kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 6 классе по повести "Барышня - крестьянка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы содержит разные виды работ: устная монологическая речь учащихся; письменная работа, направленная на выявление жанровых особенностей повести, творческая: музыкальная пауза и защита собственных рисунков-иллюстраций. На уроке широко используется региональный компонент; методические приёмы:  словесно-репродуктивный, поисковый: рассказ учителя, анализ  повести, устное словесное рисование,  работа с изобразительными средствами, выразительное чтение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Барышня-крестьянка урок»






Интегрированный урок

( литература, история, изобразительное искусство, музыка)


Внеклассное чтение

по произведению А. С. Пушкина « Барышня-крестьянка»

( с использованием регионального компонента)

( 2 урока)











Учитель русского языка и литературы

Калинина Е.А.




















Тема: А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»


Цели: 1. Познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина». 2. Показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина».

3. Выявить жанровые особенности повести «Барышня-крестьянка».

4. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения.

5.Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.

Задачи:

Развивающие:

Развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации, воспитывать любовь к классической музыке и литературе, к творчеству А.С. Пушкина в частности, внимательно относиться к лексическому значению слов.

Обучающие:

Развивать умения у учеников видеть произведение в единстве содержания и формы, уметь анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к творчеству А.С.Пушкина, Н.А. Римского- Корсакова, гордость за своё национальное искусство, Воспитывать нравственные качества на примере произведений А.С. Пушкина, их проблематики и идейного звучания.


Оборудование: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина», презентация « Лужские мастера живописи», «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, фонограмма оперы « Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, фрагменты художественного фильма Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка».


Ход урока

Организационный момент


Слово учителя

Презентация. Слайд № 1
Ребята, сегодня вы познакомитесь со сборником повестей А.С.Пушкина, объединённых под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

«Повести Белкина» - первые доведённые Пушкиным до конца и напечатанные им прозаические повести. Весь цикл, по-видимому, был задуман раньше 1830 года (возможно, осенью 1829г.), но целиком осуществлён только в 1830 году в знаменитую Болдинскую осень. Повести были написаны в следующем порядке: «Гробовщик» - 9 сентября, «Станционный смотритель» - 14 сентября, «Барышня-крестьянка» - 20 сентября, «Выстрел» - 14 октября, «Метель» - 20 октября. Судя по сохранившемуся списку, именно в таком порядке Пушкин собирался печатать свои повести, но затем две последние передвинул на первое место.
Презентация. Слайд № 2

Пушкин подготовил к печати «Повести Белкина» летом 1831года в Царском Селе. Они вышли в свет отдельной книжкой в конце октября 1831года под заголовком « Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Как видите, Пушкин взял на себя роль издателя, а авторство приписал провинциальному помещику.
Презентация. Слайд № 3 Содержание повестей – бытовые истории, случаи и происшествия, случившиеся в провинции. Героями являются люди различного происхождения и разных профессий – это и гробовщик, и станционный смотритель с дочкой, и провинциальные барышни, и помещики, и офицеры и мн. др.



.Работа с классом.

1.Беседа с учащимися.
Ребята, сегодня к уроку внеклассного чтения вы подготовили повесть «Барышня-крестьянка». Презентация. Слайд № 4


Давайте пройдёмся по страницам повести. Послушаем автора этой повести Ивана Петровича Белкина, познакомимся с некоторыми героями произведения.

Поживем некоторое время с героями повести в 19 веке, условно назовем эту эпоху – пушкинская.

Что вы знаете о первой половине 19 века?

(существовало два класса: дворянство и крестьяне)


2.Словарная работа. Работа со словарём С.И. Ожегова
Дворянство - в феодальном и, позднее, в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс (из помещиков и выслужившихся чиновников). (По словарю С.Ожегова)
Крестьянин - те, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец. (По словарю С.Ожегова)


Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежащих ему крестьян. (По словарю С.Ожегова)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин любил посещать Болдино, Михайловское, бывал проездом в Луге, а в Москве и Петербурге он чувствовал себя не очень уютно. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось, особенно в осеннюю пору

3.Самостоятельная работа в рабочей тетради.


Вы уже знаете, что существуют различные жанры эпических произведений.

- Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?

- Попробуйте сами сформулировать особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале. Ответив на вопросы, определите жанровые особенности ПОВЕСТИ


1. Много ли событий происходит в жизни главного героя повести?

2. Сколько главных героев в повести при большом количестве действующих лиц?

3. Сколько в повести сюжетных линий, связанных с главным героем?

4. Меняется ли характер героя повести?

5. Могут ли повести быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.?

6. Имеет ли значение объём повести?

7. Важен ли образ повествователя?



Запись в тетради приобретает следующий вид:

Жанровые особенности повести.


1. В повести в жизни главного героя происходит много событий.

2. В повести 1 – 2 главных героя при большом количестве действующих лиц.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими по объёму.

7. Важен образ повествователя.


4. Работа по прочитанному тексту.


- Кто является главной героиней повести?

- Почему так много уделено внимания взаимоотношениям Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского? (Не будь эти два героя в неприязненных отношениях по отношению друг к другу, сюжет развивался бы совершенно по другому сценарию)

- Дочерью кого из них является Лиза? (Г.И.Муромского)

- Как звали сына И.П. Берестова? (Алексей)

- Кто по происхождению все перечисленные ранее герои? (Дворяне)

Какие картины жизни провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.)

- А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя.
Итак, ещё раз повторим, что повесть входит в цикл "Повести Ивана Петровича Белкина". А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина
- Почему повесть называется «Барышня-крестьянка»?


5. Иллюстрирование примерами из текста понятия «антитеза»

а) Муромский – Берестов
б) барыня – крестьянка
в) отношения между дворянами и крестьянами, показанные А.С.Пушкиным в произведении – реальные жизненные отношения в 19 веке.


6. Проверка домашнего задания (Было дано опережающее домашнее задание.)
Прочитаем подготовленную вами дома характеристику главной героини.
Слайд презентации № 5

1.Портрет

2.Воспитание

3.Характер

Есть ли в повести портреты других героев? (Учащиеся рассказывают о том, что трудно о героях сказать определённо: портреты не очень ясны.)






- Дома вы просмотрели фильм « Барышня – крестьянка». Заметили ли вы разницу, ведь фильм – это иное искусство. Учащиеся зачитывают свои наблюдения и приходят к выводу:

Фильм помог оживить героев повести.

Язык текста и фильма различаются.

Многие эпизоды в повести отсутствуют или только упоминаются.

Киноэпизоды помогают больше узнать о героях и их поступках.

- Что же интереснее: читать повесть или смотреть фильм?

Учащиеся приходят к выводу, что искусство слова и искусство кино друг друга дополняют.

7 .Тест по тексту повести

1.Название деревеньки, где находилось имение Муромских (Прилучино)

2. Название деревеньки, где находилось имение Берестовых (Тугилово)

3.Как обыкновенно звал свою дочь Григорий Иванович? (Бетси)

4.Какое имя выбрала для себя Лиза, переодевшись крестьянкой? (Акулина)

5.Чьей дочерью была настоящая Акулина? (Кузнеца Василия)
6.Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)
7.Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

8.Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)

9.Как звали гувернантку Лизы? (Мисс Жаксон)

10.Сколько лет было Лизе? (17)

11.Кто из помещиков был англоманом? (Г.П.Муромский)

Проверка теста 3 ассистентами


8.Творческая работа

Музыкальная пауза

Музыка Римского-Корсакова напитана красотой нашего лужского края. И он, как талантливый живописец, показывая нам свои изумительные пейзажи, говорит нам: смотрите, в какой красоте вы живёте; наслаждайтесь ею, как наслаждаюсь я; берегите её, потому что такого нет нигде в мире!

Но самое удивительное в том, что именно на лужской земле под музыку Римского-Корсакова зазвучит необыкновенно чистым и вдохновенным голосом муза Пушкина. Именно отсюда разлетятся по всему свету такие шедевры, как оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Пленительная музыка выпорхнет отсюда, покоряя мир и прославляя не только наш край, но и всю Россию.( Прослушивание небольшого фрагмента оперы)

Работа с текстом

Найдите описание пейзажа. Прочитаем отрывок - описание утра, начинающийся со слов «Заря сияла на востоке…»
- Как пейзаж помогает передать состояние Лизы перед первой встречей с Алексеем?


-Какие выразительно-изобразительные средства использует автор в этом отрывке?

Рассказ учителя

Учитель рассказывает о русской природе, изображённой на полотнах лужских художников: В. Шубина, Н. Пашко, С Юдина, В. Безбородова, о которых можно сказать: « Они разводят краски нежность, прославляя край родной» (Презентация « Лужские мастера живописи»)

- Какие краски использовали бы вы, рисуя это утро, рощу?

- Что такое пейзаж?


Обратимся к определению, что такое пейзаж в литературном произведении.

Пейзаж –1) вид какой-либо местности;

2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении. (По словарю С.И.Ожегова)

Групповые задания


- Нарисуйте пейзаж, который вы представляете себе благодаря слову А.С.Пушкина

Работа с остальными учащимися

- Найдите и прочитайте описание крестьянского костюма, который

приготовили крепостные девушки для Лизы Муромской.

- Назовите детали крестьянского платья.

- Кто изготавливал крестьянскую одежду?

- Нарисуйте барышню-крестьянку. Во время работы звучит музыка

Римского-Корсакова к сказке

А.С.Пушкина «Сказка о царе

Салтане»

Подведение итогов групповой работы


9. Инсценирование эпизода повести


Свидание Лизы и Алексея Берестова.


10. Фрагмент фильма « Барышня- крестьянка»

Просмотрите фрагмент, где Г.И.Муромский принимает гостей – Берестовых, отца и сына.

- Как выглядели барские усадьбы русских дворян? Расскажите об этом, опираясь на увиденное во время экскурсии в усадьбу Римского-Корсакова или просмотр фильма «Барышня-крестьянка».

- Какая мебель, что украшало залы.

- Вспомните, какую роль в художественном произведении выполняет интерьер?



Итоговое слово учителя.

- Интересно ли было читать это произведение?
(Повесть «Барышня-крестьянка» - весёлое лёгкое произведение, в котором встречаются эпизоды, вызывающие добрую улыбку.) Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине.

- Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Владимира Дубровского)

Конечно, такие отношения между помещиками и крестьянами не характерны для эпохи 19 века, но и не являются исключением. А.С.Пушкин был за нормальные человеческие отношения между людьми, не зависящие от происхождения (дворянского или крестьянского).

Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы.

Она вызывает интерес и в наше время. По повести снят кинофильм «Барышня-крестьянка».


Рефлексия.

- Почему повесть имеет такое название?

- Кто из героев повести понравился больше всех?

- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?


Домашнее задание:

Задания 25-28 в тетрадях на печатной основе ( блицопрос, кроссворд, игра «Расположи цитаты в том порядке, в каком они идут в произведении»)

Использованная литература:


1 .В.П.Полухина, «Методические рекомендации к учеб.- хрестоматии лит-туры 6 кл.». - М.: «Просвещение», 2013
2 .Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Вопросы и задания по лит-ре. : 6 кл. -М.: «Просвещение», 2006
3. С.И.Ожегов «Словарь русского языка».- М.: «Русский язык», 1983











Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока литературы Калниной Е.А.»

Самоанализ урока литературы Калининой Е.А.

По теме «А.С.Пушкин. « Барышня – крестьянка». « Лицо и маски» героев повести.

Данный урок проводился в 6 б классе. Класс обучается по программе В.Я. Коровиной.

Краткая характеристика класса.

В классе обучается 26 учащихся , 8 мальчиков и 18 девочек. Из них 7 уч-ся имеют достаточно высокий уровень усвоения знаний и положительную мотивацию к учению. Они хорошо владеют общеучебными умениями и навыками: имеют высокий темп чтения, умеют работать с учебным текстом (определяют его основную мысль, находят ключевые слова, составляют его план; обладают высоким темпом работы; легко овладевают работой с разными информационными источниками, включая компьютерные; имеют правильную литературную речь, достаточный для своего возраста лексикон).

Развитым стремлением к пополнению знаний, хорошей познавательной активностью обладают ещё 10 учащихся. Данные дети имеют хорошие теоретические знания, готовятся к урокам, старательны, но не всегда могут применять знания на практике. Имеют хорошие отметки по предметам русский язык и литература благодаря прилежанию.

Остальную часть класса представляют дети, имеющие недостаточную мотивацию к учению, низкий познавательный интерес. Пятеро учеников имеют достаточно плохо развитую память и внимание. Одной ученице рекомендована специальная программа.

Класс дружен, сплочен, с удовольствием занимается внеурочной деятельностью.

На основе выявленных уровней, с учетом видов восприятия, развития памяти и внимания, возможностей учащихся я позволила себе планировать урок с использованием разных заданий и видов деятельности учащихся.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 13 уроком из 14 в изучении материала по творчеству А.С. Пушкина Урок построен с учетом психологических особенностей детей.


На уроке решались следующие задачи:

  1. Образовательные

- формирование представления о понятии «повесть»

- Создать условия для осознания и осмысления изучаемого произведения;

- Способствовать обучению учащихся умению отвечать на вопросы по содержанию текста.

  1. Развивающие.

- Формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности.

- Способствовать развитию умений и навыков обращаться с текстами.

- Развивать навыки работы с текстом, умение анализировать и делать выводы, извлекать нужную и информацию, учиться устному словесному рисованию, выразительному чтению. Работать над развитием монологической речи.

  1. Воспитательные.

- Прививать потребность чтения, интерес к чтению художественной литературы, воспитывать доброту, любовь к родному краю.

Методические приёмы: словесно-репродуктивный, поисковый: рассказ учителя, анализ повести, устное словесное рисование, составление синквейнов, работа с изобразительными средствами, выразительное чтение.

Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, «добывание» знаний путем практических действий, воспроизведение знаний, рефлексия) была рациональна для решения задач.

На уроке использовала компьютерные презентации, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

На уроке использовались следующие формы работы:

фронтальная

индивидуальная

групповая

самостоятельная

рефлексия

обобщение

самооценка

Тип урока: интегрированный

Осуществляла данные подходы:

Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств)

Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)

Интегрированный (связь с историей, музыкой и изобразительным искусством)

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

личностных УУД:

  • Формирование навыков организации и своей деятельности в составе группы на основе знания этических норм

коммуникативных УУД:

  • Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

  • Формирование навыков речевой деятельности

  • Освоение способов совместной деятельности

регулятивных УУД:

  • Высказывать предположения на основе наблюдений

  • Самостоятельно делать выводы

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

  • адекватно оценивать результаты своей работы

познавательных УУД:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую

  • вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения

  • разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать и сохранять информацию

1 этап: организационный. Задача этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Оргмомент урока кратковременный, направлен на включение всех уч-ся в деловой ритм и создание дружеской, комфортной обстановки. Рабочее место учителя и учащихся подготовлены.

2 этап: мотивация к учебной деятельности Задача этапа - определение содержательных рамок урока. Цели урока формулировали учащиеся с помощью учителя. Фиксировались устно.

3 этап. Актуализация и углубление изученного. Задача: пополнение словарного запаса и правильность запоминания, развития памяти и внимания, развитие речеведческих умений.

Ученики прогнозируют необходимость слов «дворянство», «крестьяне» при изучении повести. Учитель обобщает материал и говорит о том, что

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России



4 этап. Определение жанра произведения Задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Изучение теоретического материала

Самостоятельная работа учащихся по опорной карточке « Жанровые особенности повести»

5 этап. Работа по прочитанному тексту Задача этапа: организовать и направить к цели творческо-познавательную деятельность учащихся. Проверить знание текста, развивать монологическую речь

Беседа по тексту

Иллюстрация примерами из текста понятия «антитеза»

Сравнительный анализ двух искусств (текст повести и художественный фильм)

6 этап. Творческая работа по тексту. Задача этапа: развивать воображение, умение обосновывать свой выбор.

Музыкальная пауза

Работа с текстом (выводы учащихся о значение пейзажа в художественном произведении)

Групповая работа ( защита рисунка: пейзажа, интерьера)

7 этап. Итог урока. Рефлексия. Дан краткий анализ работы уч-ся на уроке. Заполнение карты « Моя работа на уроке»

8 этап Д/З: Работа в тетрадях на печатной основе. Задания 25-28 (блицопрос, заполнить кроссворд по повести « Барышня – крестьянка», игра « Расположи цитаты в том порядке, в каком они идут в произведении»

Учащиеся на уроке были активны в меру своих психических и физиологических особенностей. Учитывалось чувство взрослости, являющееся главным отличительным свойством возраста. Учитывался круг интересов, из которых вырастают ценностные ориентации подростка.

Каждому ученику на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и самостоятельной работы, т.к. снималась тревожность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Урок цели достиг: ребята хорошо поняли содержание текста, смогли проанализировать прочитанное, выделить нравственные и психологические проблемы. Основная причина этого – психологическая точность и доброжелательность повествования. Ребята эмоционально рассуждали о судьбе главной героини повести. Недостаток некоторых детей – они не умеют рассуждать, находить детали в тексте, не умеют отвечать литературным языком, у них слабое развитие речи. Материал подавался доступно, ребята учились анализировать произведение, осмысливать учебный материал, работать самостоятельно с текстом, высказывать своё мнение.

На данном уроке использовались межпредметные связи (что помогает изучению литературы) литература и история, литература и музыка, литература и изобразительное искусство. Ребята слушали музыку Римского – Корсакова ( его именем названа музыкальная школа нашего города), которая была созвучна с содержанием произведения и помогла проникнуться атмосферой 19 века. Произведения художников нашего города способствовали воспитанию таких чувств, как любовь к своей малой родине.

Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развитию обучающихся. Чаще всего на уроках работала группа «сильных» учеников. Темп урока достаточно высокий, так как ребятам был интересен материал и понятен, тексты были у всех. На уроке была смена деятельности: беседа по содержанию, рассказ учителя, анализ текста, просмотр эпизода фильма , устное рисование, составление синквейна, работа с изобразительными средствами, выразительное чтение, слушание.

.

Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Ребята с удовольствием делились своими мыслями и чувствами. Конечно, не все ответы были исчерпывающими, правильно построенными.

Необходимо больше внимания уделять развитию речи обучающихся, прививать интерес к чтению художественной литературы, делать правильные выводы после прочтения художественных текстов, учить умению видеть подтексты произведений. Можно сделать вывод, что задачи урока реализованы. Перегрузок и переутомления обучающихся не было.


Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи. Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы. Приемы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока литературы в 6 классе по повести "Барышня - крестьянка"

Автор: Калинина Елена Александровна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139251


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства