kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе "К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя.Очерк "Мещёрская сторона""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок  знакомит  учащихся  с  новым  для  них  жанром  художественного  произведения  -  очерком  -  и  его  особенностями;  формирует  умение  следить  за  мыслью  автора,  воспринимать  его  чувства,  настроение;  способствует  развитию  воссоздающего  воображения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя.Очерк "Мещёрская сторона"" »

Технологическая карта урока

Тема урока: К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк «Мещерская сторона».

Тип урока: урок открытия нового знания

Класс: 5 Б

УМК: Г.И.Беленького

Цель: анализ очерка Паустовского.

Познакомить учащихся с новым для них жанром художественного произведения – очерком – и его особенностями.

Анализируя, познать гармонию человека и природы; обратить внимание на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном,воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе и родной земле.

УУД личностные: развивать воссоздающее воображение учащихся, их устную и письменную речь, умение выразительно читать отдельные отрывки произведения.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного мировоззрения, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами, знание истории, языка, культуры своего народа.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владение основами самоконтроля.

Предметные: умение анализировать поэтическое произведение, определение элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания; следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения.

Основные понятия: очерк

Межпредметные связи: иллюстрации к рассказам К.Г.Паустовского.

Ресурсы: ИКТ


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Работа над эпиграфом


Жизнь природы достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано благожелательно, правдиво и вдумчиво, благородно и обстоятельно. Н. Сладков


А теперь на основе высказанных мнений попытайтесь сформулируйте каждый для себя цель урока: чему бы вы хотели научиться, какие навыки развивать и формировать?


Высказывают предположения, аргументируют свою точку зрения.






Формулируют собственные цели урока.





II. Проверка домашнего задания

Турнир чтецов.

- Какие стихотворения русских поэтов XIX- ХХ века о природе вам больше всего понравились, затронули вашу душу, взволновали, возбудили какие-то чувства?


- Обоснуйте свой выбор.

-Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?


Обобщение учителя

-Сейчас вы прочитали замечательные стихи русских поэтов о прекрасном. Самое высокое, яркое слово: прекрасное. Как много оно значит и как хорошо, что оно есть. И как прекрасно, что есть люди, которые могут увидеть это прекрасное, и не просто увидеть, а запечатлеть и подарить нам, чтобы мы, читая их стихи, слушая их музыку, любуясь их картинами, тоже прикоснулись к этому прекрасному, учились его видеть, замечать, любить.

Дети отвечают.

Слушают чтение стихотворений, сопоставляют тексты, эмоционально воспринимают лирику, формулируют тему стихотворений.









III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий

Теория литературы.

- А как случается, что самые обыкновенные картины, скромные, порой даже неброские, под пером художника слова оживают, преображаются, становятся прекрасными?

- Что использует автор для этого? Какие средства?

- Найдите примеры из стихотворений.

Дети приводят примеры

Это достигается с помощью эпитетов, метафор, олицетворения, сравнений.


Устная работа с текстами.



Работа со словарем:


Метафора – переносное значение слова, скрытое сравнение, сближение явлений по зависимости их значений.





IV. Самостоятельное выполнение задания (с помощью учителя)

- Только ли в поэзии можно увидеть такие прекрасные картины?

-может ли проза соперничать с поэзией в красоте описаний?

- Давайте докажем, что повести и рассказы Паустовского являются достойными соперниками поэзии.

- Нередко писателя называют художником слова, даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений. Достоин ли их Паустовский? Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы.

Рассказ о жизни и творчестве писателя.

(рассказывают подготовленные учащиеся)


Обобщающее слово учителя.


- Когда называешь имя Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовкий — это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз» и «Черное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для него оказалось знакомство именно со средней полосой России.


Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.


Именно средняя полоса — Мещёрская сторона стала последней земной привязанностью писателя.


Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей, у него много интересных очерков и рассказов о Чехове, Блоке, Лермонтове, Гоголе и других великих людях. Но все-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, и мы с волнением читаем о них, хотя в этих произведениях нет ни острого сюжета, ни каких-то захватывающих происшествий. В чем же дело? Может в великой любви к людям. А может быть, в умении остановиться, внимательно посмотреть на то, что тебя окружает, и в самом простом увидеть прекрасное.


- А как и при каких обстоятельствах Паустовский открыл для себя эту землю?


Сам Паустовский о своей повести говорил:

Это — записи размышлений, простой разговор с друзьями. Это - признание в любви к нашей природе и всей России.

- А где же находится Мещера?


Анализ повести

- А теперь давайте обратимся к самой повести. Какова композиция повести. В чем ее особенности?


Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение, они не соединены общим сюжетом. Вообще в повестях нет захватывающего сюжета, хитро завязанной фабулы, но все-таки эти отдельные очерки представляют собой единое целое, они объединены общим героем. Герой этот — автор-рассказчик. В повести можно выделить два плана: описательный и повествовательный (событийный), но есть еще и познавательный, то есть точное знание.

Анализ очерка «Обыкновенная земля».

-Как вы объясните название очерка?

- Не кажется ли оно вам полемичным, обманчивым?


Обыкновенной она кажется только тому, кто пробыл здесь всего несколько дней, а если вглядеться, всмотреться, вслушаться, если сжиться с этой землей?


- Что можно увидеть в Мещерском крае?

- Что можно услышать?

- Много это или мало?

- Какова идея этого очерка?


Как необыкновенна кажущаяся на первый взгляд самая обыкновенная земля.





















Рассказ о жизни и творчестве писателя.
































Чтение статьи учебника-хрестоматии «Певец Мещёры» (стр. 175 – 177). Отвечают на вопросы по статье.























Географическое расположение Мещерской низины (подготовлены сообщения).

Карта (план-схема).


- На карте изображен путь, обозначены основные пункты. Мещерская сторона - это место между Рязанью и Владимиром. Мы не пройдем мимо Мшаров, побываем на лесных реках и каналах, зайдем в леса, прогуляемся по лугам. Возьмите с собой воображение и в путь!

































Дети читают очерк «Обыкновенная земля» ( стр. 177 -178). Отвечают на вопросы учителя.

V. Обобщение и систематизация.

- Можно ли назвать Паустовского художником слова?

Проза Паустовского похожа на стихи. В ней светится Левитанская пейзажная лирика, русские мелодии Чайковского.

- какие чувства пробудила у вас поэзия Паустовского?

- О чем заставила задуматься?

- Чему научила?


Ответы детей

VI. Подведение итогов урока, оценивание

Подошел к концу наш урок, но, думаю, путешествие в мир литературы и природы будет продолжаться всю жизнь.

Домашнее задание:

к следующему уроку подберите материал:

I группа – знакомство с очерком “Мшары” и подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста;


II группа – знакомство с очерком “Леса” и подготовка иллюстрации и карты – схемы путешествия, чтение наизусть отрывка текста;


III группа – знакомство с очерком “Луга”, подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста;


- Рефлексия урока.

-Какую цель мы ставили в начале занятия?

-Мы её достигли?

-Ребята, чему научились мы у Паустовского?

-Сегодня на уроке я был(а) каким учеником (какой ученицей?)?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Спасибо за урок.






Слушают комментарий учителя, записывают задание.




















Самооценка урока




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Костина Лилия Сергеевна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201129


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства