kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по произведению А.Грина "Алые паруса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 8 классе по теме "А.Грин. "Алые паруса". Во вложенном файле находятся презентация к уроку и аудиофайлы. Цели урока:

  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;
  • научить определять авторскую позицию, анализируя сюжет и внесюжетные элементы;
  • воспитывать культуру восприятия художественного текста, произведений искусства;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Алые паруса»

Тема урока: А.А.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.

Цели урока:

  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;

  • научить определять авторскую позицию, анализируя сюжет и внесюжетные элементы;

  • воспитывать культуру восприятия художественного текста, произведений искусства;

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint, фонограмма песни «Алые паруса», “Толковый словарь” Ожегова, рисунки обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивационный настрой (Звучит успокаивающая музыка)

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро.

У всех оно разное.

Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. 

А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.

Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники.

Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру.

Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках?

А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза.


-Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Не бойтесь совершать добрые дела!

  1. Введение в тему. Вступительное беседа

- Какие ассоциации возникают у вас со словом МЕЧТА? Вслушайтесь в него. Подберите к нему синонимы.

(Грезы, видение, фантазия).

-Дайте толкование этим словам. Оно одинаково? (Работа с “Толковым словарем” Ожегова).

Мечта – 1 – нечто, созданное воображением; 2 – предмет желаний, стремлений.

Грезы – мечта; первоначально “призрачное видение, сон”.

Видение – призрак, привидение, что-нибудь, возникшее в воображении.

Фантазия – 1 – способность к творческому воображению; 2 – мечта, продукт воображения.

- Какое прилагательное вы употребили бы со словом “мечта”?

(Голубая, розовая, хрустальная).

- Можно употребить в словосочетании со словом “мечта” прилагательные “серая”, “черная”, “тяжелая”? Почему?

(Мечта – это что-то светлое, доброе. Прилагательные “серый, черный, тяжелый” можно употребить со словом “думы”, но не “мечта”).

- Вспомните фольклор. О чем мечтали люди? Исполнились ли их мечты?

(Мечтали летать – летают. Мечтали попасть в подводное царство – попали. Мечтали о сапогах-скороходах – имеем автомобили, поезда, сверхзвуковые самолеты).

- Возможно ли было это без мечты?

- У каждого в жизни есть мечта, тайна, к которой он стремится, о которой он может рассказать только самому близкому человеку. Это ваше восприятие слова “мечта”. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, что вкладывает в это слово А. Грин в феерии “Алые паруса”. (Запись темы урока в тетрадь)

  1. Анализ произведения

  1. Работа с определением «феерия»

- Что такое феерия? Как вы думаете, от какого слова оно происходит?

Название “феерия” происходит от слова “фея”, это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота. При постановке на сцене в феериях используются особые впечатляющие эффекты.

Запись определения в тетрадь:

Феерия – от фр. слова фея – представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Волшебное, сказочное зрелище.

- Как вы думаете, почему А. Грин назвал “Алые паруса” феерией?

Ученики: Ассоль верила в сказку, у неё было доброе сердце и сокровенная мечта. Она никому не делала зла, поэтому была вознаграждена тем, что её мечта осуществилась. Как и во всех русских сказках, героине нужно было преодолеть препятствия на жизненном пути, чтобы стать счастливой.

  1. Прослушивание песни «Алые паруса» в исполнении Е.Осина и группы «ДоМиСолька», просмотр слайдов.

  2. Беседа

- Обратимся к предыстории. Когда мы впервые встречаемся в тексте с алыми парусами? (Встреча Ассоль со сказочником Эголем).

- Расскажите историю сказочника Эголя.

- После того, как выслушала сказку, девочка спросила что-то? («Буду любить и будем драться?»)

- Почему она спросила об этом?

- Расскажите историю её семьи.

- С каким растением ассоциируется образ Ассоль? Почему?

(С цветком, беззащитным, приносящим радость и не требующим ничего взамен)

- Имя главной героини не кажется вам необычным? С чем оно созвучно?

(Эгль: “Хорошо, что оно такое странное”, “музыкальное, как свист стрелы или шум морской раковины”. Созвучно с нотой “соль”. Это имя легче пропеть, чем произнести.)

- А что сказочник говорил о жителях поселка?

- Вспомните, что сказал собиратель фольклора Эгль о Каперне: “Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен”.

- Могут ли они понять Ассоль? Какими душевными качествами они наделены?

(Это люди без романтики, без мечты, грубые приземленные)

- Были ли единомышленники у Ассоль и Лонгрена среди жителей поселка? Насколько одиноки они были?

(Жители Каперны не понимали отца и дочь, потому что им не дано “вознестись над суетой”. Тем не менее Ассоль не отгораживается от мира. Она живет в нем, чувствуя тесную связь со всем окружающим. Ассоль общается с природой. Природа – ее друг и единомышленник.)

- После встречи со сказочником у Ассоль появилась тайна. Так ли это?

- Кому она рассказала об этом? Почему?

- Если бы вы были жителями этого города, что подумали бы вы об этой девочке, о ее тайне?

- Что ещё думали жители? Что делали? Все ли так думали?

- В её тайну поверил Грей. Это родственная душа Ассоль. Чем они сродни? (Необычно имя – “Грей”. Хотя в нем только один гласный звук, но произносится имя легко, как эхо, зовет вдаль. Грей, как и Ассоль, “родился с живой душой”; это “…тип рыцаря причудливых впечатлений; мечтательный, верит, что чудеса можно делать своими руками; у них обоих “странно летящая душа”, оба одиноки.)

- Где и когда Грей узнает о тайне Ассоль? Перескажите эпизод «Первая встреча Ассоль и Грея».

- Какая мысль появилась у него в голове и что он сделал? (Надел кольцо)

- Что это значит? Какое это было кольцо?

- Что делает он, чтобы претворить мечту в жизнь?

-Найдите в тексте, как Грей выбирает ткань. Какую ткань он выбрал?

(“…совершенно чистый, как алая утренняя струя,…гордый цвет… цвет смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков… нет ни синевы, ни тени, нет ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка прелестного духовного отражения”.)

Духовного отражения…”! Да ведь это отражение их душ: чистых, гордых, прелестных, не ведающих сомнений в том, что их мечта исполнится!

- Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?

(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как “глубокая розовая долина”.)

- Название шхуны Грея – «Секрет». Команда знает о тайне, он рассказывает ей тайну?

- Что такое чудеса по Грею? (Чудеса, улыбка, веселье, прощение и ... нужное слово владеть этим – значит владеть всем.)

- Алые паруса готовы, корабль должен подойти к берегу. Как догадалась об этом Ассоль?

  1. Составление опорной схемы

Главные герои – Ассоль и Грей.

Первая встреча. Что их соединяет? (Кольцо, мечта, секрет, тайна).

Пути их расходятся. Ассоль ждет, а Грей претворяет мечту в жизнь.

Без чего невозможно счастье? (Корабль с алыми парусами, музыка, отец.) Музыка - это неотъемлемая часть их жизни, мечты, поэтому Грей собирает оркестр. Это необходимо для свершения мечты. В душе героев постоянно звучит музыка.)

Они счастливы. Объединяем все это в сердце.

Что или кто остается за сердцем? (Жители Каперны)

  1. Работа с рисунками

- Многие из Вас к сегодняшнему уроку подготовили выставку рисунков, на которых изображены морские пейзажи и полюбившиеся литературные герои из книги.

Внимательно посмотрите на рисунки и скажите, удалось ли нашим художникам красками передать ту красоту моря, о которой рассказал в книге Александр Грин?

  1. Подведение итога урока

Закончить наш сегодняшний урок хочется словами:

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоёт над океаном…

  1. Рефлексия

Домашнее задание: Написать сочинение «Моя мечта».

Просмотр содержимого презентации
«Алые паруса»

Рада видеть вас, друзья!

Рада видеть вас, друзья!

мечта

мечта

А. Грин  «Алые паруса»

А. Грин

«Алые паруса»

Феерия – от фр. слова фея – представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Волшебное, сказочное зрелище. Феерия

Феерия – от фр. слова фея – представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Волшебное, сказочное зрелище.

Феерия

Физминутка

Физминутка

Жители Каперны Грей Ассоль Секрет Мечта Тайна

Жители Каперны

Грей

Ассоль

Секрет

Мечта

Тайна

Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса И скрипка пропоёт над океаном…

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоёт над океаном…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по произведению А.Грина "Алые паруса"

Автор: Жданова Елена Михайловна

Дата: 26.07.2015

Номер свидетельства: 223577


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства