kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Раскрыть главную идею рассказа «Уроки французского».
 Знать содержание текста, основные теоретические сведения (рассказ, тема, идея, композиция) и уметь анализировать рассказ.
 Развить умение работать с текстом, выборочно читать и выборочно пересказывать текст с целью аргументации своих ответов.
Основные идеи, отработанные на уроке: Обучение критическому мышлению должно способствовать развитию учащихся, умению делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других. С развитием критического мышления формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности .
 Ученики способны исследовать художественный текст и размышлять критически через диалоговое взаимодействие со своими сверстниками,
 выполнения кластеры для выделения главного по теме, знакомство с работой в новых стратегиях «4 с», «стратегия УГЛЫ», работа с листом оценки, групповая работа. Использование мультимедийного проектора.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского». »

«Утверждаю»

Директор КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО

___________________ ФИО













Краткосрочное планирование

по литературе

в 7 классе «Б» на тему:

Нравственные проблемы рассказа

В.Распутина «Уроки французского».

Художественный смысл рассказа.

Учителя русского языка и литературы

Подольской Ирины Александровны























План урока № 3-4 из серии последовательных уроков по литературе в 7 классе Б


Предмет

четверть III

Уроки 3-4

класс 7 «Б»

Тема урока

«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Ссылки

Учебная программа, календарно-тематический план.

Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы /В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алматы: Атамура, 2003. – 352 с.

Цель урока

Раскрыть главную идею рассказа «Уроки французского».

Знать содержание текста, основные теоретические сведения (рассказ, тема, идея, композиция) и уметь анализировать рассказ.

Развить умение работать с текстом, выборочно читать и выборочно пересказывать текст с целью аргументации своих ответов.

Результаты обучения для учащихся

Совершенствование умения работы с художественным текстом, анализа художественного произведения, через приемы критического мышления.

Сформировать умения понимания нравственных категорий, через определения темы, идеи, кульминации произведения.

Умеют выделить структуру произведения: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка: работать с литературоведческими терминами, с толковыми словарями. Умеют анализировать, обобщать, давать оценку поведения и выявлять характеры литературных героев, определять идеи художественного произведения. Умеют вести диалоги, развивают умения работы в группах → парах; проводить самостоятельный поиск и обрабатывать информацию, конспектировать учебный материал, формулировать выводы. Умеют осуществлять взаимооценку, самооценку.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Обучение критическому мышлению должно способствовать развитию учащихся, умению делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других. С развитием критического мышления формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности .

Ученики способны исследовать художественный текст и размышлять критически через диалоговое взаимодействие со своими сверстниками,

выполнения кластеры для выделения главного по теме, знакомство с работой в новых стратегиях «4 с», «стратегия УГЛЫ», работа с листом оценки, групповая работа. Использование мультимедийного проектора.



Задания


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент.

Психологический настрой.

Мотивационный этап.

Слайд № 1

1 мин.

Учитель проводит психологический настрой на работу, говорит о правилах всей работы.

Сегодня на уроке будет действовать правило



  • Отвечают на приветствие.

  • Участвуют в психологическом настрое на творческую деятельность.

  • Думают самостоятельно, делятся мнениями в парах, затем в группах приходят к единому мнению

Деление на группы…

Слайд № 2, 3


2 мин.

Дает инструкцию к действиям. «3 Т» = терпение → трудолюбие → творчество.


Создает проблемную ситуацию.


Проработка правил работы в группах (дает лист для выбора правил и записи своих)


Вспомните правило работы в группе.

  • По полученным фруктам, овощам и другим продуктам делятся на группы (яблоки, картошка, макароны, гематоген)

  • Садятся по группам…

  • Проговаривают правила работы по группам.

Подготовка к осознанному восприятию темы.

Демонстрация эпиграфа к уроку.

Исследовательская беседа.

Слайд № 4.

2 мин.


Читает эпиграф.

  • Записывают в рабочую тетрадь.

  • Постигают идею высказывания.

  • Анализируют смысл высказывания.

Вызов.


Определение целей и задач урока.

Диалог со стадией вызова.

Слайд № 5, 6

1 мин.

Наблюдает, направляет.


- Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос: «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?»
Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку.

- Почему это важно для нас?

  • Учащиеся задумаются над проблемным вопросом.

  • Самостоятельно формулируют учебную цель урока.

Слайд № 7

3 мин.

Учитель дает задание для групп раскрыть содержание понятий, используя в работе словарь, Интернет-ресурсы.

1группа – «духовные ценности».

2 группа – «духовная память»

3группа – «нравственные заветы»

  • Раскрывают содержание понятий

Тестирование с самопроверкой.

Ответить на вопросы низкого уровня (открытые вопросы).

Слайд № 8

После каждого ответа на спроецированном на большой экран слайде всплывают определения.

2 мин.


Организует проверку ранее изученного материала.

теоретические вопросы:

автобиография – это …

портрет - ….....

рассказ - …...

тема - …...

основная мысль - …

антитеза - …

  • Отвечают на поставленные вопросы.

  • Проводят самопроверку.

Проверка домашнего задания. Биография В.Г. Распутина.


Организует работу в группе.

  • Учащиеся друг другу задают «толстые и тонкие» вопросы.

  • Учащиеся в группах отвечают на поставленные вопросы.

  • Выбирают по 1 «толстому и 1 тонкому вопросу» для другой группы. Передают задания.

Ассоциативная карта

Слайд № 10



  • Работают над ассоциативной картой

Проверка глубины и прочности прочитанного текста.

Задание.

Решить кроссворд, ответив на поставленные вопросы.

Слайд № 11, 12

2 мин.

Наблюдает за ходом работы в группе.


Наблюдение за работой учащимися группы АВС.


Организует самопроверку,

демонстрируя кроссворд с ответами.

  • Работают в группе.

  • Самооценка.

Тестирование.

Слайд № 13 - 22



Введение новой темы (процесс освоения новых знаний).

Задание.

Восстановить сюжет

рассказа «Уроки французского», пронумеровав кадры из фильма, в порядке его следования. Работа в парах.

Слайд № 23


5 мин.

Организует работу в парах, взаимооценку групп.


Раздает листы с заданием и алгоритмом оценивания.

Дает указания к работе, ограничивает время сбора материала.

Наблюдает за работай в парах, учащимися АВС.


  • Каковы ваши результаты?

  • Кто выполнил без ошибок?

  • С одной ошибкой?



  • Работают в парах.

  • Исследуют предложенные картинки, иллюстрирующие произведение.

  • Восстанавливают по памяти сюжет рассказа.

  • Учащиеся группы С могут воспользоваться художественными текстами.

  • Раскладывают картинки в порядке следования сюжета.

  • Организуют взаимооценка.

  • Проводят оценивание




«Осмысление»

Работа по учебнику.

Слайд № 24.


Демонстрация кадра из художественного фильма «Уроки французского»


3 мин.

Организует работу в группах.

Работа над отрывком произведения.
«… Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок… Это…»

  • Работают в группе.

  • Обращение учащихся к учебнику.

  • Размышляют, оперируя строками текста.

  • Приходят к самостоятельным выводам.

Работа со словарями
И. Ожегова

Википедия

ИКТ

Слайд № 24


2 мин.

- Поработаем со словарями. Найдите в словарях значение слова «урок».

  • Выписывают слова: преступление, растление, совращение

  • Осознают значения выписанных слов

  • Находят ответ в словаре, зачитывают ответ.

Стратегия «4 с»

Слайд № 25.


  • По мере ответов учащихся, на экране всплывают названные ими качества.


  • 5 мин.

  • Организует работу в классе. Объясняет, что собой представляет собой стратегия «4с».

  • Вопросы:

  • - Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?

- Какие черты характера проявляет Л.М.?

Герой

ЧЕСТНОСТЬ

УПОРСТВО

СМЕЛОСТЬ

СТОЙКОСТЬ

ВОЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

  • ЛМ

  • СМЕЛОСТЬ

  • ЧУВСТВО собственного ДОСТОИНСТВА

  • ЧЕСТНОСТЬ
    ДОБРОТА
    МИЛОСЕРДИЕ
    ЧУТКОСТЬ

  • Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

  • Учащиеся подбирают слова, характеризу-ющие героя и Л.М.

  • Соединяют стрелочками одинаковые качества.

Стратегия углы

Слайд № 26.

5 мин.

Учитель озвучивает задание.

ЗАДАНИЕ.

1.Выпишите из анализируемого фрагмента текста слова, с помощью которых директор школы охарактеризовал поступок Лидии Михайловны.

2.Объясните их значение.

3.Согласны ли вы с оценкой поступка учительницы, данной директором школы?


- Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии Михайловны - это преступление?

  • Работают в группах.

  • Заполняют карту.

  • Делают вывод.

  • Высказывают свое мнение.


Выводы и обобщения.


Беседа на выявление осознанности знания и понимания главной идеи художественного произведения

Слайд № 27

3 мин.

- Почему рассказ назван «Уроки французского».

  • - Какие нравственные проблемы поднимает В.Г. Распутин.

Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского языка?

- Как вы думаете, чему учит этот рассказ?

- Как мы еще могли бы назвать этот рассказ.

  • Отвечают на вопросы

ВЫВОДЫ

Слайд № 28, 29

4 мин.

  • Зачитывает цитаты о добре.

  • Просит зачитать цитаты, которые они подобрали дома.

  • Делают выводы по изученному произведению.

  • Записывают в рабочую тетрадь.

  • Работают с цитатами.

Подведение логического итога

Урока.

Слайд № 30

4 мин.

Читает отрывок из стихотворения:

Как хорошо, что доброта

Живет на свете вместе с нами.

Без доброты ты - сирота,

Без доброты ты - серый камень.


-Что нового и полезного вы узнали?

-Выполнили задачи, поставленные на уроке?

- Какое значение для вас имеют полученные знания?

-Выполняли ли правила
«трёх Т»

  • Слушают стихотворение

  • Формулируют выводы по работе, которая состоялась на уроке.

Рефлексия.

Оценивание работы учащихся за урок

3 мин.

- Итак, наш урок подошел к концу.

- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки (слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует).

  • Делают выводы, обмениваются мнениями

  • Самооценка

  • Заполняют оценочный лист

  • Оценивают в группе по критериям.

  • Спикеры кратко анализируют работу в группах.

Постановка учебных задач на последующий урок.

Объяснение домашнего задания.

Слайд № 31-32.



1 мин.

Раздает карточки с домашним заданием.


Сочинение «Письмо директору школы Василию Андреевичу от ученика 7 класса средней школы поселка «__________».

Задание творческого характера.

Представьте, что Василий Андреевич – реально существующий человек.

-Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа?

-Что посоветовать?

-С чем согласиться или не согласиться?

Уровень «А» - подберите аргументы в защиту поступка Лидии Михайловны (на ваше усмотрение)

уровень «В» - составить 6 сложных вопросов

уровень «С» - составить 6 простых вопросов

Ответить устно на вопросы, составленные группами.

  • Учащиеся получают карточку с домашним заданием.

  • Кратко фиксируют задание в дневник.


Источники, оснащение и оборудование

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.

Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 115 от 3 апреля 2013 года.

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.

Базовый учебник. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алматы: Атамұра, 2003. – 352 с.

Художественный текст В.Г. Распутин «Уроки французского». Портрет писателя.

Мультимедийное оборудование, проектор, интерактивная доска, презентация.

Видеокамера, фотоаппарат.

РДМ, лист с планом учебной деятельности, листы с «разбросанным сюжетом» произведения, с вопросами, кроссворд по тексту, листы-оценки, рефлексия группы, буклет на память всем учащимся, лист-инструкция выполнения домашнего задания.

Бумага А-4, фломастеры, магнитная доска, магниты.

Последующие задания и чтение

Домашнее задание.

Синквейн

  1. Лидия Михайловна

  2. В. Распутин

  3. «Уроки французского»

  4. Ученик послевоенного времени.

Анализ и оценивание урока

Наблюдение. Взаимооценивание работы в группе. Самооценивание через заполнение рефлективного дневника.

Изменения к уроку

В результате наблюдения за ходом 1-2 урока были внесены следующие изменения. При изучении биографии писателя необходимо выделять больше времени. 5 минут было мало на обсуждение и заполнения листа для приема «Карусель».

При составлении вопросов ученики отдают предпочтение вопросам «низкого порядка» (прием «3 толстых/3 тонких вопроса»).

Ученикам была дана инструкция по составлению сложных вопросов. Навык будет закреплен в ходе выполнения домашней работы. Не все лидеры групп умеют правильно распределить интеллектуальные силы и возможности группы. Во второй группе никак не проявил себя лидер группы. Проведена беседа о важности делегирования и распределение ролей в группе.

В группе № 3 оценивание носило формальный характер.

Проведена беседа о важности объективного оценивания для дальнейшей работы.



Учитель русского языка и литературы Подольская И.А.


САМОАНАЛИЗ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Подольская Ирина Александровна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства