненападении, однако Гитлер нарушил его, напав на СССР. Для того, чтобы завоевать Советский Союз, командование Германии разработало план «Барбаросса» - стремительного нападения, которое должно было принести победу в течение двух месяцев. Завладев территориями и богатствами СССР, Гитлер мог вступить в открытую конфронтацию с США за право мирового политического господства.

Нападение было стремительным, однако не принесло желаемых результатов – русская армия оказала более сильное сопротивление, чем предполагали немцы, и война затянулась на долгие годы.

Сроки Великой Отечественной войны: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года.

Основные периоды Великой Отечественной войны

Первый период (22 июня 1941 г. -18 ноября 1942 г.) В течение года после нападения Германии на СССР, немецкая армия смогла завоевать значительные территории, в число которых входили Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Белоруссия и Украина. После этого войска двинулись вглубь страны с целью захватить Москву и Ленинград, однако, несмотря на неудачи русских солдат в начале войны, немцам не удалось взять столицу.

Ленинград был взят в блокаду, но в город немцев не пустили. Битвы за Москву, Ленинград и Новгород продолжались вплоть до 1942 года;

Период коренного перелома (1942 – 1943 гг.) Средний период войны носит такое название из-за того, что именно в это время советские войска смогли взять преимущество в войне в свои руки и начать контрнаступление. Армии немцев и союзников постепенно начали отступать обратно к западной границе, множество иностранных легионов были разбиты и уничтожены.

Благодаря тому, что вся промышленность СССР в это время работала на военные нужды, советской армии удалось значительно увеличить свое вооружение и оказать достойное сопротивление. Армия СССР из обороняющейся превратилась в нападающую;

Финальный период войны (1943 – 1945 гг.). В этот период СССР начала отвоевывать оккупированные немцами земли и продвигаться в сторону Германии. Был освобожден Ленинград, советские войска вошли в Чехословакию, Польшу, а затем и на территорию Германии.

8 мая был взят Берлин, а немецкие войска объявили о безоговорочной капитуляции. Гитлер узнав о проигранной войне покончил с собой. Война закончилась.

Несмотря на то, что основная цель Великой Отечественной войны была оборонительная, в итоге советские войска перешли в наступление и не только освободили свои территории, но и уничтожили немецкую армию, взяли Берлин и остановили победоносное шествие Гитлера по Европе.

К сожалению, несмотря на победу, для СССР эта война оказалась разорительной – экономика страны после войны находилась в глубоком кризисе, так как промышленность работала исключительно на военную отрасль, много людей было убито, оставшиеся голодали.

  1. Защита проектов.

  1. Выступление экскурсовода 1-ой группы:

-Альберт Лиханов – современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых. Писатель в повести не поучает, а вовлекает, делает читателя– подростка неравнодушным участником собственных открытий и обретений. Он ведёт разговор о том, что так сейчас необходимо и взрослому, и ребенку: доброте, внимании друг к другу, понимании и взаимной ответственности.

Анализ повести.

  • От чьего имени ведётся рассказ в повести?

-А что мы знаем о Коле?

-Сколько ему в то время было лет, с кем он жил, с кем делил все тяготы военного времени?

- К чему Коля привык, живя с мамой и бабушкой?

-Но вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по – настоящему беду, когда это происходит?

-Кого в столовке называли “шакалами”? Почему? Но ведь шакалы – хитрые, злобные, жадные животные. Похожи ли были эти дети на шакалов?

-А кого в повести можно назвать настоящими шакалами? (команда Носа)

-Кто ходил с бритвочками, ножами, кто подкарауливал людей тёмной ночью?

-Из всей массы детей, обедавших в восьмой столовой, автор выделил двоих. --Что мы узнаем из рассказа Коли о судьбе Вадика и Маши?

-Почему же никто из взрослых не знает об их беде?

-Что помогло Вадику и Маше выжить, выстоять? Какие качества характера спасли их?

-Кто ещё помог детям пережить беду?

-Какое счастье, что рядом с Вадиком оказался Коля. Что он сделал для них?

-А какую роль в жизни Коли сыграли Вадик и Маша?

-Почему же они не стали друзьями? А как Коля рассуждает об этом?

-Так почему же повесть называется “Последние холода”?

Инсценирование эпизода рассказа А.Лиханова «Последние холода».


  1. Выступление экскурсовода 2-ой группы:

-Слердин алдыгарда Б.У.Укачин- jарлу алтай бичиичи, поэт, прозаик, публицист. 1936 jылда Кайырлык jуртта чыккан. 1979 jылда Борис Укачин «Олтурген болзом тороны» деген автобиографиялык повесть чумдеген. Автор- повестьтин геройы. Повесть 15 бажалыктан турат, кажы ла бажалык- автордын эске алыныщтары. Автор ло герой бир кижи. Олорды айрып турганы- ой. Геройло- откон ой колбуда, авторло –эмдигизи. Повестьте эки герой туштажат, эске алынат. Откон ло келер ой тен-тай одот. Г.Кондаковтын темдектегениле, «Бу повестьте туукилик, фольклорный, этнографический, литературный, публистический jетирулер бар».

Эмди повестьти эске алынып ийели.

  1. Повестьте кандый ой коргузилген?

  2. Кандый тубек керегинде айдылат?

  3. Текемей деп уулчак кандый бала болгон?

  4. Борбок-Кара ненин учун анылу jерде турат?

  5. Повесть ненин учун «Олтурген болзом тороны» деп адалган?

  6. Jурумде наjылык деп состин учуры кандый?

  7. Слер болгон болзогор, Борбок-Карала наjылажар эдигер бе? Ненин учун?

-Бу повестьтин геройлоры чылап, слердин таадагар ла jаанагар оскон.

Олор база курсактан астыгып, кийими уйан болгон. Jаш бойлорына эрте иштеерге келишкен. Кату-кабыр ишти кыйалтазы jогынан будурип, jенуни ууктаткан.

Инсценировка эпизода повести Б.Укачина «Убить бы голод».

На маркерной доске представители групп оформляют кольца, отражают: что общего и в чем различия рассказов А.Лиханова «Последние холода» и Б.У.Укачина «Убить бы голод».










4. Рефлексия учебной деятельности.

- Прочитайте еще раз последние строки рассказа «Последние холода» и повести «Убить бы голод».

-А теперь дается возможность высказать свои мысли, чувства…Выстроить свои мысли можно по алгоритму: вижу, слышу, чувствую, понимаю.

- Какие жизненно важные ценности вы извлекли для себя сегодня на уроке? Как можно реализовать полученные знания? ( Создать брошюру «Дети в годы войны» с использованием краеведческого материала).


Итог урока:

- Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Есть замечательные слова писателя Ю.Олеши, что у каждого человека должна быть золотая полка с самыми дорогими ему книгами. Надеемся: на такую полку вы поместите книги А.Лиханова «Русские мальчики», Б.У.Укачина «Б.Укачинди кычыралы».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кыбыева Ирина Александровна

Дата: 24.10.2018

Номер свидетельства: 481980


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства