kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока Литературы 11 класс по теме «Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: соотнести реальное время и пространство России первой четверти XVIII века с художественным временем и пространством романа А.Н. Толстого; привлечь внимание к главной проблеме романа - изображе­нию творческого труда народа, созидающего новую культуру; ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противо­речий эпохи.

Методические приемы: отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды для иллюстрации основных идей, определять позицию автора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Литературы 11 класс по теме «Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»»


















Разработка урока

Литературы 11 класс по теме

«Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»

















Учитель литературы:

СОПШДО № 17 г.Павлодара

Блашкина Н.Н.


Урок

Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»


Цель урока: соотнести реальное время и пространство России первой четверти XVIII века с художественным временем и пространством романа А.Н. Толстого; привлечь внимание к главной проблеме романа - изображе­нию творческого труда народа, созидающего новую культуру; ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противо­речий эпохи.

Методические приемы: отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды для иллюстрации основных идей, определять позицию автора.


Ход урока

I. Слово учителя

По сложившейся в литературе традиции решающие события, «боль­шая история» служили лишь фоном для «малой истории», истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

- Каким образом передает автор события романа? Какое место он отводит выдающимся историческим личностям?

(События романа переданы через восприятие вымышленных лиц, главными и любимыми героями Толстого стали Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Платон Каратаев. Исторические личности: Куту­зов, Наполеон, Багратион, Александр I - отодвинуты на второй план. Дви­жущей силой романа (и истории, по Льву Толстому) является народ. Роль личности определяется способностью проникнуться желаниями и чаяниями народа. Фигура Наполеона, возомнившего себя вершителем человеческих судеб, истории, часто карикатурна.)

Алексей Николаевич Толстой героем своего произведения делает именно «большую историю» и выдающуюся историческую личность - Петра.

Фигура царя-преобразователя становится стержнем всего романа, а вымышленные персонажи заполняют исторический фон. Деяния Петра даны на фоне широкой панорамы русской жизни. Обзор романа поможет представить эту панораму в самом общем виде и сопоставить реальное и художественное время и пространство.

II. Реализация домашнего задания: план обзора романа.

Первая книга

Московская Русь. Юность Петра


1. Вековая отсталость Московской Руси. Широта охвата действительности, многоярусность социальных слоев и бытовых укладов, стремительность и пестрота сменяющих друг друга картин как основной способ изображения Московской Руси (глава первая: «прокисшая» изба Бровкиных, боярская изба Волкова, «узкие навозные» улицы Москвы, низкие своды царских палат, грязный кабак, заполненная народом Кремлевская площадь, покои Софьи, первое описание Петра-ребенка).

Три плана изображения: царевна Софья, управляющая страной (глава первая, ч.15; глава вторая, ч.б); юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава вторая, ч.З; глава третья, ч,5; глава 4, ч.5, 18, 23); тяжелая жизнь народа (глава первая, ч.І; глава четвертая, ч.8, 22). Ненависть Петра к заскорузлой отсталости и скуке Москвы.

2. Изображение борьбы между Софьей и Петром. Царевна Софья, став правительницей, расправляется со стрельцами, приказывает боярину Василию Голицыну «воевать Крым». Умный Голицын понимает, что воевать нельзя («войска доброго нет», «денег нет»), но «говорить, убеждать, сопротивляться - все равно было без пользы». Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.

3. В Преображенском потешном батальоне Петр под руководством иноземцев постигает военную науку. Через несколько лет у него уже три сильных полка: Преображенский, Семеновский, полк Гордона. В Переяславле Петр строит верфь, первые корабли. Знатные бояре - Борис Голицын, Федор Ромодановский - поддерживают деятельность Петра.

4. Софья пытается использовать недовольство народа, вызванное неудачами крымских походов, против Петра; замышляется убийство Петра (глава четвертая, ч.12, 13). «Всем надоело - скорее бы кто-нибудь кого-нибудь сожрал? Софья ли Петра, Петр ли Софью... Лишь бы что-нибудь утвердилось...»

5. Петр, узнав о заговоре, бежит в Троицкую лавру, туда же переезжает весь Преображенский двор; Софье не удается поднять стрельцов; подавление Петром заговора: приказ Софье ждать в Кремле решения своей судьбы, ссылка Василия Голицына, казнь зачинщиков бунта; возвращение Петра в Кремль (глава четвертая, ч. 23).

6. Первые реформы Петра после победы над Софьей (строитель­ство флота, закладка Архангельской верфи). После смерти ма­тери и брата Ивана Петр становится единоличным правителем страны.

7. Первый Азовский поход; неудача; взятие Азова (глава шестая); взятие Азова (глава седьмая, ч.1).

8. Петр за границей учится кораблестроению (глава седьмая).

9. Заговор Софьи; стрелецкий бунт (глава седьмая, ч.12).

10. Возвращение Петра в Москву (глава седьмая, ч. 17). Жестокая массовая казнь стрельцов (глава седьмая, ч. 21).

«Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийски­ми побережьями призраки торговых кораблей».


Вторая и третья книги

Изображение творческого труда русского народа, созидающего но­вую культуру. Пафос борьбы за родину с внешними врагами.

Книга Вторая


1. Преобразовательная деятельность Петра всколыхнула все, что на Руси было сильного и здорового. Опора Петра на купцов, помещиков, народ: купцы Баженовы пожалованы царской грамотой; Иван Бровкин, крупный торговец, Демидовы на Урале, валдайские кузнецы братья Воробьевы честно служат Петру; Алексашка Меншиков, братья Бровкины - первые люди при Петре; кузнец Жёмов, художник Андрей Голиков - помощни­ки Петра.

2. Борьба Петра с боярами за новые формы быта; боярыня Вол­кова (Санька Бровкина, глава первая, ч. 3, глава вторая, ч.З).

3. Сопротивление консервативной раскольнической среды; само­сожжение раскольников (глава первая, ч. 9).

4. Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов глава третья, ч. 2).

5. 1700 год; новое летоисчисление; поход на Нарву; разгром рус­ской армии (глава четвертая, ч. 3, 4).

6. Тайная кладовая в Кремле.

7. Борис Петрович Шереметьев, первый русский генерал- фельдмаршал, разбивает шведского генерала Шлиппенбаха.

8. Шереметьев берет крепость Мариенбург (глава пятая, ч. 2).

9. Архангельский флот; взятие крепости Нотебург; героизм рус­ских солдат и офицеров (глава пятая, ч.4).

«Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был от­крыт». Открытое море отсюда было - рукой подать».


Книга третья

  1. Запустение Москвы. Царевна Наталья Алексеевна заводит те­атр (глава первая, ч.3).

  2. Заговор против Петра: нити заговора ведут к царевне Софье (глава первая, ч. 4, 5).

  3. Строительство Петербурга. Братья Бровкины. Домик Петра и дворец Меньшикова в Петербурге (глава вторая).

  4. Второй Нарвский поход; Петр под Нарвой (главы третья и четвертая); русские захватили шведского короля; машкерадный бой, в котором русские уничтожили треть нарвского гарнизона; русские под командованием Петра берут Юрьев и готовятся к штурму Нарвы; героизм русских солдат и офицеров во время штурма Нарвы (глава шестая, ч. 7).

«Дело было европейское: шутка ли - штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете».


III. Оформление тетрадей: выводы.

Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с 1682 по 1704 год образует каркас повествования. Нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека, раскрывающихся в описании штурма Нарвы.

А. Толстой понимал композицию как «установление цели, централь- ной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Произведение у Толстого организуется не столько сюжетом, сколько системой персонажей.

Роль главной фигуры выполняет Петр. Его фигура предстает масштабной, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре - великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Чем ниже ступень лестницы, на которой «стоит» персонаж, тем «пунктирнее» его линия в романе, тем менее ощутима его связь с романным целым.


Домашнее задание.

1. Образ Петра в романе.

2. Подготовиться к тесту по теме «Литература 30-х гг.»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Блашкина Нина Николаевна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315240


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства