kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конкурсного урока" Стихотворения в прозе И.С. Тургенева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учебного занятия о жанре лирических миниатюр с привлечением материалов из творческого наследия Тургенева,Солженицына,Дворянскова

Цели урока:

- организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о жанровых особенностях стихотворений в прозе; деятельности учащихся по самостоятельному применению полученных знаний в ходе выполнения предложенного задания

Задачи:

-обеспечить развитие у учащихся умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию умения общаться; выделять узловые моменты своей деятельности;

-содействовать воспитанию у учащихся чувства сострадания, любви к людям и всему живому;

-прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева, А.И.Солженицына, В.Н.Дворянскова.

-содействовать развитию рефлексивной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конкурсного урока" Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" »

Муниципальное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа села Чертановка

Кузоватовского района Ульяновской области




Проект учебного занятия по литературе


Дата: 09. 12. 2013 год


Класс: 7


Учитель: Лукьянова Светлана Александровна

Тема занятия: Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Жанровые особенности.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вид занятия: урок-исследование


Цели урока:

- организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о жанровых особенностях стихотворений в прозе; деятельности учащихся по самостоятельному применению полученных знаний в ходе выполнения предложенного задания

Задачи:

-обеспечить развитие у учащихся умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию умения общаться; выделять узловые моменты своей деятельности;

-содействовать воспитанию у учащихся чувства сострадания, любви к людям и всему живому;

-прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева, А.И.Солженицына, В.Н.Дворянскова.

-содействовать развитию рефлексивной культуры.







Технологическая карта урока литературы


Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Жанровые особенности”.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся/

Характер уч.-позн. деятельности



Содержание урока


Время

1.Организационный







2.Актуализация






3.

Формулирование цели и задачи урока.




4.Введе

ние

нового материа

ла:


















История создания цикла














Чтение и восприятие стихов

Приветствие классу,

эмоциональ

ный настрой

Организация.

Добрый день!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз!





Давайте посмотрим на тему нашего урока. Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии)






- Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности);









Предлагаю наше знакомство со стихотворениями в прозе начать с эпиграфа к уроку (Работа с эпиграфом)

Слайд №1 :

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет…но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу…

И. С. Тургенев

Слайд №2

1.Это обращение «К читателю» И.С.Тургенева, и оно было написано в качестве предисловия к «Стихотворениям в прозе» в 1880 году.

2.Скажите, значение каких слов вам непонятно, вызывает затруднение?

В обращении встретилось слово сподряд. Как вы понимаете значение этого слова? ( сподряд-подряд - т.е. одно за другим, без пропусков.

3.Еще одно слово: враздробь - Враздробь - 1. Раздробленно, по частям, порознь

Обобщение:

- Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям?

- Почему?

Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

- Какие первые произведения написал И.С.Тургенев? (Записки охотника)

- А какие последние? (Стихотворения в прозе)

Слайд №3,4

- И это действительно так: И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь. Кстати, автор долго искал название своему позднему детищу. Вначале озаглавил его «Посмертное» и не имел намерения публиковать его при жизни. Затем возникло название «Стариковское». Но там было столько жизненной силы, что никак не вязалось с названием. И только потом остановился на названии «Стихотворения в прозе».




2.Предлагаю вам познакомиться со стихотворениями в прозе и понаблюдать за их особенностями.

А начнем знакомство со стихотворения «Два богача». Давайте послушаем это стихотворение . (Запись)

Давайте попробуем стихотворение«Два богача» проанализировать по алгоритму

Алгоритм анализа стихотворения в прозе:

  1. Название.

  2. Тема.

  3. Основная мысль.

  4. Авторское отношение.

5.Художественные средства

.

Анализ художественного текста: О чем говорится в стихотворении?

(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).

- Можно ли сказать, что в стихотворении показаны 2 богача? (Да, один имеет деньги, а другой - доброту и бескорыстие) Значит, они противопоставлены друг другу? Т.е. тема социального неравенства.

- Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?Да

- Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей.

- А кто больше по душе автору? В каких словах это заключено? (зачитать)– (Автору больше по душе “бедный богач”. В обездоленном

нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).

– Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? (“Хвалю и умиляюсь”).

– Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? (“Далеко Ротшильду до этого мужика”).

Обобщение: Какая тема раскрывается в этом стихотворении? в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным.



Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное. И цикл произведений Тургенева ввел в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы. Художественная манера “Стихотворений в прозе” имела влияние на многих других писателей XIX и XX веков. У замечательного современного писателя А.И.Солженицына есть целый цикл произведений этого жанра, как и у Тургенева. Рассказы “Крохотки” представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, микрорассказы, лирические миниатюры, своеобразные “лирические отступления”, получившие самостоятельную жизнь. Итак,обратимся к тексту “Крохоток”.Помните,что каждая деталь, каждое слово значимы

(Чтение «Костер и муравьи) . КОСТЁР И МУРАВЬИ


Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.


Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...


Герой, не заметив, что “гнилое брёвнышко изнутри густо населено муравьями”, бросил его в костёр. И хотя он откатил брёвнышко на край, муравьи не убегали от огня (“Едва преодолев свой ужас, они заворачивали … и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -… и погибали…”). Кажется, что может здесь поэтического? Но признаки поэзии скрыты здесь в глубоком эмоциональном заряде. Автор предоставляет возможность читателю понять очень важную истину: чувство родины, дома сильнее даже ужаса смерти.А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение в прозе и.С.Тургенева «Воробей»Чем объединены эти произведения?

А сейчас мне хотелось бы познакомить вас с еще одним талантливым человеком .Это наш земляк –ульяновский писатель-В.Н.Дворянсков. Знакомство наше не будет случайным,и сейчас вы поймете почему.Я прочитаю вам одно произведение В. .Н.Дворянскова из цикла «Живые отметины»

На улице февраль. А морозы суровей, чем в январе.

Пошёл утром гулять и у рощи встретил двух бездомных собак. За одной семенят три щенка. Не вовремя они появились: холодно и голодно.

В общем, такая картина: кругом снег, мороз и эти маленькие беспомощные кубарики.

Сердце щемит.

Итак, мы познакомились с несколькими лирическими миниатюрами. .А как вы думаете, можно ли выделить их характерные признаки :

1.Посмотрите, какие по объему это произведения?

Небольшие (небольшой объем)

2.Тексты единые или делятся на небольшие абзацы? (членение на мелкие абзацы)

3.Выражает ли свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность)

4. Можно ли назвать эти произведение стихотворениями?

Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя.

5. Чем это стихотворение отличается от привычных нам? Здесь нет рифмы.

6. Какова особенность этого произведения –то, что это стихотворение в прозе.


3.Прочтём определение в учебнике

Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.



2.Рефлексия:

-Какое из стихотворений понравилось больше всего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос Так что же усвоил каждый из вас, познакомившись со стихотворениями в прозе ? Предлагаю ответить по опорным словам:

«Я думаю, что каждый, кто читал стихотворение «………» , выяснил и усвоил что-то для себя:

- Как вы думаете, А интересны ли стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем?

-В чем актуальность стихотворений в прозе?

3.Домашнее задание:

1.Выучить стихотворение «Русский язык».

2. Самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует.

3.Прочитать стихотворение в прозе «Щи» и провести его анализ по

плану в тетради

















































1-2





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка конкурсного урока" Стихотворения в прозе И.С. Тургенева"

Автор: Лукьянова Светлана Александровна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства