Добрый день! Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз! Давайте посмотрим на тему нашего урока. Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии) - Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности); Предлагаю наше знакомство со стихотворениями в прозе начать с эпиграфа к уроку (Работа с эпиграфом) Слайд №1 : Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно, скучно станет…но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу… И. С. Тургенев Слайд №2 1.Это обращение «К читателю» И.С.Тургенева, и оно было написано в качестве предисловия к «Стихотворениям в прозе» в 1880 году. 2.Скажите, значение каких слов вам непонятно, вызывает затруднение? В обращении встретилось слово сподряд. Как вы понимаете значение этого слова? ( сподряд-подряд - т.е. одно за другим, без пропусков. 3.Еще одно слово: враздробь - Враздробь - 1. Раздробленно, по частям, порознь Обобщение: - Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям? - Почему? Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл. - Какие первые произведения написал И.С.Тургенев? (Записки охотника) - А какие последние? (Стихотворения в прозе) Слайд №3,4 - И это действительно так: И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь. Кстати, автор долго искал название своему позднему детищу. Вначале озаглавил его «Посмертное» и не имел намерения публиковать его при жизни. Затем возникло название «Стариковское». Но там было столько жизненной силы, что никак не вязалось с названием. И только потом остановился на названии «Стихотворения в прозе». 2.Предлагаю вам познакомиться со стихотворениями в прозе и понаблюдать за их особенностями. А начнем знакомство со стихотворения «Два богача». Давайте послушаем это стихотворение . (Запись) Давайте попробуем стихотворение«Два богача» проанализировать по алгоритму Алгоритм анализа стихотворения в прозе: Название. Тема. Основная мысль. Авторское отношение. 5.Художественные средства . Анализ художественного текста: О чем говорится в стихотворении? (Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши). - Можно ли сказать, что в стихотворении показаны 2 богача? (Да, один имеет деньги, а другой - доброту и бескорыстие) Значит, они противопоставлены друг другу? Т.е. тема социального неравенства. - Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?Да - Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей. - А кто больше по душе автору? В каких словах это заключено? (зачитать)– (Автору больше по душе “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души). – Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? (“Хвалю и умиляюсь”). – Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? (“Далеко Ротшильду до этого мужика”). Обобщение: Какая тема раскрывается в этом стихотворении? в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным. Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное. И цикл произведений Тургенева ввел в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы. Художественная манера “Стихотворений в прозе” имела влияние на многих других писателей XIX и XX веков. У замечательного современного писателя А.И.Солженицына есть целый цикл произведений этого жанра, как и у Тургенева. Рассказы “Крохотки” представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, микрорассказы, лирические миниатюры, своеобразные “лирические отступления”, получившие самостоятельную жизнь. Итак,обратимся к тексту “Крохоток”.Помните,что каждая деталь, каждое слово значимы (Чтение «Костер и муравьи) . КОСТЁР И МУРАВЬИ Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там... Герой, не заметив, что “гнилое брёвнышко изнутри густо населено муравьями”, бросил его в костёр. И хотя он откатил брёвнышко на край, муравьи не убегали от огня (“Едва преодолев свой ужас, они заворачивали … и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -… и погибали…”). Кажется, что может здесь поэтического? Но признаки поэзии скрыты здесь в глубоком эмоциональном заряде. Автор предоставляет возможность читателю понять очень важную истину: чувство родины, дома сильнее даже ужаса смерти.А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение в прозе и.С.Тургенева «Воробей»Чем объединены эти произведения? А сейчас мне хотелось бы познакомить вас с еще одним талантливым человеком .Это наш земляк –ульяновский писатель-В.Н.Дворянсков. Знакомство наше не будет случайным,и сейчас вы поймете почему.Я прочитаю вам одно произведение В. .Н.Дворянскова из цикла «Живые отметины» На улице февраль. А морозы суровей, чем в январе. Пошёл утром гулять и у рощи встретил двух бездомных собак. За одной семенят три щенка. Не вовремя они появились: холодно и голодно. В общем, такая картина: кругом снег, мороз и эти маленькие беспомощные кубарики. Сердце щемит. Итак, мы познакомились с несколькими лирическими миниатюрами. .А как вы думаете, можно ли выделить их характерные признаки : 1.Посмотрите, какие по объему это произведения? Небольшие (небольшой объем) 2.Тексты единые или делятся на небольшие абзацы? (членение на мелкие абзацы) 3.Выражает ли свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность) 4. Можно ли назвать эти произведение стихотворениями? Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя. 5. Чем это стихотворение отличается от привычных нам? Здесь нет рифмы. 6. Какова особенность этого произведения –то, что это стихотворение в прозе. 3.Прочтём определение в учебнике Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы. 2.Рефлексия: -Какое из стихотворений понравилось больше всего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос Так что же усвоил каждый из вас, познакомившись со стихотворениями в прозе ? Предлагаю ответить по опорным словам: «Я думаю, что каждый, кто читал стихотворение «………» , выяснил и усвоил что-то для себя: - Как вы думаете, А интересны ли стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем? -В чем актуальность стихотворений в прозе? 3.Домашнее задание: 1.Выучить стихотворение «Русский язык». 2. Самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует. 3.Прочитать стихотворение в прозе «Щи» и провести его анализ по плану в тетради |