Разработка интегрированного урока "Природа в поэзии русских поэтов 19 века и в музыке П.И.Чайковкого"
Разработка интегрированного урока "Природа в поэзии русских поэтов 19 века и в музыке П.И.Чайковкого"
интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского. Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русских поэтов 19века, продолжить знакомство со стихами Тютчева, Фета, Лермонтова, начать знакомство с творчеством П.И.Чайковского, пробудить интерес учащихся к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта и музыканта. Задачи: понаблюдать, как об одном и том же явлении природы поэты и композитор «говорят» по-своему, как в обыденном и неприметном кроется прекрасное; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи; воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока "Природа в поэзии русских поэтов 19 века и в музыке П.И.Чайковкого"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛОМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
СЕЛА ПОЛОМ КЕЗСКОГО РАЙОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:
«Природа в поэзии русских поэтов 19 века и в музыке П.И.Чайковского»
Выполнил: учитель русского языка и литературы
Мазуренко Марина Владимировна
2015
интегрированный урок : литература + музыка
Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.
Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русских поэтов 19века, продолжить знакомство со стихами Тютчева, Фета, Лермонтова, начать знакомство с творчеством П.И.Чайковского, пробудить интерес учащихся к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта и музыканта
Задачи: понаблюдать, как об одном и том же явлении природы поэты и композитор «говорят» по-своему, как в обыденном и неприметном кроется прекрасное; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи; воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Ход урока:
I. Орг.момент
II. Работа по теме.
Вступительная беседа.
Я предлагаю вам прослушать музыку и включить немного свое воображение. (звучит произведение Чайковского из цикла «Времена года. Весна»)
- Какую картину вы представили, слушая данную музыку? (весна)
Да, действительно, это музыкальное произведение о весне, и принадлежит оно одному из выдающихся классических музыкантов нашей страны, имя которого в последнее время мы все чаще и чаще слышим по радио, телевидению, читаем о нем статьи в газетах, журналах.
- Кто знает, о ком идет речь? Как зовут этого музыканта? (Петр Ильич Чайковский)
Петр Ильич Чайковский – это наш земляк. И не случайно, мы сегодня завели речь о нем и наш урок начали с его произведения. В этом году ему исполнилось бы 175 лет.
- Мы сказали, что это произведение о весне. А как же называются картины природы? (пейзаж)
Хорошо. Природа была и остается главной темой композиторов, художников и, конечно же, поэтов. Их всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Природа в творчестве русских поэтов 19 века и в музыке П.И.Чайковского».(записываем тему урока в тетрадь).
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством П.И.Чайковского, прослушать несколько его произведений, познакомиться с пейзажной лирикой Фета, Тютчева и Лермонтова. Увидим, как изображают природу художники. Таким образом, сегодня мы перенесемся в мир музыки, мир красок и в мир звуков.
Знакомство с новым материалом
Раз мы уже начали разговор о великом музыканте, давайте послушаем сообщение об этом человеке. Сейчас Слава познакомит нас с краткой биографией Петра Ильича, остальные записываем в своих тетрадях основные моменты жизни музыканта (заранее подготовленный ученик знакомит с биографией П.И.Чайковского:
Петра Ильича Чайковского считают мастером чарующей музыки. Родился он в г.Воткинске в 1840 году. В мальчике очень рано проявились необычайный слух и музыкальная память. В 1845 году окончил Петербургскую консерваторию. Годы упорного труда, вера в свой талант помогли Чайковскому стать известнейшим композитором. Музыкальный цикл «Времена года», написанный в 1876 году, стал настоящим шедевром мировой музыки. Пьесы цикла – лирические пейзажи в разное время года.)
Сам Пётр Ильич о природе говорил следующее: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало , приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе , тех неизъяснимо сладких опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?»
В литературе 19 века немало поэтов, которые пишут о природе.
- Каких поэтов, воспевающих природу вы знаете? (ученики перечисляют)
Тютчев и Фет - это певцы родной природы. Их считают мастерами пейзажной лирики. Эти талантливейшие поэты второй половины XIX века от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, обращаясь к возвышенным чувствам, красоте, которая, по их мнению, разлита в природе. Фет и Тютчев родом из Орловской губернии, певцы природы средней полосы России, т.е. они могли наблюдать такие же пейзажи, как и мы с вами.
Сейчас мы прослушаем стихотворение Тютчева «Первый лист» и Фета «Первый ландыш» ( звучит запись стихотворений из фонохрестоматии на фоне подборки картин о весне)
- В чем сходство этих двух стихотворений? О чем они? (о весне, жанр- пейзажная лирика)
- Какие художественно-изобразительные средства языка используют авторы в своих произведениях? (олицетворения, эпитеты)
-Назовите художественные образы стихотворений (ландыш и лист)
- Скажите, только ли о природе эти стихотворения? (состояние лирического героя, радость души, связанная с приходом весны)
Весна - это символ молодости и жизни. Весной всё просыпается, обновляется, перерождается. И Тютчев, и Фет не рассматривают природу отдельно от человека. Для них важна гармония души человека и природы. А вот как о пробуждении весны пишет П.И.Чайковский. (прослушивание музыки «Времена года. Апрель. Подснежник»)
- Можно ли сказать, что эти три произведения: Тютчева, Фета и Чайковского – говорят нам об одном и том же? (да, о пробуждении природы после зимы)
Тема природы не останавливается на весенней тематике. Много стихотворений и о лете, и об осени, и о зиме.
-Давайте мы с вами вспомним изученные ранее, а может и не изученные, стихотворения об остальных временах года. (ученики называют стихотворения)
Я предлагаю вам прослушать музыку, а вы отгадайте, о каком времени года пойдет речь. (звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года. Осень»)
- Как вы определили, что именном об осени идет речь в этом произведении? (ученики высказываются)
-К какому из стихотворений, помещенных в нашем учебнике, соответствует прослушанная музыка?( Лермонтов «Осень» и Тютчев «Осенний вечер»)
Давайте прослушаем эти два замечательных произведения( выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками)
- Какова идея каждого из этих стихотворений?
- Можно ли сказать, что эти стихотворения одинаковые? Как к этому времени года относится каждый автор? (Лермонтов в осени видит не только прелесть, но и невеселые признаки увядания. Его больше привлекает темная и сырая осень, а не золото опадающих листьев. У Тютчева же все наоборот. Ему нравится светлость осенних вечеров. Он приводит параллель между природой и человеком.)
- Кто является лирическим героем в этих стихотворениях?
- Какие образы здесь встречаются?
- Какие выразительные средства присутствуют в произведениях?
- Какая картина предстает перед вашими глазами после прочтения этих стихов? (ученики высказываются).
Оба эти стихотворения написаны примерно в одно и то же время. Стихотворение «Осень» в 1828 году, «Осенний вечер» - в 1830 году. И Тютчев, и Лермонтов тонко чувствовали красоту окружающей природы. Следует отметить, что пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. Авторы этих произведений любили и понимали природу. Каждый из них был очень наблюдательным человеком по отношению к ней.
Красотой природы любовались и любуются не только поэты, но и музыканты и художники. . Давайте мы свами посмотрим на слайды и увидим, как эту прекрасную золотую пору изображают художники (на слайдах идет подборка картин русских художников об осени на фоне музыки Чайковского из осеннего цикла).
- Что объединяет эти картины, стих-я Лермонтова и Тютчева и музыку Чайковского?
- Похожи ли произведения разных направлений искусства, описывающие одно и то же природной явление?
Подведение итогов.
Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта, либо музыканта, либо художника свое видение и отношение к русской природе.
Тема природы в творчестве русских поэтов на этом не останавливается. Это бесконечное множество произведений. Природа – это самый богатый источник для творений не только поэтов, но и музыкантов и живописцев. сегодня мы с вами в этом убедились.
Сегодня на уроке мы познакомились не только с произведениями русских поэтов 19 века, но и узнали кто такой П.И.Чайковский, послушали несколько его чарующих творений. Мы гордимся нашим земляком, его музыкой и творчеством, как и весь мир, восхищаемся его талантом. И сколько бы ни прошло лет, Чайковский нужен всегда, нужна его музыка, облагораживающая душу, сближающая людей, делая добрее весь мир.
Домашнее задание
Все мы разные, и восприятие мира, красоты, природы нами разное. У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть и очарование. Я предлагаю вам выбрать для себя домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть и проанализировать его письменно.
Список используемой литературы
1. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе / Ю.В. Долбилова. - Ростов н/Д: Феникс, - 2010. - 285с.
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по лоитературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2013. - 512с. - (В помощь учяителю).
3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и допол. - М.: "ВАКО", 2005, 416с. - (В помощь учителю)
4. Коллекция «Великие композиторы», том 7, П. И. Чайковский «Времена года». – М.: 2009 г.
5. Коллекция «50 художников русской живописи», И. И. Левитан. - Спб.: 2010 г.
6. Литература. 8 класс: пеоурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.В.Журавлева, В.И.Коровина. Ч.II / авт.-сост. С.Б.Шадрина, - Изд. 3-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2014. - 199с.
7. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Ч.II / авт. -сост. В.Я.Коровина [и др.] - 7-е изд. перераб. - М. : Просвещение, 2008. - 399с.