kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разоблачение Хлестакова, позор городничего. Хлестаков и хлестаковщина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема:                 Разоблачение Хлестакова, позор городничего.

 Хлестаков и хлестаковщина.

Цель урока:       совершенствовать навыки анализа эпизода и умения

делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.

Оборудование:   портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и

художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разоблачение Хлестакова, позор городничего. Хлестаков и хлестаковщина. »

Урок литературы. 8 класс.


Тема: Разоблачение Хлестакова, позор городничего.

Хлестаков и хлестаковщина.

Цель урока: совершенствовать навыки анализа эпизода и умения

делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и

художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.


Эпиграф

Хлестаков — он везде.

Н. Гоголь.


Ход урока.


  1. Сообщение темы и цели урока.


  1. Актуализация опорных знаний. Проверка знания текста.


Викторина.


1. Какой эпиграф выбрал Гоголь для комедии «Ревизор»?

(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)

2. Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»?

(положительный герой — смех)

3. Кто из персонажей Гоголя: «берёт взятку борзыми щенками»?

(судья Ляпкин-Тяпкин)

4. У кого больные похожи на кузнецов, ходили в грязных колпаках?

(Артемий Филлипович Земляника, попечитель богоугодных заведений)

5. Почему Ляпкина-Тяпкина считали человеком несколько вольнодумным?

(прочитал 5-6 книг)

6. О ком городничий говорит: «Сбежал с кафедры и что силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

(об учителе истории)



Чьи это слова:


7. «Чему смеётесь? Над собой смейтесь!»

(городничего)

8. «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях»

(Хлестаков)

9. Кто и о ком говорит: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится...»

(Осип о Хлестакове)


Чей это портрет?


10. «Уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен... говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»

(городничий Свозник-Дмухановский)

11. «Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей»

(жена городничего, Анна Андреевна)

12.«Молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».

(Хлестаков)


  1. Работа в группах.


Задание: мы с вами ознакомились с портретом Хлестакова, какой даёт нам автор. Но после прочтения комедии у вас сложилось своё мнение о Хлестакове. Дома вы рисовали иллюстрации, посмотрите в группе нарисованные вами портреты, выберите лучший и защитите свой проект, (выступление учащихся с иллюстрациями, описание «своего» Хлестакова)



  1. Слово «искусствоведу»


— Художник Пётр Михайлович Боклевский много раз возвращался к образу Хлестакова, по-новому углубляя и заостряя характеристику героя.

На этой иллюстрации автор уделил большое внимание лицу мнимого ревизора. Хлестаков снял картуз.

Задорный хохолок, вздёрнутый носик, поднятые брови говорят о заносчивости. Глаза смотрят бессмысленно, сонно.

А скошенный лоб и вытянутые губы придают физиономии Хлестакова сходство с мордочкой обезьянки.

Тем самым художник делает акцент на «приглуповатости» «государственного человека», который, по выражению Гоголя, «говорит и действует без всякого соображения.»


  1. Слово учителя.


— Особенно ярко изображен автором этот «государственный человек» в III действии в «сцене вранья», где он ощущает себя значительным лицом. Вспомните, о чём он врёт в доме городничего?

(что все его уважают, хотели сделать коллежским асессором, но он отказался; все с ним на дружеской ноге, даже Пушкин; один раз приняли за главного командующего; написал произведения «Женитьба Фигаро», под именем барона Брамбеуса написал «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф», роман «Юрий Милославский»)


  1. Слово «литературоведа».


— Хочу внести ясность в «литературное» хвастовство Хлестакова.

Произведения «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол» написал французский драматург Пьер Бомарше.

«Фрегат «Надежда» — это путевые заметки путешественника барона Брамбеуса.

«Юрий Милославский» — это произведение писателя Михаила Николаевича Загоскина, современника Пушкина и Гоголя.

«Московский телеграф» — это литературно-критический журнал, выпускаемый Полевым Николаем Алексеевичем в Москве в 1825-1834 годах, в нём печатались Пушкин и Гоголь.


  1. Слово учителя:


— Давайте вспомним, о чём ещё врёт Хлестаков?


  1. Монолог Хлестакова читает ученик (от слов «Просто не говорите, на столе, например, арбуз...» и до конца)


  1. Анализ образа Хлестакова.

Учитель.


— В этой сцене Хлестаков ощущает себя значимым лицом. Кто подсказал ему роль успешного чиновника?

(чиновники города Н., приняв за ревизора)

— Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

— Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

— Как ведут себя чиновники, слушая речи Хлестакова? Что утверждает их во мнении, что Хлестаков — важное лицо?

— Как достигается комический и сатирический эффект?

(реплики в сторону)


  1. Словарная работа, (гротеск, гиперболы, реплики в сторону)


— Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?

(нет мыслей)

— Можно ли назвать Хлестакова плутом или хитрым лгуном?

— Каковы главные черты Хлестакова?

(лживость и хвастливость)


Учитель.


— Они вытекают из его ничтожества. В жизни он ничто и никто, «сосулька», «фитюлька», «пустоцвет», «пошляк». Лжёт он вдохновенно, художественно, так что поднимает себя на недоступную в жизни высоту. В его речах нет ни цели, ни связи. Он вначале даже не понимает, что его принимают за другого.

  1. Ассоциативное рисование.


— У психологов есть такой метод исследования: представить человека в виде какого-то предмета, чтобы подчеркнуть главное в образе.

— С чем у вас ассоциируется Хлестаков?

(человек-юла, воздушный шарик, мыльный пузырь). Образ Хлестакова — собирательный.


  1. Работа с эпиграфом.


— «Хлестаков — он везде», — писал Гоголь. Как вы это понимаете?

— Гоголь говорил: «Всякий на минуту делался или делается Хлестаковым, но не хочет в этом признаться». Согласны ли вы с этим?

— Как вы теперь понимаете слово «хлестаковщина»?

(хлестаковщина обозначает безудержную похвальбу, крайнюю несерьёзность, ложь, фразерство, позерство и др.)

— Есть ли такое явление в нашей жизни?


  1. Анализ позора городничего.


— В произведении только ли комичен Хлестаков?

(комичен городничий, чиновники)

— Чем они комичны?

— Чем заканчивается всеобщий обман?

(Хлестаков уезжает с деньгами, написав письмо Тряпичкину).

События в конце действия развиваются стремительно. Герой ускользает. И как парадокс, легкомысленный и глупый, он на деле оказывается более ловким и смекалистым, чем многоопытный городничий, который всегда выходил сухим из воды.

— Как это письмо попало к городничему?

  1. Чтение письма почтмейстером.


(до слов «городничий — глуп, как сивый

мерин...»)


  1. Какова реакция на письмо городничего?


Чтение монолога городничего.

(от слов «Вот смотрите, смотрите...»)


Выходит жандарм со словами: «Приехавший по именному повелению Петербурга чиновник требует вас сей час же к себе. Он остановился в гостинице».


Какова реакция героев пьесы?

( класс встает, изображая немую сцену).


— Что выражает немая сцена? Почему Гоголь отводил такую большую роль этой сцене?


— Означает ли прибытие настоящего ревизора, что чиновники города предстанут перед справедливым судом?


Учитель.


— С приездом настоящего ревизора снова появятся тревоги, нужно искать пути, чтобы скрыть свои грехи. Гоголевский гротеск: то же чувство страха, которое двигало в начале пьесы персонажами, заставило их окаменеть в конце. Финальная сцена комедии содержит в себе непримиримое отрицание мира Сквозник-Духмановских и Держиморд, справедливый приговор этому миру.

Пьеса «Ревизор» — яркая и дерзкая картина жизни русского общества, где процветали взяточничество, растранжиривание государственных денег, ничегонеделания тех, кто правит городом и его жителями.


  1. Слово учителя.


Пьесу Гоголь писал 17 лет.

(О премьере. Реакция зала.)

Пьеса поставлена впервые 19 апреля 1836г. Эпиграф автор добавил в 1842 году, что было ответом на возмущение и протест общества и критики, которые требовали запретить пьесу, исключить из репертуара театров.

— Как вы думаете теперь, каково значение эпиграфа комедии, к кому он относится? Только ли к персонажам пьесы? — Актуальна ли пьеса в наши дни?


  1. Домашнее задание.


Подготовиться к составлению сравнительной характеристики чиновников города N. Пересмотреть пьесу, выписать необходимые, на ваш взгляд цитаты. Попробовать составить план.


  1. Итог урока. Выставление оценок.



МБОУ « Гвардейская школа № 1»

Симферопольский район

Республика Крым

Беденко Любовь Стефановна






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разоблачение Хлестакова, позор городничего. Хлестаков и хлестаковщина.

Автор: Беденко Любовь Степановна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 220042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства