Цели: | Создать условия, чтобы учащиеся осознали важность употребления добрых слов, совершение хороших поступков, служащие для блага всех, что будет способствовать ненасилию; Воспитать у детей толерантность и положительное отношение к окружающему миру; Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя. |
Результаты обучения: | Знать: определение ситуаций, изображенных писателем, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, тревогу, призыв. Уметь: слушать и концентрировать внимание, творчески представлять свои мысли. |
II. Активизация деятельности учащихся. Душа
| 13 мин. | Распределение в группы. Вызов: Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы- собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? Душа.…А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета. Работа со значением слова. - Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова, которые мне удалось записать на доске. - Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души (по 2-3 глагола в каждый столбик) - Я позволю себе добавить в каждый столбик по одному слову. В первый «трудится», во второй «ленится». Первое слово помогает нам самосовершенствоваться, а второе приближает нас к бездушным роботам. Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души. - Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа». У него есть стихотворение «Не позволяй душе лениться». С ним мы и будем работать в нашей мастерской. Почему, на ваш взгляд, «нельзя позволять душе лениться»? – Какие цели мы наметим сегодня на урок? | 1)Образуют группы. - Душа.
2) Индивидуальная работа. 3) Проверка результатов. Запись ассоциаций на доску. 4)Чтение работ. Группа предлагает свое определение. А) Душа – поле борьбы добра и зла. ( Л.Н. Толстой) Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка) В) Душа – это человек. ( Христианство) 5) Заполняють два столбика: первый со знаком «+», второй со знаком «- ». + - радуется страдает ликует тревожится Чтение глаголов и их запись на доске. Формулируют цели урока. |
III. Усвоение новых знаний Самостоятельная работа. | 15мин. | - Обсудите в группе и приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, «душа трудится» и когда «ленится». - А теперь приступим к работе. У каждой группы есть задание, выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится. 4) Мастера кисти. Задание. Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении? 5) Мастера образа. Задание. В каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи) Почему душа – это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? Что произойдет с душой, если она не будет трудиться? Почему душу нужно заставлять работать и держать в черном теле? Почему душа должна «жить с тобой по-человечьи»? 6) Мастера мысли. Задание. О чем это стихотворение? Какое настроение вызывает? С помощью каких средств создается это настроение? О чем заставляет задуматься стихотворение? К чему призывает автор? | Работа в группах. Выступления групп. От каждой группы по одной ситуации Задания для групп. 1) Мастера художественного слова. Задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения (выдается памятка «Выразительное чтение»). 2) Мастера слова. Задание. 1) Объясните значение слов и выражений. 1 строфа «чтоб в ступе воду не толочь». 2 строфа «тащи с этапа на этап», « пустырь», «бурелом», «ухаб». 3 строфа «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» 4 строфа «дать поблажку», «последнюю рубашку сорвет». 2) Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Зачем их так много? 3) Мастера пунктуации. Задание. Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте? Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки? |
IV. Закрепление новых знаний. | 10мин. | - Заполнить таблицу Лексические средства и их функции | Синтаксические средства и их функции | Образы | Тема, идея стихотворения | | | | | - Какова идея стихотворения? В каких строчках она заключается? - Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? - Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали? - Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Что такое труд души? | Выступления групп. Слушая выступления, ученики заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы.
- Труд души. |