kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 9 классе "Два утра Чацкого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: обобщить впечатления учащихся от чтения и анализа произведения, знания о художественном образе и строении произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 9 классе "Два утра Чацкого"»

СКО, район имени Габита Мусрепова, КГУ «Пескинская средняя школа»

Учитель русского языка и литературы Эффа Тамара Ивановна

Тема: Два утра Чацкого (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

Задачи: -обобщить впечатления учащихся от чтения и анализа произведения, знания о художественном образе и строении произведения;

- развивать навыки устной монологической речи, умения отстаивать свою точку зрения;

-содействовать нравственному воспитанию.

Тип урока: экскурсия по фамусовской Москве.

1.Психологический настрой учащихся. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успешной работы на уроке.

Итак, мы приступаем к заключительному этапу работы над комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума». В ходе обобщения мы должны ответить на проблемный вопрос: «Что разделяет фамусовскую Москву и Чацкого? Почему он вынужден бежать из Москвы?»

2. «Погружение» в текст.

А.С.Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеёмся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаём следить за комедий ной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

Перечитывая первое действие комедии, давайте попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова , в который так стремится вернуться Чацкий после трёхлетней разлуки.

Вопросы для обсуждения:

- Каким предстаёт перед нами дом Фамусова утром, перед приездом Чацкого?

(Дом богат, просторен и скучен. Всё как полагается, и никаких следов индивидуальности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна, однообразна. Слова Софьи.)

- Как вы думаете, дома других представителей фамусовской Москвы такие же или другие?

3.Заочная экскурсия по фамусовской Москве.

Первый маршрут пролегает по тем местам Москвы, которые видит Чацкий по дороге к дому Фамусова.

-В каком настроении едет Чацкий?

-Проследите по тексту, начиная с явл.7 д.1, каким рисуется Чацкий? Обратите внимание на его речь.(он «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, вёрст больше седьмисот пронёсся.» Но в это утро Москва открыта Чацкому радостно, «дым отечества» для него «сладок и приятен»).

-Назовите, что встречается на пути Чацкого до дома Фамусова? (Кремль, университет, дома друзей-единомышленников Чацкого, новые дома).

Сделайте вывод по всему сказанному на этом этапе урока.

Действительно, Чацкий заметит новые дома Москвы, старым улыбнётся снисходительно и шутливо. Он думает о старой Москве с чувством превосходства, смеётся над ней беззлобно. Он ещё не чувствует власти этих домов над собой, потому что долгое путешествие ослабило раздражение. Разговаривая с Софьей, Чацкий может ещё думать о старой Москве с чувством превосходства, смеяться над ней беззлобно.

- Подтвердите данный вывод текстом (д.1 явл.7 со слов Чацкого «Где нас нет»).

Подытожим. Перед Чацким промелькнёт и Английский клуб (клоб), членами которого были исключительно представители дворянства; и дом театрала, что «зеленью раскрашен в виде рощи». Но воспоминания о «столпах» Москвы не отравят в это утро надежд Чацкого.

Второй маршрут – отъезд возмущённого Чацкого из Москвы.

Вы помните, что произошло с Чацким на балу в доме Фамусова, помните, что в конце комедии ему указан путь всем происшедшим в пьесе:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!

-Как вы думаете, Чацкий едет снова по тем же улицам или нет?

- Почему здесь не найти места «где оскорблённому есть чувству уголок»?

Обобщение, вывод. Действительно, Чацкий едет в это утро мимо домов, куда путь ему закрыт, мимо домов, где живёт

Мучителей толпа.

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков…

Дома Хлёстовой, Скалозуба, Хрюминых, Тугоуховских отталкивают Чацкого. Действительно, здесь уже нет места «где оскорблённому есть чувству уголок». «Великолепные палаты» отцов отечества, которые «разливаются в пирах и мотовстве» ещё раз дают нам представление о фамусовском обществе.

4.Итог наблюдений по тексту. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

- Почему Чацкий вынужден бежать из Москвы?

-Что разделяет фамусовскую Москву и Чацкого?

-Что привело героя к разрыву с Москвой?

5.Заключительное слово учителя, обращающее внимание на особенности языка и стиля комедии.

В целом вся языковая и стилистическая стихия «Горя от ума» отразила главные особенности речи, а значит особенности национального характера русского человека.

Обращаясь к грибоедовской комедии, мы всякий раз восхищаемся её броскими, ёмкими фразами, бьющими точно в цель.

6.Работа по тексту. Из д.1 – первая группа и из д.4 – вторая группа выписать крылатые слова, которые можно назвать пословицами и поговорками. Указать, когда, кем и при каких обстоятельствах, о ком были сказаны эти слова.

7.Рефлексия. Подведение итогов.

Д/задание: подготовка к сочинению по комедии.

Дополнительный материал.

1.Занимательная викторина по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

(см. дидактические материалы по литературе)

2.Высказывания о стихе комедии

- В.Г.Белинского,

- А.С.Пушкина

-К.Г.Паустовского.













«Пески орта мектебі» КММ

КГУ «Пескинская средняя школа»













Открытый урок по русской литературе. 9 класс.





Мұғалім/ учитель: Эффа Т.И.





















2014-2015оқу жылы

2014-2015 учебный год



«Пески орта мектебі» КММ

КГУ «Пескинская средняя школа»











Внеклассное мероприятие по русскому языку «Весёлая грамматика»



Мұғалім/ учитель: Эффа Т.И.

Гейман Л.В.





















2014-2015оқу жылы

2014-2015 учебный год




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока литературы в 9 классе "Два утра Чацкого"

Автор: Эффа Тамара Ивановна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства