kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе на тему "Царевна лягушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Царевна- Лягушка».

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по изучению волшебной сказки «Царевна -Лягушка.

Задача№1. Повторить понятия сказки, её виды.

Задача№2. Развивать навыки работы с текстом, обучить художест­венному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведе­ния; развивать навыки беглого выразительного чтения.

Задача№3. Развивать навыки художественного пересказа.

Ход урока.

  1. Объявление темы и цели урока.
  2. Побуждение

1. Беседа

Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказ­ки» из учебника);

Что такое «сказки»?

Поясните слова А. С. Пушкина:

Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?

4. Что хотели люди отразить в сказках?

5. Какие виды сказок вы знаете?

6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».

 7.Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
 

2. Слово учителя

Сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.

М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возмож­ности летать по воздуху - об этом говорят нам легенды. а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о «сапогах-скороходах». Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против вра­га; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный руч­ной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой.» Это сказ­ка «Царевна-лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.

 

  1. Реализация

1. Чтение сказки.

    2.Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.

Обучение художественному пересказу.

В давние времена существовала на Руси почетная профессия - «скази­тель». Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рас­сказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну - сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведе­ния, записанные в 50-е годы XX в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» - «И звери говорили? И Мертвые воскресали?» - «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?.»

Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки. Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция - брать сказителя в ар­тель. И за свою работу - сказывание сказок - он получал равную со всеми плату.

До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев - эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.

4. Составление и запись плана пересказа.

1. Сватовство царевичей.

2. Испытание невесток.

а) испечь каравай хлеба;

б) выткать ковер за ночь;

в) приехать на царский пир.

3. Иван-царевич и старый старичок.

4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.

5. Царевич и Баба-Яга.

6.Счастливое завершение сказки.
 

  1. Рефлексия
  2. Пересказ (отдельные учащиеся)
  3. Обобщение, подведение итогов урока. Инструктаж по домашнему заданию.

Домашнее задание: перечитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе на тему "Царевна лягушка"»

Тема: «Царевна- Лягушка».

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по изучению волшебной сказки «Царевна -Лягушка.

Задача№1. Повторить понятия сказки, её виды.

Задача№2. Развивать навыки работы с текстом, обучить художест­венному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведе­ния; развивать навыки беглого выразительного чтения.

Задача№3. Развивать навыки художественного пересказа.


Ход урока.

  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Побуждение

1. Беседа

Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказ­ки» из учебника);

Что такое «сказки»?

Поясните слова А. С. Пушкина:

Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

  1. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?

  2. Что хотели люди отразить в сказках?

  3. Какие виды сказок вы знаете?

  4. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».

7.Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?

2. Слово учителя

Сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.

М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возмож­ности летать по воздуху - об этом говорят нам легенды... а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о «сапогах-скороходах»... Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против вра­га; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный руч­ной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...» Это сказ­ка «Царевна-лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.


  1. Реализация

1. Чтение сказки.

2.Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.

Обучение художественному пересказу.

В давние времена существовала на Руси почетная профессия - «скази­тель». Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рас­сказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну - сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведе­ния, записанные в 50-е годы XX в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» - «И звери говорили? И Мертвые воскресали?» - «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»

Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки. Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция - брать сказителя в ар­тель. И за свою работу - сказывание сказок - он получал равную со всеми плату.

До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев - эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.

4. Составление и запись плана пересказа.

  1. Сватовство царевичей.

  2. Испытание невесток.

а) испечь каравай хлеба;

б) выткать ковер за ночь;

в) приехать на царский пир.

  1. Иван-царевич и старый старичок.

  2. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.

  3. Царевич и Баба-Яга.

6.Счастливое завершение сказки.

  1. Рефлексия

  1. Пересказ (отдельные учащиеся)

  2. Обобщение, подведение итогов урока. Инструктаж по домашнему заданию.

Домашнее задание: перечитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока по литературе на тему "Царевна лягушка"

Автор: Вакулина Наталья Вячеславовна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства