Тема: «Царевна- Лягушка».
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по изучению волшебной сказки «Царевна -Лягушка.
Задача№1. Повторить понятия сказки, её виды.
Задача№2. Развивать навыки работы с текстом, обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения.
Задача№3. Развивать навыки художественного пересказа.
Ход урока.
- Объявление темы и цели урока.
- Побуждение
1. Беседа
Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника);
Что такое «сказки»?
Поясните слова А. С. Пушкина:
Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?
4. Что хотели люди отразить в сказках?
5. Какие виды сказок вы знаете?
6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».
7.Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
2. Слово учителя
Сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.
М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорят нам легенды. а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о «сапогах-скороходах». Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой.» Это сказка «Царевна-лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.
- Реализация
1. Чтение сказки.
2.Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.
Обучение художественному пересказу.
В давние времена существовала на Руси почетная профессия - «сказитель». Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну - сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы XX в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» - «И звери говорили? И Мертвые воскресали?» - «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?.»
Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки. Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция - брать сказителя в артель. И за свою работу - сказывание сказок - он получал равную со всеми плату.
До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев - эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.
4. Составление и запись плана пересказа.
1. Сватовство царевичей.
2. Испытание невесток.
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковер за ночь;
в) приехать на царский пир.
3. Иван-царевич и старый старичок.
4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
5. Царевич и Баба-Яга.
6.Счастливое завершение сказки.
- Рефлексия
- Пересказ (отдельные учащиеся)
- Обобщение, подведение итогов урока. Инструктаж по домашнему заданию.
Домашнее задание: перечитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.