kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Тучи" разработан по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Приемы: кластер, таблица "синтез".

Этапы: 1. Вызов (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме; вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме; бесконфликтный обмен мнениями);
 2. Осмысление (получение новой информации по теме; классификация полученной информации; сохранение интереса к изучаемой теме)

3. Рефлексия (обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи» »

Тема: Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»








Планируемый результат

Предметные умения

УУД

способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.


Познавательные: осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной и письменной форме; свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения; смысловое чтение;  умение формулировать вопросы; содействие  развитию мыслительных операций: выделение необходимой информации сравнение, анализ, обобщение.

Личностные: самоопределение, способность к самооценке своих действий; развитие  моральной готовности противостоять Злу, прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: слушание собеседника, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные умения

Владеть смысловым чтением; определять цели учебной деятельности; оценивать достигнутые результаты; преобразовывать и структурировать информацию и полученные знания; извлекать информацию.

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Технология

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Виды работы

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении акте­ра и его воспри­ятие; репродуктив­ная: осмысление содержания сти­хотворения, от­веты на вопросы; продуктивная; творческая: вы­разительное чте­ние, устное сло­весное рисова­ние; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установле­ние ассоциатив­ных связей.

Ресурсы

Учебники, рабочие листы, фонохрестоматия, мультимедиапроектор, презентация.










Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Эмоциональный настрой

Цель: включить в учебную деятельность.

- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

В течение урока вы будете набирать баллы, которые перейдут в оценку.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Л: внимание, уважение к окружающим;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Р: саморегуляция

Вызов

Цель: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме; вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме; бесконфликтный обмен мнениями.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, словесный

Приемы: кластер

1) Кластер

- Какие слова, образы, мысли, чувства возникают у вас, когда вы слышите имя «М.Ю.Лермонтов»

- что вы видите?

- что слышите?

- что ощущаете? чувствуете?

- что знаете?

- Лермонтов – это кто? что?

- Оформите свой ответ в виде кластера на рабочих столах. Чем больше запишите, тем больше наберете баллов.


2) Чтение цепочек-ассоциаций. Обмен мнениями.

- Какие слова встречались чаще всего?

Вывод: имя Лермонтова связывается с мотивами грусти, печали, тоски, одиночества.


3) - Мы продолжим изучать творчество М.Ю.Лермонтова. Сейчас вы должны более точно определить тему урока.

-Посмотрите на иллюстрации. Что их объединяет?

- Подберите определения к слову «тучи» (темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные, унылые)

- Какие ассоциации вызывает этот образ? (дождь, темно, пасмурно, грустно, скучно, тоскливо)

- Какое настроение создает стихотворение? (грустное, унылое)

- Предположите, о чем пойдет речь в стихотворении и запишите

- Значит тема урока «Природа в лирике Лермонтова»

- Чтобы убедиться в правильности сформулированной темы урока, что мы должны сделать?



Составляют кластер «Лермонтов».

Слушают и контролируют правильность ответов.




Обмениваются мнениями









Подбирают прилагательные



Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время формулировки темы урока.




Л.: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


П.: выделять существенную информацию; выдвигать гипотезу и обосновывать её; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.


Р.: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.


К.: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать мнение других.


Осмысление

Цель: получение новой информации по теме; классификация полученной информации; сохранение интереса к изучаемой теме.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный,

Приемы: таблица «Синтез», «Толстые и тонкие вопросы».

1) Выразительное чтение стихотворения «Тучи»

- Слушая стихотворение, представьте картину и затем поделитесь своими представлениями.


2) Беседа

- Что возникло в вашем воображении, когда вы слушали стихотворение?

- Какое настроение, чувство оно вызывает?

-В.: Прекрасная картина, замечательные краски. Какие? ла[з]урный, [ж]емчу[ж]ный;

- Лазурный – это какой? Как понимаете «степью лазурною» (простор неба)

Поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьш.-ласкательным суффиксом; слово «милый».


- Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)

- С каким словом оно рифмуется? (странники)

- Кого называют странником? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

- Что общего и в чем различие в значениях слов «странник» и «изгнанник». (Странничество – добровольный выбор, человека часто подстерегают опасности, часто смертельные. Скитальчество – злая судьба)

- С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка). Зачитайте.

- Как вы поняли это? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение?

- Совпали наши предположения, что это стих. о природе, о ее величии?

- Сейчас письменно скорректируйте тему урока (о чем размышляет поэт?)

- Итак, (обмен мнениями)


3) Чтение статьи в учебнике.

Прочитайте текст и придумайте вопросы, из которых должны будете выбрать самый интересный и глубокий.


4)Составление таблицы «Синтез» (2-3 строфы)


- Перед вами листы со стихотворением.

Вы должны напротив строф написать:

2 - настроение, чувство поэта

3 - смысл строфы (как понимаете),

4- изобразительно-выразительные средства

5 – размер стихотворения


5) Беседа с опорой на таблицу

- В чем особенность 2 строфы? (из вопросительных предложений)

- К кому обращается с вопросами поэт? (на самом деле к себе)

- Есть ли ответы на эти вопросы?

- Для чего автор использует их? (привлечь внимание, заставляют задуматься)

- Такие вопросы в литературоведении называются риторическими.

- Чем отличается настроение и чувства поэта в 1 и 2 строфе?

- Какая из возможных причин изгнания кажется самой горькой и страшной? Почему? (друзей клевета ядовитая)


- Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения: автор завидует тучам, или жалеет их?

- Кто прав? О чем 3 строфа?

Тучи свободны от всего, их никто и ничто не гонит.

- О какой свободе рассуждает поэт? Нужна ли ему такая свобода?

- Какая свобода нужна поэту?

- Какой прием использует Лермонтов, показывая судьбу тучи и свою судьбу?


Вывод:

- О чем стихотворение?

- Над чем заставило задуматься? Почему? Вывод: Мысли человека скрыты за образами.

- Можно ли считать это стихотворение страницей из жизни Лермонтова?

- Что чувствовал поэт, когда создавал это произведение?

Слушают чтение стихотворения

Словесное рисование



Отвечают на вопросы

Находят необходимую информацию, зачитывают













Сравнивают слова «странник», «изгнанник»






Редактируют тему урока



Индивид. работа

Читают статью и составляют вопросы



Работа в парах.

Составляют таблицу «Синтез»


Оценивают работу





Отвечают на вопросы, используя данные таблицы.








Дискутируют

























Л.: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с произведением; понимание чувств поэта и сопереживание ему.


П.: анализировать содержание поэтического произведения; доказывать, аргументировать сою точку зрения; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выделять существенную информацию из поэтического текста; уметь осуществлять анализ поэтического произведения с выделением художественных приемов;


Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу; обнаруживать отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; осуществлять самоконтроль;


К.: понимать на слух текст стихотворения; уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы; контролировать действия партнера.



Рефлексия

Цель: обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Методы обучения: проблемный

Приемы: кластер

  1. Возврат к упр. «Кластер».

- Просмотрите на записи, сделанные в начале урока. Запишите, каким вы увидели Лермонтова на сегодняшнем уроке?

- На следующем уроке мы продолжим изучать творчество М.Ю.Лермонтова, познакомимся со стихотворениями «Листок», «Утес». По названию предположите общую тональность этих стихотворений. Почему так решили?


- Какой момент урока был самым трудным?

- Кого-то из одноклассников ты хочешь похвалить, а может что-то посоветовать.

- Оцените свою работу на уроке смайликом.

Дополняют кластер «Лермонтов».


Предполагают тему следующего урока




Делятся личными впечатлениями.


Оценивают свою работу на уроке

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

П.: строить речевое высказывание в устной форме.

Р.: осуществлять итоговый контроль;

К.: учитывать различные мнения; формулировать собственное мнение; строить понятные для партнера высказывания.

Д.з.

1. Выразительное чтение;

2. Мини-сочинение «Над чем меня заставило задуматься стихотворение «Тучи» М.Ю.Лермонтова.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»

Автор: Зуева Татьяна Владимировна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства