Разработка урока литературы для 11 класса по теме "Философская трактовка библейских сюжетов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Разработка урока литературы для 11 класса по теме "Философская трактовка библейских сюжетов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Методическая разработка «Философская трактовка библейских сюжетов в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»» представляет собой разработку интегрированного урока литературы, искусства, ОПК.
Урок выполняет задачу духовно-нравственного воспитания учащихся, в чем заключается его актуальность и практическая значимость. Цель урока – показать современное звучание и значение философского подхода писателя к библейской теме.
Авторами проделана большая работа по подбору материала, изучению Евангелия. В канву урока умело вплетаются краткие доклады учащихся о Евангельских событиях Страстной недели (предательство Иуды, суд Понтия Пилата), искусствоведческое описание картины Н.Н.Ге «Что есть истина?».
С точки зрения философии, опираясь на текст романа, учащиеся подробно рассматривают такие важные понятия как добро, истина, свобода и отвечают на главный вопрос: почему в романе о Христе главным героем является Понтий Пилат?
Методическая разработка «Философская трактовка библейских сюжетов в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого вида, рекомендована школьным МО учителей русского языка и литературы к использованию на уроках литературы, ОПК, искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы для 11 класса по теме "Философская трактовка библейских сюжетов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66 ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ДОРОША
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
по теме:
«Философская трактовка библейских сюжетов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
для 11 класса
(интегрированный урок литературы и ИЗО)
Автор разработки
Степанян А.С.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Образовательные технологии, используемые на уроке:
ИКТ (использование компьютера для прослушивания аудозаписи, мультимедийного оборудования для показа репродукции)
Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, использования музыкального сопровождения)
Метод постановки проблемного вопроса
Цель урока. Показать современное звучание и значение философского подхода писателя к библейской теме. Авторская позиция.
Оборудование. Н.Н. Ге "Что есть истина. Христос перед Пилатом".
В.А. Моцарт "Реквием", А. Ахматова "Реквием" (см.Х).
Эпиграф:
Не рыдай Мене, Мати, во гробе сущу...
Библия
Тогда говорит Ему Пилат: "Не слышишь, сколько свидетельствует против Тебя?
Библия
1. Слово учителя.
Главы романа, посвященные Христу и Пилату - это роман в романе, психологический - внутри фантастического. Используя библейский сюжет, автор переосмысливает его и свое отношение к Иешуа, к его роли в романе.
Вопросы:
Что особенного сделал Иисус Христос в Своей жизни? Чем отличился?
Почему Его имя знает и почитает весь мир, почему на протяжении тысячелетий Это Имя не предано забвению?
Почему к образу Христа в разное время обращались художники и музыканты, поэты и писатели?
Для чего в роман о Мастере писатель вводит историю с Иешуа?
Как с философской позиции осмысливается библейская тема писателем?
Из истории мы узнаем, что в годы правления римского кесаря Тиверия маленькая Иудея была составной частью могущественной Римской империи и находилась под гнетом ненавистного господства римлян. В Иерусалиме размещался гарнизон римских войск во главе с прокуратором Понтием Пилатом, ставленником кесаря Тиверия. Евреи мечтали о своем освобождении от римлян и надеялись, что Сын Божий, как обещано в Священном писании явится к ним в облике вождя, но Он явился в облике сына плотника, поэтому в Его проповеди никто не верил.
Что же говорит нам об этом Евангелие?
Послушаем доклад "Библейские сказания о распятии Христа".
2. Сообщение учащегося на тему "Библейские сказания о распятии Христа".
3. Один из учащихся под музыку В.А. Моцарта "Реквием" читает отрывок из поэмы А.А. Ахматовой "Реквием" (гл. Х). «Хор ангелов великий час восславил...»
4. Слово учителя.
Булгаков прочитывает этот сюжет в философском осмыслении.
Основу романа составляет противостояние свободы личности и несвободы. Это противостояние пронизывает весь роман. И зло, как правило, идет от несвободы, а добро рождается свободой, в первую очередь свободой внутренней. (В основе романа две идеи - идея добра и зла, и свободы и несвободы личности).
Рассматривая сущность спора Пилата и Иешуа, мы увидим столкновение двух полярных взглядов на человека.
В центре второй главы три проблемных вопроса:
- Что проповедует Иешуа?
- Что есть Истина?
- Почему Пилат, желая спасти арестованного, все же приговаривает его к смерти?
5. Беседа учителя с учащимися.
Каждое слово в диалоге Пилата прокуратора и подсудимого исполнено высокого смысла. Сталкиваются два мира: один - мир зла, другой - добра.
Пилат, Крысобой, Люди, Иуда
Увидим ли мы в душах людей, окружающих Иешуа, хотя бы слабый ответ добра. И всю реальность этого мира ощутит прокуратор, когда услышит простые слова, сказанные тихим голосом. Какие же это слова?
"Добрый человек..." - эти слова становятся завязкой беседы. А действительно ли он добрый? (с.228)
Итак, мы ответили на первый вопрос: что проповедует Иешуа? - Добро!
От странных слов "добрый человек", " добрые люди" мы находим ключ ко второму вопросу: что есть истина?
В этой трудной беседе поможет картина русского художника Н.Н.Ге "Что есть истина. Христос перед Пилатом".
6. Сообщение учащегося о картине
В картине Н.Н.Ге "Что есть истина». Христос лишен своего божественного ареала и показан как обычный смертный Человек, одинокий, измученный пытками. Он противопоставлен здесь римскому наместнику, равнодушному скептику Пилату. Христос и Пилат стоят друг против друга, разделенные полосой солнечного луча. Два мира, два мировоззрения - добро и зло. Один истерзанный, в грубом хитоне со связанными назад руками, другой - холеный, самоуверенный, драпирующийся в богатые одежды.
Обе фигуры выражают контраст нравственных сил: прокуратор, уверенный в своем праве, Христос - нищий, униженный, но исполненный высокой духовности. В его лихорадочном блеске глаз, в некрасивом лице читается сложное душевное состояние. Это человек обреченный, но готовый на подвиг самопожертвования, (с.232)
Итак, прозвучало слово "истина" и сразу вопрос прокуратора: "Что такое истина?". Этот вопрос, казалось бы, должен уничтожить собеседника, потому что он узнает, что человеку не дано знать ни истину, ни что такое истина.
И вот здесь-то самое неожиданное и удивительное в разговоре судьи и подсудимого. Что же ответит прокуратору Иешуа на его иронический вопрос?
Что бы ответили Вы? Что есть истина? (ответы учащихся)
Что ответил Иешуа? ( с.232-233)
Чем поразителен его ответ? Тем, что абстрактное понятие "истина", далекое от арестанта, и от мертвящей жары становится живым человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается на человеке.
"Ты великий враг?" - спросил Пилат, который не верит, что от разламывающей голову боли его спасла не магия, а простое человеческое участие. Сострадание избавило от страдания. Так мы еще раз убеждаемся в том, что Иешуа - поборник добра.
Откуда же тогда происходит зло? В чем собственно его преступление? Почему же Пилат, желая спасти арестованного, все же приговаривает его к смерти?
Потому что Иешуа открывает ему свою дерзкую истину, что наступит конец владычеству кесарей, значит и его, прокуратора. В руках Пилата, могущественного римского прокуратора, вся Иудея, но свободы он не знает, потому что он раб кесаря, своей должности, карьеры, (с.237, 238)
"Послушай, Га-Ноцри, ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай. Говорил?... Или не говорил? (с.237 - 238)
Всяческие намеки Пилата на то, как должен отвечать Иешуа, чтобы спасти жизнь, Иешуа отвергает. Это чуждо Его Человеческой сущности. Га-Ноцри остается свободным несмотря ни на что. И отнять у него свободу духа, мысли невозможно.
Так подсудимый сам себе подписывает смертный приговор.
Иешуа казнен, но сломлен ли он духовно?
Казалось бы, какое еще нужно завершение. Но автору хотелось провозгласить, что победа зла над добром не может быть конечным результатом общественно нравственного развития.
Какова дальнейшая судьба Иуды из Кириафа? Поэтому прокуратор, обрекая на смерть несчастного странника, приказывает тайно убить Иуду, предавшего Иешуа.
И когда Мастер услышал от Ивана Бездомного этот рассказ Воланда о суде Пилата, то лейтмотивом своего романа Мастер сделал фразу "Все люди добры…", потому что Слово Христа и слово истинного искусства – это слова об одном и том же: о незыблемости доброго начала в человеке.
Роман Мастера о Христе. Но почему главным героем этого романа Мастер делает все же Пилата, а не Иешуа?
Итак, добро, истина, свобода - Булгаков проверяет всем ходом своего романа. 2000 лет назад Воланд присутствовал при казни Иешуа. И теперь он снова на земле, чтобы посмотреть, каков же итог человеческого развития, изменился ли мир? Люди?
Д\з. гл. 32, 24, 13 - Мастер Сатирического изображения городской жизни в романе.
Список литературы:
Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 2002.
Булгаков М.М. Мастер и Маргарита. - М.: Художественная литература, 1998.
Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М.: АСТ - Пресс, 2005.
Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ в. - М.: Знание, 1993.
Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. - СПб.: ВЛАДОС, 2003.