Разработка урока по литературе А.С.Пушкин. Повесть "Капитанская дочка"
Разработка урока по литературе А.С.Пушкин. Повесть "Капитанская дочка"
Конспект урока-размышления содержит материал путешествия поэта в город Уральск,где он собирал сведения о Е.Пугачеве.Раскрывает проблемы вопросов " чести, долга,верности и милосердия "в понимании героев повести и в понимании учащихся.Большое внимание уделяется проблемам нравственности, смысла жизни,чести, достоинства,долга,милосердия -чего не хватает в наши дни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе А.С.Пушкин. Повесть "Капитанская дочка" »
КГУ «Георгиевская средняя школа»
Вопросы чести,долга,верности и милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанскаядочка» (открытый урок по литературе в 8«а» классе)
Учитель Ахметжанова Г.А.
Тема урока: Вопросы чести, долга, верности и милосердия в повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»
Цели урока:
Образовательная цель: проверить усвоение материала; формирование умения работы над
ключевыми проблемами повести: подготовить к сочинению.
Развивающая цель: формирование культуры речи; обогащение словарного запаса; умение
работать с дополнительной литературой; развитие познавательного интереса; привитие интереса к чтению худ. литературы.
Воспитательная цель: нравственное воспитание, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок- размышление.
Виды работы: самостоятельная работа, работа в парах, в группе.
Оборудование: ИД, слайды-портреты А.С. Пушкина, Е. Пугачева, карта путешествия, картины «по местам Е. Пугачева», звуковое приложение «Калмыцкой сказки».
Ход урока.
Орг. момент
Постановка цели урока.
1.Слово учителя. На фоне портрета А.С Пушкина.
Литературное наследие А.С Пушкина-высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, неприятия всяческого произвола, унижение личности, насилия над ней, ханжества, лицемерия.
Вся поэзия Пушкина-это лирический дневник.
Пушкин первый из русских поэтов дал образец поэзии исключительно светской, гордой и величавой, не бьющей поклоны ни царю земному, ни небесному, непоющий им оды. Поэзии, творящей из самой себя целую Вселенную Прекрасного, Доброго, Вечного.
В стихотворной форме выразил свое кредо поэтической свободы:
Никому
Отчеты не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.
Поэтическая пятиминутка. На фоне картины «Осень»
1.Отрывок из стихотворения «Осень» 1833год (5-12 строфа)
2. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».
3. Слово учителя на фоне портрета Пушкина
Сначала 30 годов проза Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. После событий 1825 г. он вновь обращается к истории, к сильным личностям. Интерес поэта к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Он обращается к новому для себя жанру-историческому роману. Фигура Пугачева теперь все более и более его привлекает и завораживает. Тему Пугачева он решает в двух планах: и в качестве профессионального историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».
Сначала было создано произведение историческое. Сам Пушкин гордился высоким профессионально-научным уровнем «Истории Пугачева».
Мир жизни художественно осмысленной Пушкиным полон поразительных совпадении, или -если употребить Пушкинские слова «Странных сближении». Не избежал таких сближении и город Уральск, где побывал поэт, собирая сведения о своем герое.
Сообщение ученика «О путешествии поэта по Уральску». На фоне карты маршрута А. Пушкина. Материал из газеты «КП» от 29.09.2006 статья «Поехал я в Уральск».
Слово учителя. Историческая справка о причинах восстания яйцких казаков под руководством Е. Пугачева. (Книга Г. Волкова «Мир Пушкина» стр.134-135.)
Пушкин-историк опроверг официальную версию, что мятеж был происками «Емельки». Он пришел к выводу, что не будь Пугачева «Сыскался бы другой предводитель восстания». И утверждал-мятеж вызвали несправедливые притеснения со стороны правительства. Оно, а не казаки виновны в нем.
Вот главный вывод Пушкина!
Слово учителя. На фоне картины «По совести исполнил долг историка».
Итак, повесть «Капитанская дочка», законченная за несколько месяцев до смерти, повесть об исторических событиях, историческое исследование, история людей, переплетенных с судьбой страны, повесть-завещание, плод размышлении писателя-мыслителя, философа. .Но главное для автора показать в произведении, как ведут себя люди в неординарной ситуации.
Вспомните эпиграф в повести?
Кто-то из героев на протяжении всей жизни независимо от обстоятельств следует этому девизу, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни.
Поэт не сообщает известные факты, а проживает, чувствует этот острый момент вместе с очевидцами. Понятие чести- самое важное в «Капитанской дочке». Повесть- не только повествование о событиях русской истории, но и история взросления души молодого человека, сохраняющей честь и достоинство при любых, даже самых страшных обстоятельствах.
7.Словарная работа. Обьяснить лексическое значение слов: