Разоблачение Хлестакова, позор городничего. Хлестаков и хлестаковщина.
Разоблачение Хлестакова, позор городничего. Хлестаков и хлестаковщина.
Тема: Разоблачение Хлестакова, позор городничего.
Хлестаков и хлестаковщина.
Цель урока: совершенствовать навыки анализа эпизода и умения
делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и
художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разоблачение Хлестакова, позор городничего. Хлестаков и хлестаковщина. »
Урок литературы. 8 класс.
Тема:Разоблачение Хлестакова, позор городничего.
Хлестаков и хлестаковщина.
Цель урока:совершенствовать навыки анализа эпизода и умения
делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.
Оборудование:портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и
художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.
Эпиграф
Хлестаков — он везде.
Н. Гоголь.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний. Проверка знания текста.
Викторина.
1. Какой эпиграф выбрал Гоголь для комедии «Ревизор»?
(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)
2. Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»?
(положительный герой — смех)
3. Кто из персонажей Гоголя: «берёт взятку борзыми щенками»?
(судья Ляпкин-Тяпкин)
4. У кого больные похожи на кузнецов, ходили в грязных колпаках?
5. Почему Ляпкина-Тяпкина считали человеком несколько вольнодумным?
(прочитал 5-6 книг)
6. О ком городничий говорит: «Сбежал с кафедры и что силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
(об учителе истории)
Чьи это слова:
7. «Чему смеётесь? Над собой смейтесь!»
(городничего)
8. «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях»
(Хлестаков)
9. Кто и о ком говорит: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится...»
(Осип о Хлестакове)
Чей это портрет?
10. «Уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен... говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»
(городничий Свозник-Дмухановский)
11. «Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей»
(жена городничего, Анна Андреевна)
12.«Молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».
(Хлестаков)
Работа в группах.
Задание: мы с вами ознакомились с портретом Хлестакова, какой даёт нам автор. Но после прочтения комедии у вас сложилось своё мнение о Хлестакове. Дома вы рисовали иллюстрации, посмотрите в группе нарисованные вами портреты, выберите лучший и защитите свой проект, (выступление учащихся с иллюстрациями, описание «своего» Хлестакова)
Слово «искусствоведу»
— Художник Пётр Михайлович Боклевский много раз возвращался к образу Хлестакова, по-новому углубляя и заостряя характеристику героя.
На этой иллюстрации автор уделил большое внимание лицу мнимого ревизора. Хлестаков снял картуз.
Задорный хохолок, вздёрнутый носик, поднятые брови говорят о заносчивости. Глаза смотрят бессмысленно, сонно.
А скошенный лоб и вытянутые губы придают физиономии Хлестакова сходство с мордочкой обезьянки.
Тем самым художник делает акцент на «приглуповатости» «государственного человека», который, по выражению Гоголя, «говорит и действует без всякого соображения.»
Слово учителя.
— Особенно ярко изображен автором этот «государственный человек» в III действии в «сцене вранья», где он ощущает себя значительным лицом. Вспомните, о чём он врёт в доме городничего?
(что все его уважают, хотели сделать коллежским асессором, но он отказался; все с ним на дружеской ноге, даже Пушкин; один раз приняли за главного командующего; написал произведения «Женитьба Фигаро», под именем барона Брамбеуса написал «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф», роман «Юрий Милославский»)
Слово «литературоведа».
— Хочу внести ясность в «литературное» хвастовство Хлестакова.
Произведения «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол» написал французский драматург Пьер Бомарше.
«Фрегат «Надежда» — это путевые заметки путешественника барона Брамбеуса.
«Юрий Милославский» — это произведение писателя Михаила Николаевича Загоскина, современника Пушкина и Гоголя.
«Московский телеграф» — это литературно-критический журнал, выпускаемый Полевым Николаем Алексеевичем в Москве в 1825-1834 годах, в нём печатались Пушкин и Гоголь.
Слово учителя:
— Давайте вспомним, о чём ещё врёт Хлестаков?
Монолог Хлестакова читает ученик (от слов «Просто не говорите, на столе, например, арбуз...» и до конца)
Анализ образа Хлестакова.
Учитель.
— В этой сцене Хлестаков ощущает себя значимым лицом. Кто подсказал ему роль успешного чиновника?
(чиновники города Н., приняв за ревизора)
— Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?
— Что смешит нас в рассказе Хлестакова?
— Как ведут себя чиновники, слушая речи Хлестакова? Что утверждает их во мнении, что Хлестаков — важное лицо?
— Как достигается комический и сатирический эффект?
(реплики в сторону)
Словарная работа, (гротеск, гиперболы, реплики в сторону)
— Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?
(нет мыслей)
— Можно ли назвать Хлестакова плутом или хитрым лгуном?
— Каковы главные черты Хлестакова?
(лживость и хвастливость)
Учитель.
— Они вытекают из его ничтожества. В жизни он ничто и никто, «сосулька», «фитюлька», «пустоцвет», «пошляк». Лжёт он вдохновенно, художественно, так что поднимает себя на недоступную в жизни высоту. В его речах нет ни цели, ни связи. Он вначале даже не понимает, что его принимают за другого.
Ассоциативное рисование.
— У психологов есть такой метод исследования: представить человека в виде какого-то предмета, чтобы подчеркнуть главное в образе.
— С чем у вас ассоциируется Хлестаков?
(человек-юла, воздушный шарик, мыльный пузырь). Образ Хлестакова — собирательный.
Работа с эпиграфом.
— «Хлестаков — он везде», — писал Гоголь. Как вы это понимаете?
— Гоголь говорил: «Всякий на минуту делался или делается Хлестаковым, но не хочет в этом признаться». Согласны ли вы с этим?
— Как вы теперь понимаете слово «хлестаковщина»?
(хлестаковщина обозначает безудержную похвальбу, крайнюю несерьёзность, ложь, фразерство, позерство и др.)
— Есть ли такое явление в нашей жизни?
Анализ позора городничего.
— В произведении только ли комичен Хлестаков?
(комичен городничий, чиновники)
— Чем они комичны?
— Чем заканчивается всеобщий обман?
(Хлестаков уезжает с деньгами, написав письмо Тряпичкину).
События в конце действия развиваются стремительно. Герой ускользает. И как парадокс, легкомысленный и глупый, он на деле оказывается более ловким и смекалистым, чем многоопытный городничий, который всегда выходил сухим из воды.
— Как это письмо попало к городничему?
Чтение письма почтмейстером.
(до слов «городничий — глуп, как сивый
мерин...»)
Какова реакция на письмо городничего?
Чтение монолога городничего.
(от слов «Вот смотрите, смотрите...»)
Выходит жандарм со словами: «Приехавший по именному повелению Петербурга чиновник требует вас сей час же к себе. Он остановился в гостинице».
Какова реакция героев пьесы?
( класс встает, изображая немую сцену).
— Что выражает немая сцена? Почему Гоголь отводил такую большую роль этой сцене?
— Означает ли прибытие настоящего ревизора, что чиновники города предстанут перед справедливым судом?
Учитель.
— С приездом настоящего ревизора снова появятся тревоги, нужно искать пути, чтобы скрыть свои грехи. Гоголевский гротеск: то же чувство страха, которое двигало в начале пьесы персонажами, заставило их окаменеть в конце. Финальная сцена комедии содержит в себе непримиримое отрицание мира Сквозник-Духмановских и Держиморд, справедливый приговор этому миру.
Пьеса «Ревизор» — яркая и дерзкая картина жизни русского общества, где процветали взяточничество, растранжиривание государственных денег, ничегонеделания тех, кто правит городом и его жителями.
Слово учителя.
Пьесу Гоголь писал 17 лет.
(О премьере. Реакция зала.)
Пьеса поставлена впервые 19 апреля 1836г. Эпиграф автор добавил в 1842 году, что было ответом на возмущение и протест общества и критики, которые требовали запретить пьесу, исключить из репертуара театров.
— Как вы думаете теперь, каково значение эпиграфа комедии, к кому он относится? Только ли к персонажам пьесы? — Актуальна ли пьеса в наши дни?
Домашнее задание.
Подготовиться к составлению сравнительной характеристики чиновников города N. Пересмотреть пьесу, выписать необходимые, на ваш взгляд цитаты. Попробовать составить план.