5 класс
Урок № 65.
Тема. Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.
Цель:
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Ж.Рони-Старшего; выявить гуманистическую идею отрывка из повести «Борьба за огонь»;
формировать навыки выразительного чтения, пересказа; работы с иллюстрациями;
воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Знакомство с некоторыми фактами биографии Ж.Рони-Старшего.
2.1.Вступительное слово учителя.
Известный французский писатель Жозеф Рони-Старший (1856-1940) увлекался загадками человеческой психики, писал о межпланетных путешествиях (именно ему принадлежит приоритет в изобретении термина «астронавтика»). Главным направлением его творчества была научная фантастика. Он стоял у истока романа катастроф. Кроме того, им были написаны такие фантастические произведения, как «Загадка драгоценного камня» (1917), «Спутники Вселенной» (1934).
2.2.Пересказ статьи учебника о Рони-Старшем.
2.3.Вопросы учащихся по статье (реализация домашнего задания).
3.Анализ глав повести, помещённых в учебнике.
3.1.Вступительное слово учителя.
С точки зрения современной науки повесть «Борьба за огонь» не соответствует представлениям о той древней эпохе. Но писатель в художественном произведении волен смещать некоторые понятия во имя основной идеи. Ж.Рони-Старший, обращаясь к периоду, настолько отдалённому от нас, что трудно установить точные детали быта, нравов, уровня умственного развития первобытного человека, показывает одновременно людей разных племён, находящихся на разных стадиях развития.
Писатель стремился на одном отрезке времени показать эволюцию человека. Отдалённость эпохи давала волю фантазии художника. Он наделял своих первобытных людей чувствами современного человека (только в более примитивном виде), что позволяло ему рисовать увлекательную картину далёкого прошлого.
В центре повести «Борьба за огонь» драматическая история: племя уламров осталось без огня. Добывать его они не умеют – могли только хранить его. Вражеское племя уничтожило огонь, и нужно во имя сохранения племени добыть его где угодно. Юноша Нао, самый сильный в этом племени, вызвался достать огонь. В награду ему обещали дочь вождя. У Нао есть соперник, который тоже обещает добыть огонь. Они идут в разные стороны. Для племени не имеет значения, кто из них принесёт огонь, важен сам по себе источник жизни и силы человека, защитник от диких зверей и страшного мира, который их окружает.
На своём пути Нао встречает племена, находящиеся на разной стадии развития. Необыкновенно поэтично и в то же время драматично и захватывающе описывается природа.
3.2.Пересказ учащимися главы третьей «В логове медведя» из части первой по составленному дома цитатному плану.
- Чем был опасен именно серый медведь?
- С помощью каких изобразительных средств рисуется образ серого медведя?
- Благодаря чему юношам удалось одержать победу над сильным и опасным хищником? О каких качествах Нао свидетельствует схватка с медведем?
Автор подчёркивает, что главным качеством людей в те времена было чувство самосохранения. Господствовали первобытные инстинкты, которые люди не умели и не стремились обуздать. Сила – единственное, что давало преимущество над другими. На этом фоне показано развитие благородных чувств и стремлений Нао, стремящегося защитить более слабых товарищей.
3.3. Пересказ учащимися главы первой «Пепел» из части второй по составленному дома цитатному плану.
- Какой фрагмент главы свидетельствует о том, что для Нао битва за огонь является смыслом жизни?
3.4. Пересказ учащимися главы пятой «Битва за огонь» из части второй по составленному дома цитатному плану.
- Рассмотрите иллюстрации Л.П.Дурасова в учебнике. Какие детали, подчёркнутые художником, свидетельствуют о накале страстей в эпизодах сражения с медведем и Кзамом за огонь?
Полные динамики позы героев свидетельствуют о готовности сражаться до конца, решительности, бесстрашии. Идёт тяжёлая борьба за существование, в которой победит сильнейший. Она требует напряжения душевных и физических сил. Предельный накал страстей ощущается в выражении лиц героев, передан в очертаниях фигур.
III. Подведение итогов урока.
- Выразительно прочитайте отрывок от слов «Двое из его врагов были мертвы…» до слов «Он не чувствовал никакой ненависти к поверженным врагам». Как характеризует юношу-победителя его отношение к побеждённому и поверженному врагу? Какая фраза в этом отрывке является самой важной? Почему?
«И вдруг какое-то странное, не понятное ему самому отвращение овладело сыном Леопарда при мысли, что ещё одна жизнь сейчас угаснет».
Фраза говорит о том, что, несмотря на суровые законы борьбы за существование, человеческое в человеке побеждает. Нао смел, решителен, исполнен ненависти к сильному врагу, но он не может расправиться со слабыми.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника о Джеке Лондоне, с.223-224, ч.2.
2.Прочитать «Сказание о Кише», с. 225-233, ч.2.
3.Составить цитатный план рассказа.
4.Инд.задания. Подготовить сообщения о Д.Лондоне:
- «Увлечение чтением»;
- «Джек Лондон на Аляске».
3