Предмет | четверть III | Уроки 3-4 | класс 7 «Б» |
Тема урока | «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» |
Ссылки | Учебная программа, календарно-тематический план. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы /В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алматы: Атамура, 2003. – 352 с. |
Цель урока | Раскрыть главную идею рассказа «Уроки французского». Знать содержание текста, основные теоретические сведения (рассказ, тема, идея, композиция) и уметь анализировать рассказ. Развить умение работать с текстом, выборочно читать и выборочно пересказывать текст с целью аргументации своих ответов. |
Результаты обучения для учащихся | Совершенствование умения работы с художественным текстом, анализа художественного произведения, через приемы критического мышления. Сформировать умения понимания нравственных категорий, через определения темы, идеи, кульминации произведения. Умеют выделить структуру произведения: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка: работать с литературоведческими терминами, с толковыми словарями. Умеют анализировать, обобщать, давать оценку поведения и выявлять характеры литературных героев, определять идеи художественного произведения. Умеют вести диалоги, развивают умения работы в группах → парах; проводить самостоятельный поиск и обрабатывать информацию, конспектировать учебный материал, формулировать выводы. Умеют осуществлять взаимооценку, самооценку. |
Основные идеи, отработанные по теме урока | Обучение критическому мышлению должно способствовать развитию учащихся, умению делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других. С развитием критического мышления формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности . Ученики способны исследовать художественный текст и размышлять критически через диалоговое взаимодействие со своими сверстниками, выполнения кластеры для выделения главного по теме, знакомство с работой в новых стратегиях «4 с», «стратегия УГЛЫ», работа с листом оценки, групповая работа. Использование мультимедийного проектора. |
| |
Задания | | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент. Психологический настрой. Мотивационный этап. Слайд № 1 | 1 мин. | Учитель проводит психологический настрой на работу, говорит о правилах всей работы. Сегодня на уроке будет действовать правило | Отвечают на приветствие. Участвуют в психологическом настрое на творческую деятельность. Думают самостоятельно, делятся мнениями в парах, затем в группах приходят к единому мнению -
|
Деление на группы… Слайд № 2, 3 | 2 мин. | Дает инструкцию к действиям. «3 Т» = терпение → трудолюбие → творчество. Создает проблемную ситуацию. Проработка правил работы в группах (дает лист для выбора правил и записи своих) Вспомните правило работы в группе. | По полученным фруктам, овощам и другим продуктам делятся на группы (яблоки, картошка, макароны, гематоген) Садятся по группам… Проговаривают правила работы по группам. |
Подготовка к осознанному восприятию темы. Демонстрация эпиграфа к уроку. Исследовательская беседа. Слайд № 4. | 2 мин. | Читает эпиграф. | Записывают в рабочую тетрадь. Постигают идею высказывания. Анализируют смысл высказывания. |
Вызов. Определение целей и задач урока. Диалог со стадией вызова. Слайд № 5, 6 | 1 мин. | Наблюдает, направляет. - Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос: «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?» Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку. - Почему это важно для нас? | |
Слайд № 7 | 3 мин. | Учитель дает задание для групп раскрыть содержание понятий, используя в работе словарь, Интернет-ресурсы. 1группа – «духовные ценности». 2 группа – «духовная память» 3группа – «нравственные заветы» | |
Тестирование с самопроверкой. Ответить на вопросы низкого уровня (открытые вопросы). Слайд № 8 После каждого ответа на спроецированном на большой экран слайде всплывают определения. | 2 мин. | Организует проверку ранее изученного материала. теоретические вопросы: автобиография – это … портрет - …..... рассказ - …... тема - …... основная мысль - … антитеза - … | |
Проверка домашнего задания. Биография В.Г. Распутина. | | Организует работу в группе. | Учащиеся друг другу задают «толстые и тонкие» вопросы. Учащиеся в группах отвечают на поставленные вопросы. Выбирают по 1 «толстому и 1 тонкому вопросу» для другой группы. Передают задания. |
Ассоциативная карта Слайд № 10 | | | |
Проверка глубины и прочности прочитанного текста. Задание. Решить кроссворд, ответив на поставленные вопросы. Слайд № 11, 12 | 2 мин. | Наблюдает за ходом работы в группе. Наблюдение за работой учащимися группы АВС. Организует самопроверку, демонстрируя кроссворд с ответами. | Работают в группе. Самооценка. |
Тестирование. Слайд № 13 - 22 | | | |
Введение новой темы (процесс освоения новых знаний). Задание. Восстановить сюжет рассказа «Уроки французского», пронумеровав кадры из фильма, в порядке его следования. Работа в парах. Слайд № 23 | 5 мин. | Организует работу в парах, взаимооценку групп. Раздает листы с заданием и алгоритмом оценивания. Дает указания к работе, ограничивает время сбора материала. Наблюдает за работай в парах, учащимися АВС. Каковы ваши результаты? Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой? | Работают в парах. Исследуют предложенные картинки, иллюстрирующие произведение. Восстанавливают по памяти сюжет рассказа. Учащиеся группы С могут воспользоваться художественными текстами. Раскладывают картинки в порядке следования сюжета. Организуют взаимооценка. Проводят оценивание |
| | | |
«Осмысление» Работа по учебнику. Слайд № 24. Демонстрация кадра из художественного фильма «Уроки французского» | 3 мин. | Организует работу в группах. Работа над отрывком произведения. «… Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок… Это…» | |
Работа со словарями И. Ожегова Википедия ИКТ Слайд № 24 | 2 мин. | - Поработаем со словарями. Найдите в словарях значение слова «урок». | Выписывают слова: преступление, растление, совращение Осознают значения выписанных слов Находят ответ в словаре, зачитывают ответ. |
Стратегия «4 с» Слайд № 25. | | Организует работу в классе. Объясняет, что собой представляет собой стратегия «4с». Вопросы: - Какие качества характера своего героя подчеркивает автор? - Какие черты характера проявляет Л.М.? Герой ЧЕСТНОСТЬ УПОРСТВО СМЕЛОСТЬ СТОЙКОСТЬ ВОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся подбирают слова, характеризу-ющие героя и Л.М. Соединяют стрелочками одинаковые качества. |
Стратегия углы Слайд № 26. | 5 мин. | Учитель озвучивает задание. ЗАДАНИЕ. 1.Выпишите из анализируемого фрагмента текста слова, с помощью которых директор школы охарактеризовал поступок Лидии Михайловны. 2.Объясните их значение. 3.Согласны ли вы с оценкой поступка учительницы, данной директором школы? - Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии Михайловны - это преступление? | Работают в группах. Заполняют карту. Делают вывод. Высказывают свое мнение. |
Выводы и обобщения. | | | |
Беседа на выявление осознанности знания и понимания главной идеи художественного произведения Слайд № 27 | 3 мин. | - Почему рассказ назван «Уроки французского». Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского языка? - Как вы думаете, чему учит этот рассказ? - Как мы еще могли бы назвать этот рассказ. | |
ВЫВОДЫ Слайд № 28, 29 | 4 мин. | | |
Подведение логического итога Урока. Слайд № 30 | 4 мин. | Читает отрывок из стихотворения: Как хорошо, что доброта Живет на свете вместе с нами. Без доброты ты - сирота, Без доброты ты - серый камень. -Что нового и полезного вы узнали? -Выполнили задачи, поставленные на уроке? - Какое значение для вас имеют полученные знания? -Выполняли ли правила «трёх Т» | |
Рефлексия. Оценивание работы учащихся за урок | 3 мин. | - Итак, наш урок подошел к концу. - Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки (слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует). | Делают выводы, обмениваются мнениями Самооценка Заполняют оценочный лист Оценивают в группе по критериям. Спикеры кратко анализируют работу в группах. |
Постановка учебных задач на последующий урок. Объяснение домашнего задания. Слайд № 31-32. | 1 мин. | Раздает карточки с домашним заданием. Сочинение «Письмо директору школы Василию Андреевичу от ученика 7 класса средней школы поселка «__________». Задание творческого характера. Представьте, что Василий Андреевич – реально существующий человек. -Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа? -Что посоветовать? -С чем согласиться или не согласиться? Уровень «А» - подберите аргументы в защиту поступка Лидии Михайловны (на ваше усмотрение) уровень «В» - составить 6 сложных вопросов уровень «С» - составить 6 простых вопросов Ответить устно на вопросы, составленные группами. | |
Источники, оснащение и оборудование | УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с. Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 115 от 3 апреля 2013 года. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года. Базовый учебник. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алматы: Атамұра, 2003. – 352 с. Художественный текст В.Г. Распутин «Уроки французского». Портрет писателя. Мультимедийное оборудование, проектор, интерактивная доска, презентация. Видеокамера, фотоаппарат. РДМ, лист с планом учебной деятельности, листы с «разбросанным сюжетом» произведения, с вопросами, кроссворд по тексту, листы-оценки, рефлексия группы, буклет на память всем учащимся, лист-инструкция выполнения домашнего задания. Бумага А-4, фломастеры, магнитная доска, магниты. |
Последующие задания и чтение | Домашнее задание. Синквейн Лидия Михайловна В. Распутин «Уроки французского» Ученик послевоенного времени. |
Анализ и оценивание урока | Наблюдение. Взаимооценивание работы в группе. Самооценивание через заполнение рефлективного дневника. |
Изменения к уроку | В результате наблюдения за ходом 1-2 урока были внесены следующие изменения. При изучении биографии писателя необходимо выделять больше времени. 5 минут было мало на обсуждение и заполнения листа для приема «Карусель». При составлении вопросов ученики отдают предпочтение вопросам «низкого порядка» (прием «3 толстых/3 тонких вопроса»). Ученикам была дана инструкция по составлению сложных вопросов. Навык будет закреплен в ходе выполнения домашней работы. Не все лидеры групп умеют правильно распределить интеллектуальные силы и возможности группы. Во второй группе никак не проявил себя лидер группы. Проведена беседа о важности делегирования и распределение ролей в группе. В группе № 3 оценивание носило формальный характер. Проведена беседа о важности объективного оценивания для дальнейшей работы. |