Автор: Федорченко О.Л.
Местоработы: ОШ I-IIIст..с.Великая Шишока г.Шахтёрска
Должность: учитель литературы.
Предмет:литература
Тип урока: комбинированный
Класс: 7
Цель: - овладеть основними понятиями темы, закрепитьуменияанализироватьстихотворения, закрепитьнавыкивыразительногочтения, научить уважительноотноситься к своейРодине, испытыватьгордость за неё, расширитьзнания о поэтахродногокрая, закрепитьуменияпользоватьсятолковымсловарём, научить работать в группе, умениевыслушать друг друга.
Оборудование:раздаточныйматериал, словариС.И.Ожегова, мультимедийнаядоска.
Формыработыучащихся: групповая, индивидуальная.
Слоган урока: «В который раз я говорю слова любви к родному краю». (Е. Легостаев)
Ходурока:
- Организационный, этап
Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку.(Проверяютготовность к уроку)
- Сегодня у меняочень хороше настроение.
- Акакоенастроение у вас?Покажитетот символ, которыйсоответсвует вашому настроению. (Оцениваютсвоёэмоцивльносостояниесмайликами, лежащими у них на партах). (Приложение 2)
- Однажды великий французскийфилософ Жан Жак-Руссо сказалсвоим ученикам : «Выталантливыедети. Когда-нибудьвысамиприятнопоразитесь, какиевыумные, какмного и хорошоумеете, если будете постоянноработать над собой, ставить новыецели и стремиться к ихдостижению». Я желаю вам сегодня на урокехорошейработы и убедиться в справедливостиэтихслов.
- Актуализацияопорных знаний
- Мотивация.
- Сегоднямы с вами продолжимизучатьтворчествопоэтовродногокрая. Узнаетеновыеимена и познакомитесь с ихтворчеством.
- А сейчас я вам прочитаю стихотворение уже известного вампоэта, которогомыизучали. А вы мне назовётеимяэтогопоэта и названиестихотворение(читаю отрывокстихотворенияВ.Сосюры «Донеччина моя!». На экранепоявляется текст стихотворения)
- Молодцы! Правильно. ЭтостихотворениеВладимиираСосюры, котороеназывается «Донеччина моя!»
- Сегоднямыещё раз вернёмся к его творчеству. И узнаемимя другого поэта, которыйпрославлял красоту родногокрая.
А сейчасвспомнитематериалпрошлогоурока – биографию Владимира Сосюры. И всё, чтовспомнилизапишите на листах, которые у вас на партах в графу «Знаю». (заполняюттаблицу, работа в группах) (Приложение 1)
- И так, что у вас получилось? Каждойгруппепредоставляется слово. Внимательнослушайте друг друга и старайтесь не повторяться.(Ребятадаютответы)
- Умнички! Оченьмноговспомнили о нашемпоэте-земляке. А сейчас давайте прочтём его стихотворениевыразительно. (Читают 3 учащихся по желанию)
- Сообщениетемы и задач урока
-На сегоднешнемурокемыпознакомимся с ещё одним поэтом-земляком ЕвгениемИвановичемЛегостаевым, пронимсякрасотойродногокрая через его стихотворения.
- А сейчасвозьмите в руки своитаблицы и вместе с вашейгруппойребятпопытайтесьзаполнить 2 графу «хочу знать», вписав в неё, то чтобывыхотелиузнать о творчественашего земляка. (Заполняюттаблицу, а потом зачитывают)
4. Физминутка.
- А сейчаснемногоотдохнём. Выйдитепожалуйстаиз-за парт и повторяйте за мной.
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
(делают 2 раза)
- Изучение нового материала.
- Сейчасребята, я представлю вашемувниманиюпрезентацию о жизни и творчествеЕ.Легостаева. А ребятарасскажут вам болееподробно.(На экранепрезентация. Выступаютподготовленные[о1] ученики.).
5.1. Визуализация(созданиезрительныхобразов)
Чтение учителем.
Сейчас хочу прочитать вам стихотворение, которое мне оченьпонравилось. Когда я буду читатьстихотворениевызакройтеглазки и пстарайтесь представить себе картину, изображённую в стихотворении.(Читаю стихотворение без названия)
5.2.Обмен впечатлениями.
- Понравилосьли вам стихотворение?
- Очёмэтостихотворение?
- Какбывы назвали этостихотворение?(предлагаютсвоиназвания)
- Ребята у вас замечателныеидеи. Но ЕвгенийЛегостаевназвал его «Баллада о матери».
- Согласнывы с тем, чтоэтоназваниеоченькрасивое? Подходитлионо к этомустихотворению?(отвечают на вопросы)
5.3. Закрепление знаний
Работа по развитию речи.
Раздаточныйматериал(приложение 5)
- Прочитайте стихотворение. Найдите в нём не понятные вам слова и выражения, подчеркнитеих. (Читаютстихотворение и подчёркиваютнезнакомые слова.)
- Какиенепонятные вам слова встретились ?
- Каквыихпонимаете?
2. Объяснениенезнакомыхслов по толковому словарюС.И.Ожегова(по группам)
- Сейчас попробуйте объяснитьзначениеэтихсловвоспользовавшисьсловарёмС.И.Ожегова.
- Теперь, пожалуста, зачитайте нам значения ваших непонятныхслов, как нам расталковываетС.И.Ожегов в своёмсловаре.
- Молодцыребята. А сейчас я представлю вашемувниманиюстихотворениеЕ.Легостаева, которое не оставитравнодушными вас. И можетбытьподтолкнёт вас к написаниюстихотворения о родномкрае.(На экранестихтворениеЕ.Легостаева, у учащихся на партах текст стихотворения)
- Правда оченькрасивоестихотворение? Сейчасмы с вами проведёманализэтогостихотворения. На партах у вас лежатвопросы для анализа. Каждойгруппезаданияразные. И одним из заданий являетсясоставитьсинквейн. Давайте вспомним, чтоэтотакое и как его делают. (На экранепоявляется правила написаниясинквейна. Приложение 3.)
Вопросы для 1 группы.
- Какие слова помогли поэтупередатьлюбовь к родному краю?
- Какимвыпредставляетелирического героя? Составьтесинквейн (стихотворение, состоящееиз 5 строк)
Вопросы для 1 группы.
- Найдите в стихотворении все возможныехудожественныесредства, которые автор использует в стихотворении.
- Какимвыпредставляетелирического героя? Составьтесинквейн (стихотворение, состоящееиз 5 строк)
(работавыполняется 5-8 минут)
- Молодцы! Хорошопоработали.
- Преждечем готовиться к выразительному чтению стихотворения давайте обратимся к памятке выразительногочтения. Как же нам необходимо правильно читать. (Приложение 4)
- Итогурока.
- Высегодняоченьотличнопоработали. Все былиактивными, старались отвечать правильно. На партах у вас лежиттаблица и в ней ещё не заполненатретья графа. Предлагаюсейчас вам еёзаполнить. (Заполняют графу «Узнал»).
- Теперь давайте по очереди назовём, что сегоднявы узнали.(ребята зачитывают информацию с таблицы).
- Чемубыл сегодня посвящён урок? Что вы сегодня узнали? Какое вам стихотворение понравилось большевсего? Вам понравился сегоднешний урок? Чем?(используюприём «Микрофон»)
- Домашнеезадание.
- ЭтовсеголишьмалаячастьстихотворенийЕвгенияЛегостаева. Дома высамостоятельноизучитедругиестихотворенияЕ.Легостаева. а сейчасдомашнее задание. Задание будет на выбор. Но чем сложнее задание, тем большая вероятность получить высокий бал. Я вам предлагаю выучить наизусть стихотворениеЕ.Легостаева (на выборучащихся); сделатьполныйанализстихотворения Е Легостаева. Стихотворениевыбираетесами.Написатьсочинение –миниатюру на тему «Мой родной, любимый край, как же ты мне дорог!».
[о1]