Слово учителя.
- Вы знакомы с творчеством русских писателей, которые своим главным оружием в руках – пером, восстали против крепостного права.
Это рассказ Тургенева «Муму» с его антикрепостническим пафосом и прославлением могучего народного характера; сказки Салтыкова-Щедрина, где великий сатирик защищал народ и гневно бичевал его притеснителей; комедия Гоголя «Ревизор», где вы постигали широкое обобщающее значение комедии.
И вот произведения Некрасова, в которых по-своему говорится о безмерных страданиях, о неиссякаемой силе, о будущем народа и в которых народ поставлен лицом к лицу со своими угнетателями, «прежними»- помещиками, чиновниками, вельможами и «новыми» - лабазниками, купчиками, толстосумами.
Словарная работа.
Ходоки – посланные ходатайствовать
Лабазник – торговец зерном, мукой.
Купчина – купец (владелец частного торгового предприятия).
Толстосумы – от толстая сумка.
Пилигрим – путешественник –богомолец, паломник
Прожектеры – планы на будущее, несбыточный проект
Идиллия – безмятежная жизнь.
Комментированное чтение. «Размышления у парадного подъезда».
(Показ слайдов к стихотворению)
Стихотворение создано в 1858 г. Поводом к написанию стихотворения послужил реальный случай, свидетелем котором был Некрасов, - неудачная попытка деревенских ходоков пробиться к вельможе.
Может быть, если бы эту сцену наблюдал обыкновенный человек, он не обратил бы на неё особого внимания; в условиях официального сановного Петербурга унижения людей из «простонародья» было привычным и обыденным делом.
Посмотрим, какие переживания она вызвала у автора и как он о ней рассказал.
Стихотворения состоит из трех частей. Оно открывается описанием парадного подъезда. В центральной части находится потивопоставление образов барина и крестьян. Размышлениями автора оно завершается. В каждой части заключены контрастные сочетания описаний, образов, мотивов. Описывая парадный подъезд по «торжественным дням» автор иронизирует над чиновным чинопочитанием. Изображая картину подъезда «в обычные дни», поэт высказывает свое участливое отношение к убогим просителя.
Каждое художественное произведение носит условный характер, нерасторжимое единство. В I части нет прямогоизображения вельможи и крестьян-ходоков, но картина пышного подъезда и убогих просителей готовит к встрече с главными героями.
В III-IV частях, сцена которая разыгралась у парадного подъезда остается в памяти читателей и становится фоном, определяющая тональность всего стихотворения.
Автор переносит нас на просмотр родной земли, в убогие хижины крестьян, к бурлакам на Волге