kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по повести В.П. Распутина «Пожар»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стрижаченко Галина Николаевна.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №35 АГО  Приморского края

Урок для учащихся 10 класса

Тема: В.П. Распутин. «Пожар»

Цель:

1) Ввести учащихся в духовный и нравственный мир героев повести.

2) Формировать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности.

3)Познакомить учащихся с творческой манерой самобытного художника.

Задача:

Выяснить те нравственные законы, определяющие отношение человека и мира, в котором он живет.

Оборудование:

Произведение В.П. Распутина, портрет художника.

Ход  урока.

1.Слово учителя о В.П. Распутине.

2. Представление (презентация) книг В.П. Распутина. Заранее подготовленные учащиеся в течение 3-5 минут представляют книгу Распутина («Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «В ту же землю» и др.), дают краткую информацию:

a.можно краткий сюжет.

b.или пересказ самого интересного эпизода.

c.или просто о проблемах, поднятые в данном произведении.

Класс делится на 5 групп, у каждой своё задание (Можно и лучше дать задания заранее)

1.В чём заключается смысл названия повести?  Почему на пожар сбежались все  жители посёлка, но люди оказались бессильны перед стихией (выразительное чтение о поведение людей  из 8, 15, 18 глав). Дайте оценку их поступкам.

2.Почему «Петрович» (Иван Петрович) каждый день вспоминает родную Егоровку, хотя уже 20 лет живёт в Сосновке?  Чем Егоровка близка ему? А что  привлекает его у  сына в Сырниках? (главы 6,13,15)

3.Чем жизнь  в Сосновке  отличается  от жизни  в Егоровке? С чего начался «разлад» Егорова с сосновцами  и приезжими? Как он относится  к работе, к людям и как люди относятся к своим обязанностям?

  Две позиции: Егорова и Боронникова. Кто прав? (глава 4,9,13) (чтение или пересказ)

4.Почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой? В чем он видит «беспорядок внутри себя» и что приводит его  навстречу кризису. (глава 11,13)

5.Нашел ли Иван Петрович выход из тупика? Его выжила родная Сосновка: убит дядя  Хампо. Что это? Торжество зла? Как на этот вопрос отвечает автор? Сравните начало и финал повести. Что изменилось в настроениие Ивана Петровича и сосновцев? Какую философскую нагрузку несёт пейзаж?

Перед началом работы в группе ставлю главный вопрос повести:

«Мы почему, Иван, такие-то? - спрашивает Анна Егоровна  своего мужа на пожаре,- Почему мы такие нравственно разобщённые?» 

Этот вопрос из повести есть начало поиска решения центральной проблемы. Итак, осмысливаем более частные вопросы:

- Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь сбежался весь посёлок?

(читаем и анализируем текст: во-первых, потому что  посёлок строили наспех, все средства тушения пожара негодны, во-вторых, пожар кому-то на руку,   …  но главное – пожар окончательно выявил, кто есть кто и высветил их гражданскую позицию: на пожаре совсем мало людей, которые  спасают других, добро (это: пожилой Водников Б.Т., «отчаянная душа» Афоня,  «человек надёжный» Семён, Хампо, Иван Петрович).

Учитель: Здесь же показаны те, кто пришёл на пожар «погреть руки». С первого взгляда «архаровцы» работают с азартом, но работают там, где можно поживиться (ведь горят склад, магазин) и до тех пор, пока не дошли до «наиходового товара». А потом уже и сами гибнут и убивают других «из-за цветных тряпок». Поэтому «пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят души честных тружеников, горят души пьяниц и бездельников.

-С чего же в Сосновке начался нравственный разлад? Почему Иван Петрович вспоминает Егоровку?  (Егоровцы жили по своим неписанным законам нравственности, и не было ни воров, ни пьяниц. Олицетворением нравственного духа является дядя Хампо, для которого один закон – «чужого не трожь». У всех егоровцев благородная привычка – труд.)

-А чем же жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? (Беспорядок в Сосновке начинается с того, что нормой жизни здесь является воровство, люди живут без корней, временно, жизнь обретая на обмане…) Отсутствие забот о духовной пище, хищническое отношение к природе – всё это развращает людей, делает их безнравственными, приучает к лёгкой жизни.

Учитель: Автор предостерегает нас, что такая жизнь может привести нас к страшным потерям, которые сказываются на грядущих поколениях. Произошла переоценка нравственных ценностей: сосновцы смотрят косо на тех, кто твердит «о совести», другие (типа архаровцев) давят, притесняют тех, кто идёт против, устанавливают свои порядки!

А как получилось, что они завладели посёлком? (- А люди разбрелись всяк по своему, по одиночке…). Разобщённость, борьба в одиночку не даёт результатов. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло – в силу.

Мысли о том, почему и как это произошло не дают Ивану Петровичу покоя: наступил внутренний разлад. Выход из тупика автор видит в нравственном начале, нашедшем в повести своё конкретное воплощение в рассуждениях о четырёх порядках жизни:

  • В чувстве дома с семьёй
  • В чувстве общения с людьми
  • В чувстве работы
  • В чувстве отечества, земли, дома

И если это всё есть – человек счастлив.

-Сосновка выжила своего лучшего представителя Ивана Петровича, убит Хамно. Что это? Торжество зла? Да нет же. Поставлен диагноз. Сосновка больна /людьми/. Просвечена пожаром, как рентгеном, теперь дело за лечением и исцелением. А оно будет. В этом все убедились на пожаре.

-Как природа помогает понять идею повести? Пейзаж полон глубокого смысла: вначале земля в оцепенении, не верит в возрождение, то в конце «… и просыпалась земля».

-Какие художественные особенности в повести (хочется подчеркнуть публицистический накал повествования, слияние авторского восприятия с оценкой героев: внутренние монологи автора неотделимы от голосов героев- всё это позволяет говорить об образе автора - нашего современника, гражданина).

Вывод

Во имя чего написана повесть? (Зачитать финал: «Пожар, условно говоря …»). Эта повесть заставила нас задуматься о том, как мы живём, как следует жить ЧЕЛОВЕКУ. Спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, в том, чтобы передавать духовно-нравственные  традиции из поколения в поколение, формировать позицию гражданина.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по повести В.П. Распутина «Пожар» »

Стрижаченко Галина Николаевна.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №35 АГО Приморского края

Урок для учащихся 10 класса


Тема: В.П. Распутин. «Пожар»


Цель:

1) Ввести учащихся в духовный и нравственный мир героев повести.

2) Формировать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности.

3)Познакомить учащихся с творческой манерой самобытного художника.


Задача:

Выяснить те нравственные законы, определяющие отношение человека и мира, в котором он живет.

Оборудование:

Произведение В.П. Распутина, портрет художника.


Ход урока.

1.Слово учителя о В.П. Распутине.

2

Главное, чтобы это

представление заинтересовало,

заставило

обратиться к книге

. Представление (презентация) книг В.П. Распутина. Заранее подготовленные учащиеся в течение 3-5 минут представляют книгу Распутина («Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «В ту же землю» и др.), дают краткую информацию:

  1. можно краткий сюжет.

  2. или пересказ самого интересного эпизода.

  3. или просто о проблемах, поднятые в данном произведении.


Класс делится на 5 групп, у каждой своё задание (Можно и лучше дать задания заранее)

  1. В чём заключается смысл названия повести? Почему на пожар сбежались все жители посёлка, но люди оказались бессильны перед стихией (выразительное чтение о поведение людей из 8, 15, 18 глав). Дайте оценку их поступкам.

  2. Почему «Петрович» (Иван Петрович) каждый день вспоминает родную Егоровку, хотя уже 20 лет живёт в Сосновке? Чем Егоровка близка ему? А что привлекает его у сына в Сырниках? (главы 6,13,15)

  3. Чем жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? С чего начался «разлад» Егорова с сосновцами и приезжими? Как он относится к работе, к людям и как люди относятся к своим обязанностям?

Две позиции: Егорова и Боронникова. Кто прав? (глава 4,9,13) (чтение или пересказ)

  1. Почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой? В чем он видит «беспорядок внутри себя» и что приводит его навстречу кризису. (глава 11,13)

  2. Нашел ли Иван Петрович выход из тупика? Его выжила родная Сосновка: убит дядя Хампо. Что это? Торжество зла? Как на этот вопрос отвечает автор? Сравните начало и финал повести. Что изменилось в настроениие Ивана Петровича и сосновцев? Какую философскую нагрузку несёт пейзаж?


Перед началом работы в группе ставлю главный вопрос повести:


«Мы почему, Иван, такие-то? - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре ,- Почему мы такие нравственно разобщённые??»

Этот вопрос из повести есть начало поиска решения центральной проблемы. Итак, осмысливаем более частные вопросы:

- Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь сбежался весь посёлок?

(читаем и анализируем текст: во-первых, потому что посёлок строили наспех, все средства тушения пожара негодны, во-вторых, пожар кому-то на руку, … но главное – пожар окончательно выявил, кто есть кто и высветил их гражданскую позицию: на пожаре совсем мало людей, которые спасают других, добро (это: пожилой Водников Б.Т., «отчаянная душа» Афоня, «человек надёжный» Семён, Хампо, Иван Петрович).


Учитель: Здесь же показаны те, кто пришёл на пожар «погреть руки». С первого взгляда «архаровцы» работают с азартом, но работают там, где можно поживиться (ведь горят склад, магазин) и до тех пор, пока не дошли до «наиходового товара». А потом уже и сами гибнут и убивают других «из-за цветных тряпок». Поэтому «пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят души честных тружеников, горят души пьяниц и бездельников.

    • С чего же в Сосновке начался нравственный разлад? Почему Иван Петрович вспоминает Егоровку? (Егоровцы жили по своим неписанным законам нравственности, и не было ни воров, ни пьяниц. Олицетворением нравственного духа является дядя Хампо, для которого один закон – «чужого не трожь». У всех егоровцев благородная привычка – труд.)

    • А чем же жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? (Беспорядок в Сосновке начинается с того, что нормой жизни здесь является воровство, люди живут без корней, временно, жизнь обретая на обмане…) Отсутствие забот о духовной пище, хищническое отношение к природе – всё это развращает людей, делает их безнравственными, приучает к лёгкой жизни.

У

Наше время:

вот они «сильные мира сего»

(рэкет)

читель:
Автор предостерегает нас, что такая жизнь может привести нас к страшным потерям, которые сказываются на грядущих поколениях. Произошла переоценка нравственных ценностей: сосновцы смотрят косо на тех, кто твердит «о совести», другие (типа архаровцев) давят, притесняют тех, кто идёт против, устанавливают свои порядки!

А как получилось, что они завладели посёлком? (- А люди разбрелись всяк по своему, по одиночке…). Разобщённость, борьба в одиночку не даёт результатов. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло – в силу.

Мысли о том, почему и как это произошло не дают Ивану Петровичу покоя: наступил внутренний разлад. Выход из тупика автор видит в нравственном начале, нашедшем в повести своё конкретное воплощение в рассуждениях о четырёх порядках жизни:

  • В чувстве дома с семьёй

  • В чувстве общения с людьми

  • В чувстве работы

  • В чувстве отечества, земли, дома

И если это всё есть – человек счастлив.

    • Сосновка выжила своего лучшего представителя Ивана Петровича, убит Хамно. Что это? Торжество зла? Да нет же. Поставлен диагноз. Сосновка больна /людьми/. Просвечена пожаром, как рентгеном, теперь дело за лечением и исцелением. А оно будет. В этом все убедились на пожаре.

    • Как природа помогает понять идею повести? Пейзаж полон глубокого смысла: вначале земля в оцепенении, не верит в возрождение, то в конце «… и просыпалась земля».

    • Какие художественные особенности в повести (хочется подчеркнуть публицистический накал повествования, слияние авторского восприятия с оценкой героев: внутренние монологи автора неотделимы от голосов героев- всё это позволяет говорить об образе автора - нашего современника, гражданина).


Вывод

Во имя чего написана повесть? (Зачитать финал: «Пожар, условно говоря …»). Эта повесть заставила нас задуматься о том, как мы живём, как следует жить ЧЕЛОВЕКУ. Спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, в том, чтобы передавать духовно-нравственные традиции из поколения в поколение, формировать позицию гражданина.

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по повести В.П. Распутина «Пожар»

Автор: Стрижаченко Галина Николаевна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Методическая разработка урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "385898"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485846384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства