kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Капитанская дочка". А. С. Пушкин (анализ эпизода)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Анализ эпизода. Диалог Гринева и Пугачева в романе  А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( по главе 11 — калмыцкая сказка)

Цель урока:

 ­­-выяснить суть взаимоотношений Пугачева и Гринева,
-показать противоречивость и обреченность характера Пугачева,
-развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом,
-воспитание милосердия, честности.

Словарная работа: милосердие и жестокость, беспощадность, обреченность, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор.

Оборудование: презентация: иллюстрации к роману «Капитанская дочка», фрагменты одноименного художественного фильма, мультимедийная установка.

Методика урока: аналитическая беседа, диалог.

Формы: коллективная, индивидуальная.

Технологии: ИКТ, сотрудничества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Капитанская дочка". А. С. Пушкин (анализ эпизода)»

Урок разработан учителем русского языка и литературы МАОУ "СОШ №119" г. Перми Калашниковой Галиной Ивановной

Тема урока: Анализ эпизода. Диалог Гринева и Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( по главе 11 — калмыцкая сказка)

Цель урока:

­­-выяснить суть взаимоотношений Пугачева и Гринева,
-показать противоречивость и обреченность характера Пугачева,
-развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей , портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом,
-воспитание милосердия, честности.

Словарная работа: милосердие и жестокость, беспощадность, обреченность, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор.

Оборудование: презентация: иллюстрации к роману «Капитанская дочка», фрагменты одноименного художественного фильма, мультимедийная установка.

Методика урока: аналитическая беседа, диалог.

Формы: коллективная, индивидуальная.

Технологии: ИКТ, сотрудничества.

Ход урока:

Литературное произведение состоит из глав, частей, эпизодов. Каждый из них, даже самый маленький играет важную роль в развитии конфликта. Сегодня мы будем анализировать эпизод в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 11 главе. Для начала запишем план анализа эпизода.

  1. Место эпизода в произведении, характер изображаемого события, действующего лица.

  2. Характер персонажей, их поведение и переживания на момент изображаемых событий.

  3. «Сцепление» эпизода с другими эпизодами произведения.

  4. Роль эпизода в развитии конфликта.



Пушкин широко использует в «Капитанской дочке» народнопоэтическое творчество. Чаще всего для создания образа Пугачева. Назовите эти жанры фольклора:

  • сказка (калмыцкая 11 глава)

  • песни (эпиграфы, 8 гл. про виселицу)

  • пословицы и поговорки.

Читаем калмыцкую сказку.

    • С кем из героев притчи себя соотносит Пугачев? Представьте себя на месте Пугачева, подберите крылатые выражения, описывающие



    • позицию Пугачева и аргументы в защиту его позиции.

    • Представьте себя на месте Гринева. Какой смысл вкладывает Гринев в свой ответ Пугачеву?

    • Если бы вам эта притча встретилась сама по себе (в жизни, а не в романе) , как бы вы ее объяснили? Подберите иллюстративные примеры к позиции «орла» и «ворона», обратившись к литературным произведениям , биографиям известных людей , художественным фильмам.

Пугачев, рассказывая эту сказку, хотел выразить свою точку зрения на организованное им восстание, да и не только на восстание, а на всю свою жизнь. Безусловно, под орлом Емельян подразумевает себя.

Главное для Пугачева не сидеть сложа руки и не смиряться с действительностью, а действовать, бросать вызов существующему строю. И пусть этот вызов заранее обречен на провал. Но определенные изменения в обществе все же произойдут, власть обратит внимание на то, что народ слишком угнетен крепостным правом.

Назначение Пугачева — повести за собой других людей, выразить протест и достойно погибнуть. Да, жизнь его коротка, но насыщена «кровью». Емельян не остается в стороне, а становится предводителем восстания.

По-иному воспринял эту сказку Гринев. Он видит, к чему привели военные действия, ч то люди в Оренбурге голодают, что незаслуженно погублено много жизней. Для Гринева убийство, разбой и насилие и есть мертвечина, а не живая «кровь». Он не видит разницы между орлом, который убивает, и вороном, который питается падалью. Гринев считает восстание бессмысленным, и прежде всего, ему жалко Пугачева, ведь в конце концов того ожидает виселица. А молодой человек успел подружиться с предводителем, увидеть в нем не жестокого тирана, а человека, добрее и лучше того же Швабрина.

Таким образом, Пугачев и Гринев не поняли друг друга, но каждый выразил свою точку зрения. Пушкин подчеркивает это следующей фразой: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления».



Эта сказка о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями и другого: яркого, насыщенного, но краткого.



Если для Пугачева в образе орла, пьющего «живую кровь», воплотился образ дикой вольница, дух дерзкого авантюризма и разбойничьей удали, то, по мнению Гринева, подобный образ жизни соответствует повадкам ворона, зловещей птицы смерти.



Приведите примеры противоречивости натуры Пугачева.

На экране отрывок из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина «Пир во время чумы»:

Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане.
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы...
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смутного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.



  • Как эти слова соотносятся с изображением вождя народного восстания? Помогают ли они объяснить позицию Пугачева в калмыцкой сказке?

Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не ж ил. Эти натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль в истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачев.

      • Что лежит в основе взаимоотношений Пугачева и Гринева?





      • Милосердие)

Сегодня тоже очень важно осознать, ч то любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром.



Домашнее задание: выучить наизусть калмыцкую сказку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Капитанская дочка". А. С. Пушкин (анализ эпизода)

Автор: Калашникова Галина Ивановна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства