Разработка урока литературы в 9 классе "СЧАСТЬЕ И ЭГОИЗМ. "НО БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ МОЙ ЕВГЕНИЙ?"
Разработка урока литературы в 9 классе "СЧАСТЬЕ И ЭГОИЗМ. "НО БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ МОЙ ЕВГЕНИЙ?"
Роман «Евгений Онегин» создан в начале 20-х годов XIX века, но до сих пор интересен читателям вечно живыми, никогда не устаревающими проблемами, драматическими судьбами героев. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос, поставленный в романе самим А.С. Пушкиным: «НО БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ МОЙ ЕВГЕНИЙ?» Чтобы ответить на него, разберемся с понятиями: счастье и эгоизм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 9 классе "СЧАСТЬЕ И ЭГОИЗМ. "НО БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ МОЙ ЕВГЕНИЙ?"»
МБОУ СОШ №26 с Краснокумского
Коровкина Елена Николаевна
СЧАСТЬЕ И ЭГОИЗМ. «НО БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ МОЙ ЕВГЕНИЙ?» (ОБРАЗ ОНЕГИНА ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»)
Цель: соотнести понятия «счастье» и «эгоизм», выявить, в каких эпизодах проявляется эгоизм Онегина, может ли быть счастлив эгоист?
Задачи:
образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина.
развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся.
воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
а) ответственность и креативность – развивать умение этично вести себя, толерантность;
б) креативность и любознательность – развивать умение формулировать и высказывать свою точку зрения;
в) направленность на саморазвитие – развивать стремление к нравственному совершенствованию.
Метапредметные УУД:
а) познавательная – пробудить интерес к изучению романа;
б) регулятивная – учить определять главные вопросы к тексту;
в) коммуникативная – вызвать желание работать с текстом, находя аргументы к поставленным вопросам, отстаивая свою точку зрения.
презентация «Иллюстрации к роману «Евгений Онегин»;
фрагменты из оперы «Евгений Онегин» (видеоряд и музыкальное
сопровождение используется по мере необходимости).
ХОД УРОКА.
I. Эмоциональный настрой на урок.
На интерактивной доске видеоряд иллюстраций к роману под музыку П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин». (1-6 слайды).
II.Соотнесение темы с философскими понятиями: (7 слайд)
Роман «Евгений Онегин» создан в начале 20-х годов XIX века, но до сих пор интересен читателям вечно живыми, никогда не устаревающими проблемами, драматическими судьбами героев. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос, поставленный в романе самим А.С. Пушкиным: «НО БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ МОЙ ЕВГЕНИЙ?» Чтобы ответить на него, разберемся с понятиями: счастье и эгоизм.
Работа в группах по словарям Ожегова, Даля и энциклопедическому:
1 вариант – определение «Счастье».
2 вариант – определение «Эгоизм».
СЧАСТЬЕ, -я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача.
ЭГОИЗМ, -а, м. Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам окружающих. (8 слайд)
– Существует ли связь между этими понятиями?
III. Коллективное определение (выбор) вопросов для обсуждения на уроке (реализация УУД).
– Роман вами прочитан. Главный герой известен. Определим вопросы для диалога на уроке. (9 слайд)
/Кто он – главный герой? Каков он? Почему так все сложилось в его жизни?/
– И наконец, вам жаль Евгения Онегина? Давайте и начнем свою беседу с этого вопроса.
/Ответы учащихся./
– А почему мы ему сочувствуем?
/Человек с душой, умом, способен на искренние чувства и благородные поступки, он страдает./
– Согласны ли вы со мной? Докажите текстом, своими словами.
/Ответы учащихся./
(В проповеди Татьяне Онегин ведет себя как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек) .
IV. Работа с текстом (реализация познавательных задач урока).
–В жизни или в хорошей книге (а хорошая книга всегда отражает жизнь), встретив человека (или героя), который несчастлив, которого ничто в жизни не радует, всегда хочется понять: почему? Почему так случилось? Пушкинский роман как раз о таком человеке. Давайте попробуем разобраться и понять, почему его жизнь так безрассудна?
Итак, I глава: «Когда же юности мятежной...
Пришла Евгению пора. ...» (IV строфа)
Как складывалась его жизнь?
/Ответы учащихся, примеры из текста/.
/Сообщение учащегося об одном дне Онегина/. (10 слайд)
Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга 19в. вела подобную жизнь. Право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонародья, но и от деревенского помещика-хозяина.
Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой, которая занимала час-два. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Театр той поры был не только художественным зрелищем, но и местом любовных интриг и доступных закулисных увлечений.
На балах реализовывалась общественная жизнь дворянина: он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих. Бал давал возможность весело и шумно провести ночь.
«И завтра снова, как вчера...»
V. Размышления и аргументированное отстаивание своей точки зрения (реализация коммуникативных целей урока)
– «Но был ли счастлив мой Евгений?» Почему «но»? Поразмышляем. А теперь ответим на вопрос Пушкина сами . (11 слайд)
Онегин не был счастлив ни в светском обществе, ни в деревне, ни в странствиях. Одаренный умом и способностями, он не знал, как их применить. Ни любовь, ни дружба также не дали ему успокоения. Хотя позже герой поймет, что из-за своего себялюбия и стремления к «вольности» и любовь, и дружба обошли его стороной.
Что говорит сам поэт? Решительное «нет» звучит в романе, и, собственно, всё произведение о том, что – «нет». «Евгений Онегин» – роман о том, что внешнее благополучие отнюдь не определяет счастья. (Он [роман] о многом, и об этом тоже).
Но почему же человек, не лишенный ума и сердца, не может ощущать радость жизни? /Ответы учащихся./
Трудно ответить. Нам поможет метод «пресс». (12 слайд)
Метод «пресс»
(изображение на интерактивной доске).
♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,
больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?
- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:
чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).
- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).
- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).
- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка.
Высказывание стройте в 4 этапа:
1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;
2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;
4) сделайте вывод: «Таким образом,…».
/Слушаем ответы учащихся./
Попробуем вместе проследить вот какую цепочку событий в жизни Онегина: Он бездумно (так или не так?) принимает приглашение на именины Татьяны - потом? - гневается на смятение (естественное!) Татьяны - (далее?) - кокетничает с Ольгой, чтобы «отомстить» - принимает (бездумно!) вызов на дуэль - становится убийцей единственного друга. А все на месте Онегина приняли бы такое приглашение? Подумали бы? А почему не думает он?
[Думает: «... но много будет там народу и всякого такого сброду»], т.е. думает только о себе. А вообще он думает о ком-то? Он эгоист.
VI. Рефлексия.
Да, роман о неизбежном одиночестве эгоиста. Человек не может ощущать радости, если нет ни людей, ни дела, которым бы он был нужен и которые бы были нужны ему.
А, вообще-то, жизнь эгоиста по своей сути легче или труднее того, кто живет заботами других? До чего додумались сами? (13 слайд)
ЛЕГЧЕ
ТРУДНЕЕ
Легче, думать не надо ни о ком, заботиться...
он свободнее
Никто не думает о нем…
Остается один
-Какие нравственные уроки извлекли из сегодняшней беседы?
Вывод. Пушкинский роман о том, что человек, не лишенный ума и сердца, не может ощущать радость жизни, если живет только ради себя, то есть нет ни людей, ни дела, которым он был нужен, которые были бы ему нужны. Роман о неизбежном одиночестве эгоиста. Давайте выстроим цепочку причин: детство, воспитание, оторванное от жизни, светские нормы морали: ни о ком и ни о чем не думать. Плата за эгоизм – одиночество, отсутствие глубинных связей с людьми («Я думал вольность и покой замена счастью...»), страданья («То видит он: на талом снеге недвижим юноша лежит...»), грустящую у окна Татьяну («окровавленная тень ему являлась каждый день»).
Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный).
А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:
О — одарённый, оригинальный…
Н — необычный, начитанный, новый герой…
Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…
Г— главный герой, гордый…
И — интеллектуальный, изысканный, интересный…
Н — непонятный, незаурядный…
Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?
VII. Итог.
– Итак, мы поговорили о многом, а самое главное – попытались глубже заглянуть в роман, за его страницы, и, я думаю, у вас возникло желание так же поразмышлять и о других героях романа, поэтому – домашнее задание.
IX. Домашнее задание (дифференцированное): (14 слайд)
Ответ на вопрос-цитату: «А счастье было ли возможно»?
Современен ли роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Сочинение-рассуждение).
Перечитать строфы из романа, дающие характеристику Татьяны Лариной.
( 15 слайд, 16 слайд)
На протяжении урока заполняется «Оценочный лист».
Заполнение таблицы - учеником, руководителем группы, учителем.