kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему «Русская проза конца XX-начала XXI веков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ссылаясь на рабочие программы общеобразовательных школ, в которых на курс литературы отводится минимум 102 часа в год (на базовом уровне), обратим внимание на количество часов, посвященных изучению современной русской литературы. Стоит отметить, что знакомство с произведениями таких авторов как И.А. Бродский, В.М. Шукшин, А.В. Вампилов уже является обязательным. Отдельным итоговым разделом является «Обзор литературы последнего десятилетия», на изучение которого выделяется два часа. Безусловно, такого времени не хватит учителю для того, чтобы дать полное представление о современном литературном процессе и обратиться к творчеству хотя бы нескольких авторов. Конечно, обучающиеся профильных классов, лицеев, гимназий смогут более подробно изучить основные направления современной литературы, познакомиться с несколькими ее представителями (на изучение раздела дается от 5 до 9 часов).

Мы остановимся на программе базового уровня. Как было отмечено ранее, учитель имеет право вносить корректировки при составлении собственной рабочей программы. Следовательно, учитель может самостоятельно выбрать автора в контексте изучения современной русской литературы. Попробуем представить имя Ю.В. Мамлеева для изучения раздела «Современная литература последнего десятилетия» в 11 классе базового профиля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему «Русская проза конца XX-начала XXI веков» »

Разработка урока на тему «Русская проза конца XX-начала XXI веков»

Цель: дать представление об основных чертах современного литературного процесса, познакомить с именем Ю.В. Мамлеева как яркого представителя современной прозы в России.

Задачи:

 Дидактическая: дать представление об основных направлениях в современной русской литературе, представить имя Ю.В. Мамлеева в контексте изучаемой темы: рассмотреть метод Ю.В. Мамлеева;

Развивающая: расширение литературного кругозора, умение соотносить явления классической и современной литературы, развитие философско- литературного мышления, работа над развитием речи и мышления (сравнение, обобщение, анализ);

Воспитательная: формирование нравственных качеств личности, таких как внимательное отношение к миру, действительности, человеку; интереса к самопознанию через изучение произведений современной литературы;

Форма урока: урок знакомства с новым материалом;

Оборудование: записи на доске, компьютер, мультимедийный проектор, фрагменты презентации «Жизнь и творчество Ю.В. Мамлеева», раздаточный материал для подготовки к домашнему заданию (рассказ Ю.В. Мамлеева «Живое кладбище»)

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы, цели, задач урока

Слово учителя: На последних уроках мы знакомились с произведениями второй половины XX века, но на этом изучение литературы не заканчивается. Ведь время идет дальше, а вместе с ним и продолжает жизнь литература. Сегодня мы поговорим о русской литературе последних двух десятилетий – о новейшей литературе. Познакомимся с ее представителем- Ю.В. Мамлеевым. Запишем тему урока: «Русская проза конца XX- началаXXI веков. Творчество Ю.В. Мамлеева»

  1. Создание проблемной ситуации

Слово учителя: Говоря о тех явлениях, которые происходят в современной литературе, о тех произведениях, которые обратили на себя внимание читателей и критиков своей необычностью, нетрадиционностью, один из литературоведов дал определение «Другая проза» (С.Чупринин). А второй уточнил: «Плохая проза» (Д.Урнов). Попробуйте сопоставить эти характеристики. Что означает «другая проза»?

Гипотеза ответа: Другая - непривычная, какая-то непохожая на все то, что мы традиционно видим в произведениях русской литературы.

Вопрос: А чем отличается это определение от второго?

Гипотеза ответа: Второе явно несет негативную оценку. Друга может быть и ярче, интереснее и необычнее, а здесь уже диагноз, приговор.

Слово учителя: Да, это так, слово вы почувствовали, поняли, что перед нами явление спорное. Мы не будем судьями, выносящими окончательный приговор, мы попытаемся понять что же такое - «новая волна» в русской прозе.



3. Первый этап изучения темы

Слово учителя: Современная русская литература переживает ситуацию, явно схожую с той, которая сложилась в стране и культуре на рубеже 19-20 веков, ощущение пошатнувшихся основ, резкое изменение взглядов на общепринятые и общепризнанные ценности, моральные, социальные, политические, эстетические принципы, богатейшее разнообразие жанров, стилей, направлений.

Как вы думаете, в чем причина таких совпадений в мироощущении, в творчестве?

Гипотеза ответа: Распалась прежняя система ценностей, казавшаяся вечной и непререкаемой. Советская идеология, отбросив прежние, христианские нормы жизни, моральные заповеди, представления о главных принципах жизни, теперь рухнула сама, а вместе с ней и те жизненные установки, которые она провозгласила. Ушли в прошлое прежние герои литературы: покорители целины, героические рабочие, мудрые руководители колхозов и заводов, бюрократы, которых побеждали новаторы. Точно так же оказались теперь бессмысленными моральные установки: борьба как смысл жизни, победа любой ценой, идеология как основа общества.

Слово учителя: Характеризуя классическую русскую литературу, можно говорить о ее величайшем психологизме, постижении самых тонких духовных переживаний героя, о поиске смысла жизни, о стремлении понять, в чем заключаются истинные ценности и как найти к ним путь. Что же представляет собой новая, «другая проза»? Попробуем выделить основные черты этой литературы через знакомство с творчеством Ю.В. Мамлеева

  1. Второй этап изучения новой темы. Знакомство с творчеством Ю.В. Мамлеева

Слово учителя: Для вас я приготовила презентацию, в которой отражены основные сведения о жизни и творчестве Ю.В. Мамлеева. Смотрим и записываем главное.

Первый слайд: «Юрий Витальевич Мамлеев- современный писатель, поэт, философ, драматург. Родился 11 декабря 1931 года в Москве. В 1956 году окончил Московский Лесотехнический Институт, преподавал математику в вечерних школах. Наряду с этим занимался литературным творчеством, некоторое время жил в Америке, Франции, где также преподавал в университетах, но уже литературу и философию»

Слово учителя: Совсем немного сведений, не правда ли Но события внешней жизни мало важны для знакомства с творчеством Ю.В. Мамлеева. Узнаем подробнее о его творчестве.

Второй слайд: Ю.В. Мамлеев- основатель Южинской литературно- философской школы, главным объектом которой является метафизика. Метафизика- философское учение о вопросах бытия, высших духовных возможностях.

Слово учителя: Странный термин «метафизика»…Как вы думаете, о каких вопросах бытия идет речь?

Гипотеза ответа: Вопрос жизни и смерти. Вопрос о тайных знаниях, о чем-то непостижимом.

Слово учителя: Верно. Именно вопрос жизни и смерти является ключевым понятием метафизики. А как это можно связать с литературой?

Гипотеза ответа: Вопрос жизни и смерти может являться проблемой того или иного произведения.

Слово учителя: Сможете ли вспомнить имена авторов или названия произведений, для которых была характерна данная проблема?

Гипотеза ответа: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Слово учителя: Совершенно верно. Многих классиков волновали вопросы высшего порядка в жизни человека. Вернемся к Юрию Мамлееву, рассмотрим основные черты его художественного метода, узнаем немного о сюжетах, героях его произведений, рассмотрим, как они решают вопрос «жизни и смерти».

Третий слайд: Ю.В. Мамлеев- основоположник «метафизического реализма»- нового метода в литературе. «Метафизический реализм»- метод, соединяющий в себе философское понятие «метафизика», главными понятиями которой являются душа, разум, внутренний мир, с основными чертами реалистического метода, в основе которого лежит описание человека в реальной жизни. То есть, это метод раскрывает проблемы метафизического характера в реальной жизни обычного человека: внутренний мир человека на философском уровне, соотношение души и разума, поиски вечного внутри себя.

Слово учителя: Можно предположить, что героями Ю.В. Мамлеева являются обычные люди, живущие в реальном мире. Но отличать их будет особая тяга в философским вопросам, поискам неведомого. Именно эти поиски будут являться основой сюжета для рассказов автора. Вот, что говорит сам Юрий Витальевич о своих героях:

Четвертый слайд: ««…многие мои герои- путешественники в великое неизвестное, они хотят разрешить проблемы, недоступные человеческому разуму. Они переступили границы возможного, они пытаются ответить на вопросы, на которые человеку не положено отвечать, это приводит к тому, что они начинают сходить с ума, сдвигаться, приобретать не совсем человеческий облик. И вот тут… вопреки логике наступает внезапный катарсис…»

Пятый слайд: О сюжетах: «Как и все, беру материал из личного житейского, эмоционального, психологического и философского опыта. Иногда огромную роль играет случайная встреча, увиденное в метро необычное лицо или выражение глаз… Ведь даже фантастика всего лишь искаженная реальность. Нельзя написать о том, чего нет»

Слово учителя: Вот как говорит автор о сюжетах и героях своих произведений. Совершенно новый подход к литературе, согласитесь?

Гипотеза ответа: Да, можно согласиться. Конечно, нам пока не совсем понятен художественный метод автора, но впервые мы наблюдаем такой подход к созданию литературного произведения.

5. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания

Слово учителя: Подведем итоги нашего урока. О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали на уроке?

Гипотеза ответа: Темой нашего урока было изучение современной русской литературы. Мы узнали о главных ее особенностях. А также познакомились с одним ее представителем- Юрием Витальевичем Мамлеевым.

Слово учителя: Что вы можете сказать о творчестве Ю.В. Мамлеева?

Гипотеза ответа: Ю.В. Мамлеев- современный писатель, философ, создатель нового метода в литературе- «метафизический реализм». Герои его произведений реальные люди, которых волнуют философские вопросы и пути их решения в жизни.

Слово учителя: Совершенно верно. Я рада, что вы правильно поняли идеи Ю.В. Мамлеева. Для того, чтобы лучше разобраться в тонкостях художественного метода любого автора, а в данном случае Ю.В. Мамлеева, стоит обратиться к его произведениям. В этом и будет заключаться ваше домашнее задание. Сейчас я вам раздам распечатки рассказа Ю.В. Мамлеева «Живое кладбище». Ваша задача к следующему уроку- прочитать рассказ, попробовать сформулировать его тему, идею, проблему. (Или прочитать любой рассказ Ю.В. Мамлеева)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока на тему «Русская проза конца XX-начала XXI веков»

Автор: Суховерхова Надежда Вадимовна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства