Разработка урока Литературы 11 класс по теме «Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»
Разработка урока Литературы 11 класс по теме «Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»
Цель урока: соотнести реальное время и пространство России первой четверти XVIII века с художественным временем и пространством романа А.Н. Толстого; привлечь внимание к главной проблеме романа - изображению творческого труда народа, созидающего новую культуру; ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противоречий эпохи.
Методические приемы: отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды для иллюстрации основных идей, определять позицию автора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Литературы 11 класс по теме «Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»»
Разработка урока
Литературы 11 класс по теме
«Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»
Учитель литературы:
СОПШДО № 17 г.Павлодара
Блашкина Н.Н.
Урок
Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»
Цель урока: соотнести реальное время и пространство России первой четверти XVIII века с художественным временем и пространством романа А.Н. Толстого; привлечь внимание к главной проблеме романа - изображению творческого труда народа, созидающего новую культуру; ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противоречий эпохи.
Методические приемы: отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды для иллюстрации основных идей, определять позицию автора.
Ход урока
I. Слово учителя
По сложившейся в литературе традиции решающие события, «большая история» служили лишь фоном для «малой истории», истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
- Каким образом передает автор события романа? Какое место он отводит выдающимся историческим личностям?
(События романа переданы через восприятие вымышленных лиц, главными и любимыми героями Толстого стали Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Платон Каратаев. Исторические личности: Кутузов, Наполеон, Багратион, Александр I - отодвинуты на второй план. Движущей силой романа (и истории, по Льву Толстому) является народ. Роль личности определяется способностью проникнуться желаниями и чаяниями народа. Фигура Наполеона, возомнившего себя вершителем человеческих судеб, истории, часто карикатурна.)
Алексей Николаевич Толстой героем своего произведения делает именно «большую историю» и выдающуюся историческую личность - Петра.
Фигура царя-преобразователя становится стержнем всего романа, а вымышленные персонажи заполняют исторический фон. Деяния Петра даны на фоне широкой панорамы русской жизни. Обзор романа поможет представить эту панораму в самом общем виде и сопоставить реальное и художественное время и пространство.
II. Реализация домашнего задания: план обзора романа.
Первая книга
Московская Русь. Юность Петра
1. Вековая отсталость Московской Руси. Широта охвата действительности, многоярусность социальных слоев и бытовых укладов, стремительность и пестрота сменяющих друг друга картин как основной способ изображения Московской Руси (глава первая: «прокисшая» изба Бровкиных, боярская изба Волкова, «узкие навозные» улицы Москвы, низкие своды царских палат, грязный кабак, заполненная народом Кремлевская площадь, покои Софьи, первое описание Петра-ребенка).
Три плана изображения: царевна Софья, управляющая страной (глава первая, ч.15; глава вторая, ч.б); юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава вторая, ч.З; глава третья, ч,5; глава 4, ч.5, 18, 23); тяжелая жизнь народа (глава первая, ч.І; глава четвертая, ч.8, 22). Ненависть Петра к заскорузлой отсталости и скуке Москвы.
2. Изображение борьбы между Софьей и Петром. Царевна Софья, став правительницей, расправляется со стрельцами, приказывает боярину Василию Голицыну «воевать Крым». Умный Голицын понимает, что воевать нельзя («войска доброго нет», «денег нет»), но «говорить, убеждать, сопротивляться - все равно было без пользы». Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.
3. В Преображенском потешном батальоне Петр под руководством иноземцев постигает военную науку. Через несколько лет у него уже три сильных полка: Преображенский, Семеновский, полк Гордона. В Переяславле Петр строит верфь, первые корабли. Знатные бояре - Борис Голицын, Федор Ромодановский - поддерживают деятельность Петра.
4. Софья пытается использовать недовольство народа, вызванное неудачами крымских походов, против Петра; замышляется убийство Петра (глава четвертая, ч.12, 13). «Всем надоело - скорее бы кто-нибудь кого-нибудь сожрал? Софья ли Петра, Петр ли Софью... Лишь бы что-нибудь утвердилось...»
5. Петр, узнав о заговоре, бежит в Троицкую лавру, туда же переезжает весь Преображенский двор; Софье не удается поднять стрельцов; подавление Петром заговора: приказ Софье ждать в Кремле решения своей судьбы, ссылка Василия Голицына, казнь зачинщиков бунта; возвращение Петра в Кремль (глава четвертая, ч. 23).
6. Первые реформы Петра после победы над Софьей (строительство флота, закладка Архангельской верфи). После смерти матери и брата Ивана Петр становится единоличным правителем страны.
10. Возвращение Петра в Москву (глава седьмая, ч. 17). Жестокая массовая казнь стрельцов (глава седьмая, ч. 21).
«Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».
Вторая и третья книги
Изображение творческого труда русского народа, созидающего новую культуру. Пафос борьбы за родину с внешними врагами.
Книга Вторая
1. Преобразовательная деятельность Петра всколыхнула все, что на Руси было сильного и здорового. Опора Петра на купцов, помещиков, народ: купцы Баженовы пожалованы царской грамотой; Иван Бровкин, крупный торговец, Демидовы на Урале, валдайские кузнецы братья Воробьевы честно служат Петру; Алексашка Меншиков, братья Бровкины - первые люди при Петре; кузнец Жёмов, художник Андрей Голиков - помощники Петра.
2. Борьба Петра с боярами за новые формы быта; боярыня Волкова (Санька Бровкина, глава первая, ч. 3, глава вторая, ч.З).
3. Сопротивление консервативной раскольнической среды; самосожжение раскольников (глава первая, ч. 9).
4. Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов глава третья, ч. 2).
5. 1700 год; новое летоисчисление; поход на Нарву; разгром русской армии (глава четвертая, ч. 3, 4).
6. Тайная кладовая в Кремле.
7. Борис Петрович Шереметьев, первый русский генерал- фельдмаршал, разбивает шведского генерала Шлиппенбаха.
8. Шереметьев берет крепость Мариенбург (глава пятая, ч. 2).
9. Архангельский флот; взятие крепости Нотебург; героизм русских солдат и офицеров (глава пятая, ч.4).
«Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт». Открытое море отсюда было - рукой подать».
Книга третья
Запустение Москвы. Царевна Наталья Алексеевна заводит театр (глава первая, ч.3).
Заговор против Петра: нити заговора ведут к царевне Софье (глава первая, ч. 4, 5).
Строительство Петербурга. Братья Бровкины. Домик Петра и дворец Меньшикова в Петербурге (глава вторая).
Второй Нарвский поход; Петр под Нарвой (главы третья и четвертая); русские захватили шведского короля; машкерадный бой, в котором русские уничтожили треть нарвского гарнизона; русские под командованием Петра берут Юрьев и готовятся к штурму Нарвы; героизм русских солдат и офицеров во время штурма Нарвы (глава шестая, ч. 7).
«Дело было европейское: шутка ли - штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете».
III. Оформление тетрадей: выводы.
Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с 1682 по 1704 год образует каркас повествования. Нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека, раскрывающихся в описании штурма Нарвы.
А. Толстой понимал композицию как «установление цели, централь- ной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Произведение у Толстого организуется не столько сюжетом, сколько системой персонажей.
Роль главной фигуры выполняет Петр. Его фигура предстает масштабной, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре - великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Чем ниже ступень лестницы, на которой «стоит» персонаж, тем «пунктирнее» его линия в романе, тем менее ощутима его связь с романным целым.
Домашнее задание.
1. Образ Петра в романе.
2. Подготовиться к тесту по теме «Литература 30-х гг.»