kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка плана- конспекта урока литературы в 6-м классе "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спланирован для обучающихся 6 класса (IV учебная четверть, материал рассчитан на 1 учебный час). Данный урок, в центре которого является обсуждение стихов о войне, приурочен к 9 Мая — Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить обучающихся со стихотворениями К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлова «Сороковые», помочь им определить тему стихотворения, разгадать замысел авторов;
  2. Практические: проследить, как обучающиеся умеют находить в стихотворениях изобразительно-выразительные средства, использованные авторами, находить в них образы, определять их значение, вырабатывая навыки анализа лирического произведения, отвечать на вопросы, выразительно читать стихотворения;
  3. Воспитательные: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны и в наше время; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями авторов. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана- конспекта урока литературы в 6-м классе "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"»

Модель урока литературы в 6-м классе

"Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"


Автор: учитель русского языка и литературы Гельметдинова Альбина Радифовна.

Координаты автора: МОБУ СОШ №1 с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан, ул. Юбилейная, д.2. Телефон: 89279695978.

Краткая аннотация урока: урок спланирован для обучающихся 6 класса (IV учебная четверть, материал рассчитан на 1 учебный час). Данный урок, в центре которого является обсуждение стихов о войне, можно приурочить к 9 Мая — Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить обучающихся со стихотворениями К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», С.С. Орлова «Его зарыли в шар земной…», Д.С. Самойлова «Сороковые», помочь им определить тему стихотворения, разгадать замысел авторов;

  2. Практические: проследить, как обучающиеся умеют находить в стихотворениях изобразительно-выразительные средства, использованные авторами, находить в них образы, определять их значение, вырабатывая навыки анализа лирического произведения, отвечать на вопросы, выразительно читать стихотворения;

  3. Воспитательные: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны и в наше время; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями авторов.

Оборудование урока: записи песен военных лет; выставка поэтических сборников; портреты поэтов; слайды на тему войны, композиция «Цветы и каска солдата».

Методические приёмы: слово учителя; устное словесное рисование, выразительное чтение, элементы анализа стихотворений, беседа по вопросам.

Ожидаемые результаты:

- вызвать эмоциональный отклик в сердцах шестиклассников;

- вызвать желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы того времени;

- научить выражать отношение ребят к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.


План-конспект урока литературы в 6-м классе

"Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"


Тип урока: Урок изучения нового материала. Комбинированный урок.


Форма проведения: Урок-презентация.


I этап. Организационный момент. Актуализация знаний.

(Вступлением к уроку является русская советская песня времен Великой Отечественной войны «В землянке». Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова. Исполнитель – Леонид Утесов).

Здравствуйте, ребята! Вот уже 66 лет отделяют нас от Великой Победы. И сколько бы ещё не прошло времени, солдаты, не вернувшиеся с полей сражений, погибшие в печах фашистских концлагерей, умершие от тяжких ран, - навсегда в наших сердцах, в нашей памяти.

Бессмертен подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше остается с нами ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, какой ужасной трагедией была война для нашей страны.

Тема сегодняшнего урока: «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» (Слайд № 1).

Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать о войне, а вспоминать о ней надо! Эпиграфом к нашему уроку являются слова Роберта Рождественского:

«Эта память верьте, люди,

Всей земле нужна!

Если мы войну забудем –

Вновь придет война!» (Слайд №2)

Переживания, связанные с Великой Отечественной войной, понятны нам и сейчас. До сих пор слышатся её отголоски. Люди не могут привыкнуть к потере близких, пропавших без вести, до сих пор разыскивают их, испытывая боль и горечь. А что же тогда чувствовали те, кто воевал? Откуда мы можем узнать об этом? Их чувства, ребята, сохраняет и передает поэзия.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков (Слайд №3).

II этап. Чтение и анализ стихотворений.

Победа в Великой Отечественной войне досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты.

Таким поэтом-фронтовиком был К.Симонов (Слайд №3).

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города").

Посмотрите на портрет Константина Симонова. Что поражает нас в чертах лица Симонова? (Слайд №3)

Первые месяцы войны были особенно тяжёлыми. Вы знаете, почему?

В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, Симоновым было написано стихотворение «Ты, помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу, поэту Алексею Суркову (Слайд №5).

Давайте познакомимся с этим стихотворением. (Учитель выразительно читает стихотворение).

Анализ стихотворения «Ты, помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» К.Симонова.

Беседа по вопросам:

Кому посвящено стихотворение Симонова? Что вы знаете о его друге, поэте-фронтовике А. Суркове?

Какие слова и выражения в стихотворении могли бы стать синонимами к понятию «Родина»?

Какой смысл приобретает в стихотворении образ Дороги и образ Дома?

Стихотворение Симонова наполнено звуками, голосами. Определите, чьи голоса звучат в тексте и какой смысл это придает стихотворению.

Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны? Какую роль играет звукопись? Какие чувства эти слова и выражения вызывают у читателя?

Давайте сделаем вывод по стихотворению.

Итак, о чем это стихотворение?

Как оно могло воздействовать на сознание бойцов?

Через несколько дней после начала войны другой поэт Давид Самойлов (Слайд №6) уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачисляется курсантом Гомельского военно-пехотного училища. После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Последнее звание - старший сержант.

В 1958 выходит первая книга стихов "Ближние страны". С этого времени регулярно появляются его поэтические сборники: "Второй перевал" (1963); "Дни" (1970); "Перебирая наши даты...". Д.Самойлов участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в "Современнике", писал песни для спектаклей и кинофильмов.

Чтение учителем стихотворения «Сороковые».

Анализ стихотворения «Сороковые» Д.Самойлова.

Беседа по вопросам:

Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны? Какую роль играет звукопись? Какие чувства эти слова и выражения вызывают у читателя?

Как поэт создает в своем стихотворении образ времени?

Почему в 6—7-й строфах так много восклицательных интонаций? В чем трагизм последних двух строк стихотворения?

III. Подведение итогов.

Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?

Чему научились?

О чём еще хотелось бы поговорить, что обсудить?

Вывод: стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любовь к родине. Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.

IV. Домашнее задание.

Напишите отзыв на понравившееся стихотворение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Гельметдинова Альбина Радифовна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства