Организационный момент Работа над эпиграфом | Жизнь природы достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано благожелательно, правдиво и вдумчиво, благородно и обстоятельно. Н. Сладков А теперь на основе высказанных мнений попытайтесь сформулируйте каждый для себя цель урока: чему бы вы хотели научиться, какие навыки развивать и формировать? | Высказывают предположения, аргументируют свою точку зрения. Формулируют собственные цели урока. |
II. Проверка домашнего задания | Турнир чтецов. - Какие стихотворения русских поэтов XIX- ХХ века о природе вам больше всего понравились, затронули вашу душу, взволновали, возбудили какие-то чувства? - Обоснуйте свой выбор. -Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении? Обобщение учителя -Сейчас вы прочитали замечательные стихи русских поэтов о прекрасном. Самое высокое, яркое слово: прекрасное. Как много оно значит и как хорошо, что оно есть. И как прекрасно, что есть люди, которые могут увидеть это прекрасное, и не просто увидеть, а запечатлеть и подарить нам, чтобы мы, читая их стихи, слушая их музыку, любуясь их картинами, тоже прикоснулись к этому прекрасному, учились его видеть, замечать, любить. | Дети отвечают. Слушают чтение стихотворений, сопоставляют тексты, эмоционально воспринимают лирику, формулируют тему стихотворений. |
III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий | Теория литературы. - А как случается, что самые обыкновенные картины, скромные, порой даже неброские, под пером художника слова оживают, преображаются, становятся прекрасными? - Что использует автор для этого? Какие средства? - Найдите примеры из стихотворений. | Дети приводят примеры Это достигается с помощью эпитетов, метафор, олицетворения, сравнений. Устная работа с текстами. Работа со словарем: Метафора – переносное значение слова, скрытое сравнение, сближение явлений по зависимости их значений. |
IV. Самостоятельное выполнение задания (с помощью учителя) | - Только ли в поэзии можно увидеть такие прекрасные картины? -может ли проза соперничать с поэзией в красоте описаний? - Давайте докажем, что повести и рассказы Паустовского являются достойными соперниками поэзии. - Нередко писателя называют художником слова, даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений. Достоин ли их Паустовский? Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы. Рассказ о жизни и творчестве писателя. (рассказывают подготовленные учащиеся) Обобщающее слово учителя. - Когда называешь имя Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовкий — это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз» и «Черное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для него оказалось знакомство именно со средней полосой России. Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Именно средняя полоса — Мещёрская сторона стала последней земной привязанностью писателя. Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей, у него много интересных очерков и рассказов о Чехове, Блоке, Лермонтове, Гоголе и других великих людях. Но все-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, и мы с волнением читаем о них, хотя в этих произведениях нет ни острого сюжета, ни каких-то захватывающих происшествий. В чем же дело? Может в великой любви к людям. А может быть, в умении остановиться, внимательно посмотреть на то, что тебя окружает, и в самом простом увидеть прекрасное. - А как и при каких обстоятельствах Паустовский открыл для себя эту землю? Сам Паустовский о своей повести говорил: Это — записи размышлений, простой разговор с друзьями. Это - признание в любви к нашей природе и всей России. - А где же находится Мещера? Анализ повести - А теперь давайте обратимся к самой повести. Какова композиция повести. В чем ее особенности? Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение, они не соединены общим сюжетом. Вообще в повестях нет захватывающего сюжета, хитро завязанной фабулы, но все-таки эти отдельные очерки представляют собой единое целое, они объединены общим героем. Герой этот — автор-рассказчик. В повести можно выделить два плана: описательный и повествовательный (событийный), но есть еще и познавательный, то есть точное знание. Анализ очерка «Обыкновенная земля». -Как вы объясните название очерка? - Не кажется ли оно вам полемичным, обманчивым? Обыкновенной она кажется только тому, кто пробыл здесь всего несколько дней, а если вглядеться, всмотреться, вслушаться, если сжиться с этой землей? - Что можно увидеть в Мещерском крае? - Что можно услышать? - Много это или мало? - Какова идея этого очерка? Как необыкновенна кажущаяся на первый взгляд самая обыкновенная земля. | Рассказ о жизни и творчестве писателя. Чтение статьи учебника-хрестоматии «Певец Мещёры» (стр. 175 – 177). Отвечают на вопросы по статье. Географическое расположение Мещерской низины (подготовлены сообщения). Карта (план-схема). - На карте изображен путь, обозначены основные пункты. Мещерская сторона - это место между Рязанью и Владимиром. Мы не пройдем мимо Мшаров, побываем на лесных реках и каналах, зайдем в леса, прогуляемся по лугам. Возьмите с собой воображение и в путь! Дети читают очерк «Обыкновенная земля» ( стр. 177 -178). Отвечают на вопросы учителя. |
VI. Подведение итогов урока, оценивание | Подошел к концу наш урок, но, думаю, путешествие в мир литературы и природы будет продолжаться всю жизнь. Домашнее задание: к следующему уроку подберите материал: I группа – знакомство с очерком “Мшары” и подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста; II группа – знакомство с очерком “Леса” и подготовка иллюстрации и карты – схемы путешествия, чтение наизусть отрывка текста; III группа – знакомство с очерком “Луга”, подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста; - Рефлексия урока. -Какую цель мы ставили в начале занятия? -Мы её достигли? -Ребята, чему научились мы у Паустовского? -Сегодня на уроке я был(а) каким учеником (какой ученицей?)? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Спасибо за урок. | Слушают комментарий учителя, записывают задание. Самооценка урока |