kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока внеклассного чтения для 7 класса "Жизнь, отданная борьбе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока внеклассного чтения для учащихся 7 класса "Жизнь, отданная борьбе"о жизни и творчестве поэта М. Джалиля. 

Цели: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.  

         Задачи:    -познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта М.Джалиля;,- воспитывать  уважительное отношение к старшему поколению;

-расширять представление учащихся о войне, о героизме советского народа;

             -прививать чувство любви к Родине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока внеклассного чтения для 7 класса "Жизнь, отданная борьбе" »











«Жизнь,

отданная борьбе»


(Урок внеклассного чтения в 7 классе)

































Цели: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.



Задачи: -познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта М.Джалиля;

- воспитывать  уважительное отношение к старшему поколению;

-расширять представление учащихся о войне, о героизме советского народа;

-прививать чувство любви к Родине.



Оформление и оборудование:

Мультимедийный проектор ,компьютер/ноутбук .Слайдовая презентация фотографий писателя.

Книжная выставка, посвященная творчеству поэта Мусы Джалиля: книги, газетный материал, статьи о поэте, воспоминания, письма.

На доске - отрывки из стихотворений поэта:

«Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь?

Лишь в победе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть»

(“О героизме”)

«Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит»

(«Мои песни»)

«Родина! Спасибо от бойца,

Что ты нашим девушкам такие

Материнские даёшь сердца»

(«Молодая мать»)

«Лишь тот побеждает в бою до конца,

Чья воля к победе упрямее стала»

3. На доске - портрет поэта.

4. Фонограмма песен: «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача), «Бухенвальдский набат» (муз. В.Мурадели, сл. А.Соболева).

ВЕДУЩИЙ: Имя татарского поэта Мусы Джалиля широко известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Подвиг поэта был подготовлен всей его жизнью. Это была не минутная вспышка, не мгновенный пламенный порыв. С 26 июня 1942 года до 25 августа 1944 года, 791 день Муса Джалиль находился в плену немецких захватчиков. Тяжело раненый, оглушённый взрывной волной политрук Муса Залилов попал в плен. 791 день лицом к лицу со смертью. 791 день унижений, изматывающих допросов в гестаповских застенках.

Как же формировался этот сильный, волевой, мужественный характер, если даже в застенках Муса находил в себе силы бороться с фашизмом. Он руководил подпольной организацией, писал стихи, которые в дальнейшем войдут в сборник «Моабитская тетрадь». Стихи поэта - наивысшее проявление его героического духа.

ЧТЕЦ: стихотворение «Мои песни».

ЧТЕЦ: 25 августа 1944 года, 62 года назад, в 12 часов 18 минут по берлинскому времени на территории военной тюрьмы Плетцензее гитлеровские палачи казнили замечательного патриота-поэта Мусу Джалиля. В конце апреля 1945 года, когда советские воины завершили штурм Берлина, один из автоматчиков нашёл во дворе тюрьмы Моабит среди множества бумаг и всякого хлама записку. На листе, вырванном из какой-то книги, наискосок видно в спешке было написано карандашом несколько строчек: «Я, известный татарский поэт, Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму за политику и приговорён к расстрелу».

ЧТЕЦ: В 1946 году в союз писателей Татарии пришёл бывший военнопленный Нигмат Терегулов. Он принёс крохотный самодельный блокнотик. В нём было шестьдесят стихотворений, написанных Джалилем в заточении. На последней странице было написано: «Другу, который умеет читать по-татарски и прочтёт эту тетрадь». Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезён в Берлин. Поэта приговорят к смертной казни. Он умрёт. Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоился за них. Поэтому из 115 старался переписать хотя бы 50 стихотворений.

«Если эта книжка попадёт в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Это моё завещание. Муса Джалиль. 1943 год, декабрь».

ЧТЕЦ: Спустя год оставшийся из живых сосед Джалиля по камере и друг его бельгийский партизан Андре Тиммерманс передал в советское консульство в Брюсселе вынесенный им из тюрьмы и бережно сохранённый маленький блокнот, сшитый из клочков бумаги. В нём было 50 стихотворений, написанных Джалилем в фашистских застенках. Приговорённый фашистским судом к смертной казни, Муса Джалиль чуть ли не до самого последнего своего часа продолжал сражаться с врагами единственным оставшимся в его руках оружием - беспощадно разящим словом.

2 февраля 1956 года Указом президиума Верховного Совета СССР за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Мусе Мустафовичу Джалилову (Джалилю) посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

ЧТЕЦ: 22 апреля 1957 года славному сыну Оренбуржья, воспитаннику областной комсомольской организации, Мусе Джалилю за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» присуждена Ленинская премия.

Стихи, которые дошли до нас в двух маленьких блокнотах, были изданы отдельной книгой. Названная «Моабитской тетрадью», она в самый короткий срок стала известна даже в самых отдалённых уголках нашей планеты. С полным правом о ней можно сказать словами другого поэта, что «эта книжка небольшая томов премногих тяжелей». В «Моабитскую тетрадь» вошли 94 стихотворения.

Эти маленькие пожелтевшие книжечки, каждая из них свободно умещается на ладони - под стеклом на стареньком письменном столе Джалиля в Казани., в Татарском государственном музее. Для того чтобы сохранить их на века, подлинные блокноты выставляются здесь только один раз в году - 15 февраля - в день рождения поэта.

ЧТЕЦ: Друзья и соратники Джалиля, оставшиеся в живых, утверждают, что были и другие блокноты. Последнее дошедшее до нас стихотворение датировано 1 января 1944 года. Невозможно поверить в то, что после этого Джалиль не писал стихов. Один из таких блокнотов подпольщик Михаил Иванович Иконников при освобождении из фашистской тюрьмы передал офицерам особого отдела с просьбой отдать его в свою очередь в Союз писателей. Михаил Иванович писал, что «листочки в блокноте были плотно исписаны арабскими письменами». Всего в блокнотике было около тридцати страниц и, как считает Михаил Иванович, там было по меньшей мере сорок стихотворений. Судьба этого блокнота неизвестна до сих пор.

Тяжелейшая, отчаянная борьба в подполье, в самом логове фашистского зверя, на глазах у контрразведчиков Абвера, а затем и гестапо была вершиной, наивысшим взлётом мужества советского поэта-патриота.

ЧТЕЦ: Вся жизнь Джалиля с самых ранних лет и до смертного часа была примером беззаветного служения Родине, своему народу. Вспомним страницы его короткой биографии.

В Оренбургской области в селе Мустафино вьюжной февральской ночью в семье крестьянина-бедняка Мустафы Джалилова и его супруги Рахимы-апы родился сын, которого они очень ждали. Ведь из всех их детей до четырёхлетнего возраста дожил только Ибрагим, остальные четверо умерли в грудном возрасте.

Муса рано лишился отца. Мать Мусы была на редкость обаятельным человеком - кроткая, терпеливая, с ровным и спокойным характером. Она была требовательной к детям. Рахима-ana была по-своему одарённой, талантливой, хотя и оставалась всю жизнь неграмотной. Она знала много народных песен, байтов, сказок, сочиняла и сама. По вечерам, обняв своих детей, мать рассказывала им сказки, пела песни. На её долю выпали тяжкие испытания, но, задавленная бесконечной нуждой, заботами о хлебе насущном, болезнями детей, домашними хлопотами, она никогда не показывала своим сыновьям, как ей тяжело, особенно в 1920-е годы, когда в стране был голод.

Рано проснулась у Мусы тяга к знаниям. Мальчику не было ещё шести лет, когда он стал проситься в школу. Отец взял Мусу за руку и отправился к молодому учителю Габдулле Усманову: «Послушай, мальчишка учиться просится, как быть?». Учитель посмотрел на Мусу и махнул рукой: «Пусть пока ходит, надоест - сам бросит». Ученики насмешливо посматривали на маленького, едва достававшего отцу до пояса Мусу. Уже с ранних лет Муса показал незаурядные способности. В середине зимы отмечался большой религиозный праздник - день рождения пророка Магомета. По традиции в этот день один из лучших учеников читал в мечети наизусть суру из Корана. Обычно это поручалось ученикам старших классов. Но на этот раз выбор пал на Мусу. Полуприкрыв глаза и не жалея лёгких, он без единой запинки прочитал довольно длинную суру из Корана, к тому же на непонятном ему арабском языке. «Надо же, мальчонка сам не выше Корана, а как запомнил слова пророка!» - говорили старики, собравшиеся в мечети.

Муса в один год овладел программой всех четырёх классов. После школы учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», которое после Октябрьской революции было преобразовано в татарский институт народного образования - ТИНО. Стал участником Гражданской войны. В этот период появились первые его стихи, призывающие рабочую молодёжь на борьбу с врагами революции. В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода двое его младших братишек. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы. Он ел что попало, ночевал где придётся.

ЧТЕЦ: После Гражданской войны Муса активно участвует в организации первых пионерских отрядов, пишет детские стихи и пьесы. Его избирают членом бюро Татаро-Башкирской секции ЦК комсомола и направляют в Москву. Здесь он поступает на филологический факультет МГУ. Стихи, которые Муса писал на родном языке, читались в переводах на университетских вечерах и пользовались большим успехом.

По окончании университета в 1931 году Мусу направляют в Казань, где он целиком отдаётся творческой работе и общественной деятельности. В 1939 году его избирают председателем Татарской АССР. Как писатель (литературный псевдоним Муса Джалиль) он работает практически во всех литературных жанрах.

ЧТЕЦ: В 1931 году Муса Джалиль заканчивает литературное отделение Московского университета по специальности «литературная критика». Работает в Москве редактором детского журнала «Октябрёнок» и заведующим отделом литературы татарской газеты «Коммунист». Но в столице живёт мало, разъезжает по стране. Около пяти лет Муса Джалиль проработал редактором детских журналов. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пёс», «Кукушка», «Петушок» и другие. Музыку подобрал татарский композитор Файзи.

В предвоенные годы Джалиль переезжает в Казань и работает заведующим литературной частью Татарского оперного театра. Но война перечеркнула все творческие планы поэта.

Звучит музыка «Вставай, страна огромная».

ВЕДУЩИЙ: В эти трудные для страны дни Муса Джалиль добровольно уходит в армию. 13 июля 1941 года он уже в красноармейской форме -рядовой в артиллерийской части. Вскоре Мусу направляют на курсы политического состава в Марьино Курской области. Когда к тем местам стал приближаться фронт, курсы были эвакуированы в Заволжье. После выпуска старшего политрука Мусу Джалилова зачисляют в резерв Политуправления красной армии. Но Муса не может бездействовать в такую тяжёлую пору. Он шлёт письма а Политуправление, в Союз писателей с одной-единственной просьбой - как можно скорее направить его в действующую армию. В письме к Александру Александровичу Фадееву Джалиль пишет: «Хочется приносить возможно большую пользу делу обороны, находясь в рядах армии». По просьбе Фадеева, его направляют на Волховский фронт. «Я не боюсь смерти, - писал он жене перед отъездом на фронт. - Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так... есть жизнь... после смерти в сознании, в памяти народа... Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать». И он именно так жил и боролся до конца дней своих.

ЧТЕЦ: К лету 1942 года между Новгородом и Чудовом, у села Мясной Бор развернулось одно из самых драматических сражений Великой Отечественной войны. Плотно окружённая гитлеровцами наша армия пошла на прорыв. Сквозь бешеный огонь врагов, под непрерывной бомбёжкой, по непролазным чащобам и топям пытались вырваться из окружения советские бойцы. Чтобы открыть дорогу товарищам, раненые и больные пошли на минное поле. Одну из групп вёл на прорыв старший политрук Муса Джалиль.

26 июня, раненый в плечо, оглушённый взрывной волной, Джалиль взят в плен.

ЧТЕЦ: С тех пор долгие годы он числился в списках пропавших без вести. А в жизни Джалиля это была страшная полоса гитлеровских лагерей и тюрем, время самоотверженной борьбы в подполье, борьбы невероятно опасной, когда каждый неверный шаг мог привести к провалу, к гибели. И здесь, в тюрьме, он пишет стихи «Варварство», «Молодая мать» и другие.

ЧТЕЦ: стихотворение «Варварство».

ЧТЕЦ: стихотворение «Молодая мать».

ЧТЕЦ: В партизанском архиве Белоруссии хранится интересный документ -докладная записка о тех днях. В ней подробно рассказывается о том, как был подготовлен и осуществлён трудный переход. В записке, в частности, говорится: «Уничтожив немецкое командование в количестве 60-70 человек, который продолжался до 14 часов. 9 августа 1943 года Муса Джалиль в последний раз встретился с товарищами. Собрались в недостроенном бараке. Всё было расписано. Сформированы боевые группы, которые должны были перерезать линии связи, перебить часовых и офицеров, захватить оружейные склады. Были намечены пути движения на восток, согласовано место встречи с польскими партизанами. 14 августа предстояло взяться за оружие. Но 10 августа Джалиль исчез. А 11-го капелла (развлекательная группа, которая состояла в основном из подпольщиков) была приглашена в солдатскую столовую якобы для разбора спектакля. Здание тут же оцепили солдаты. В зал ворвались гестаповцы.

- Руки вверх! Всем оставаться на своих местах!

По доносу предателей более пятидесяти человек было арестовано. Их немедленно увезли в варшавскую тюрьму. Здесь подпольщики узнали о том, что выданный провокатором Муса Джалиль находил в себе силы взяться за перо.

ЧТЕЦ: В его блокнотике, сшитом из небольших клочков бумаги, появляются всё новые и новые стихотворения. Нужно было особое мужество, чтобы, предчувствуя гибель в фашистских застенках, воодушевлять остающихся в живых людей такими призывными строками:

Лишь тот побеждает в бою до конца,

Чья воля к победе упрямее стала.

ЧТЕЦ: стоял август сорок четвёртого года. Советские армии неудержимо рвались вперёд, к границам фашистской Германии. В штабах Первого и Второго Белорусских и Первого Украинского фронтов уже разрабатывались планы завершающих ударов по врагу.

Находясь в концлагере Шпандау, Муса Джалиль организовал группу, которая должна была готовить побег. Одновременно вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки, распространял стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе. По доносу провокатора, он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит.

ЧТЕЦ: стихотворение «Сон в тюрьме».

ЧТЕЦ: Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту левую руку, отбили почки. Тело его было исполосовано электрическим шнуром и резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжает схватку с врагом.

ЧТЕЦ: стихотворение «Волки».

ЧТЕЦ: Нет, не физические страдания, а разлука с родиной, с близкими, смерть на чужбине угнетали поэта. Он не был уверен в том, что на Родине узнают правду. А вдруг фашистам удастся оболгать его, и о нём будут думать, как о предателе.

ЧТЕЦ: стихотворение «Не верь».

ЧТЕЦ: Ни жестокие пытки, обещания и благополучия не сломили его воли и преданности Родине. Тогда Муса Джалиль был приговорён к смерти.

На рассвете, в 6 часов утра, 25 августа 1944 года Джалиля и десять его соратников вывезли из тюрьмы Шпандау. В тот же день все они были закрыты в кирпичном сарае на территории военной тюрьмы Плетцензее и казнены на гильотине. Палачи скрупулёзно отметили в документах время казни - от 12 часов 06 минут до 12 часов 36 минут по берлинскому времени.

ЧТЕЦ: Стоит в селе Мустафине памятник нашему легендарному поэту -бронзовый бюст у высокого, уходящего в небо обелиска.

.. .Гордо подняв голову, Муса смотрит на родное село, на степные дали, на знакомую с детских лет долину Нети, на поля колхоза, который носит теперь его имя. И, кажется, ветер, налетающий из-за Салмыша, шевелит его непокорные волосы. Именно таким - молодым, энергичным - запомнили его односельчане. Именно таким - возмужавшим, закалённым в борьбе и труде -уходил он отсюда в большую жизнь, навстречу великому подвигу.

Золотом горят на постаменте бессмертные строки:

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

ВЕДУЩИЙ: Всё дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Но подвиг советского народа живёт. И Джалиль навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван город в Татарии и одна из высочайших вершин в Антарктиде.

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон,

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь,

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, и восстали вновь.

Минута молчания.

Учащиеся исполняют песню «День победы».

ВЕДУЩИЙ: «Люди мира, будьте зорче втрое, Берегите мир, берегите мир».







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока внеклассного чтения для 7 класса "Жизнь, отданная борьбе"

Автор: Яновская Галина Александровна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства