Разработка урока "Капитанская дочка". А. С. Пушкин (анализ эпизода)
Разработка урока "Капитанская дочка". А. С. Пушкин (анализ эпизода)
Тема урока: Анализ эпизода. Диалог Гринева и Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( по главе 11 — калмыцкая сказка)
Цель урока:
-выяснить суть взаимоотношений Пугачева и Гринева,
-показать противоречивость и обреченность характера Пугачева,
-развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом,
-воспитание милосердия, честности.
Словарная работа: милосердие и жестокость, беспощадность, обреченность, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор.
Оборудование: презентация: иллюстрации к роману «Капитанская дочка», фрагменты одноименного художественного фильма, мультимедийная установка.
Методика урока: аналитическая беседа, диалог.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Технологии: ИКТ, сотрудничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Капитанская дочка". А. С. Пушкин (анализ эпизода)»
Урок разработан учителем русского языка и литературы МАОУ "СОШ №119" г. Перми Калашниковой Галиной Ивановной
Тема урока: Анализ эпизода. Диалог Гринева и Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( по главе 11 — калмыцкая сказка)
Цель урока:
-выяснить суть взаимоотношений Пугачева и Гринева, -показать противоречивость и обреченность характера Пугачева, -развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей , портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом, -воспитание милосердия, честности.
Словарная работа: милосердие и жестокость, беспощадность, обреченность, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор.
Оборудование: презентация: иллюстрации к роману «Капитанская дочка», фрагменты одноименного художественного фильма, мультимедийная установка.
Методика урока: аналитическая беседа, диалог.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Технологии: ИКТ, сотрудничества.
Ход урока:
Литературное произведение состоит из глав, частей, эпизодов. Каждый из них, даже самый маленький играет важную роль в развитии конфликта. Сегодня мы будем анализировать эпизод в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 11 главе. Для начала запишем план анализа эпизода.
Место эпизода в произведении, характер изображаемого события, действующего лица.
Характер персонажей, их поведение и переживания на момент изображаемых событий.
«Сцепление» эпизода с другими эпизодами произведения.
Роль эпизода в развитии конфликта.
Пушкин широко использует в «Капитанской дочке» народнопоэтическое творчество. Чаще всего для создания образа Пугачева. Назовите эти жанры фольклора:
сказка (калмыцкая 11 глава)
песни (эпиграфы, 8 гл. про виселицу)
пословицы и поговорки.
Читаем калмыцкую сказку.
С кем из героев притчи себя соотносит Пугачев? Представьте себя на месте Пугачева, подберите крылатые выражения, описывающие
позицию Пугачева и аргументы в защиту его позиции.
Представьте себя на месте Гринева. Какой смысл вкладывает Гринев в свой ответ Пугачеву?
Если бы вам эта притча встретилась сама по себе (в жизни, а не в романе) , как бы вы ее объяснили? Подберите иллюстративные примеры к позиции «орла» и «ворона», обратившись к литературным произведениям , биографиям известных людей , художественным фильмам.
Пугачев, рассказывая эту сказку, хотел выразить свою точку зрения на организованное им восстание, да и не только на восстание, а на всю свою жизнь. Безусловно, под орлом Емельян подразумевает себя.
Главное для Пугачева не сидеть сложа руки и не смиряться с действительностью, а действовать, бросать вызов существующему строю. И пусть этот вызов заранее обречен на провал. Но определенные изменения в обществе все же произойдут, власть обратит внимание на то, что народ слишком угнетен крепостным правом.
Назначение Пугачева — повести за собой других людей, выразить протест и достойно погибнуть. Да, жизнь его коротка, но насыщена «кровью». Емельян не остается в стороне, а становится предводителем восстания.
По-иному воспринял эту сказку Гринев. Он видит, к чему привели военные действия, ч то люди в Оренбурге голодают, что незаслуженно погублено много жизней. Для Гринева убийство, разбой и насилие и есть мертвечина, а не живая «кровь». Он не видит разницы между орлом, который убивает, и вороном, который питается падалью. Гринев считает восстание бессмысленным, и прежде всего, ему жалко Пугачева, ведь в конце концов того ожидает виселица. А молодой человек успел подружиться с предводителем, увидеть в нем не жестокого тирана, а человека, добрее и лучше того же Швабрина.
Таким образом, Пугачев и Гринев не поняли друг друга, но каждый выразил свою точку зрения. Пушкин подчеркивает это следующей фразой: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления».
Эта сказка о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями и другого: яркого, насыщенного, но краткого.
Если для Пугачева в образе орла, пьющего «живую кровь», воплотился образ дикой вольница, дух дерзкого авантюризма и разбойничьей удали, то, по мнению Гринева, подобный образ жизни соответствует повадкам ворона, зловещей птицы смерти.
На экране отрывок из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина «Пир во время чумы»:
Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане. Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы... Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смутного таит Неизъяснимы наслажденья - Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог.
Как эти слова соотносятся с изображением вождя народного восстания? Помогают ли они объяснить позицию Пугачева в калмыцкой сказке?
Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не ж ил. Эти натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль в истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачев.
Что лежит в основе взаимоотношений Пугачева и Гринева?
Милосердие)
Сегодня тоже очень важно осознать, ч то любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром.