· показать своеобразие рассказов И.А.Бунина о любви, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное, увидеть неоднозначность трактовок рассказов;
· развивать речь учащихся;
· формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рассказы И.А.Бунина о любви. »
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 5.
Тема. Рассказы И.А.Бунина о любви («Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник»).
Цель:
показать своеобразие рассказов И.А.Бунина о любви, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное, увидеть неоднозначность трактовок рассказов;
развивать речь учащихся;
формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Работа над рассказом И.А.Бунина «Лёгкое дыхание».
2.1. Слово учителя.
Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве И.А.Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюблённых писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым
2.2. Анализ содержания рассказа.
- Как построен короткий рассказ «Легкое дыхание»? Каков его сюжет?
Композиция рассказа такова, что мы сразу узнаём о трагически оборвавшейся жизни гимназистки Оли Мещерской: её портрет «с радостными, поразительно живыми глазами» вделан в «крест из дуба, крепкий, тяжёлый, гладкий» на её могиле. Бунин начинает и завершает рассказ у этого надгробного креста. Банальная житейская драма – убийство из ревности – превращена автором в историю о загадочной притягательности, обаянии, жизненной силе женственности, воплощённой в образе Оли. «Лёгкое дыхание» женственности эфемерно и хрупко, при столкновении с реальным миром, реальными людьми, оно исчезает, его попросту прерывают, как сделал это «обманутый» Олей казачий офицер. О биографии Оли сообщается вскользь, выделяется главное в ней – «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз», которые и отличали её из всей гимназии.
- Почему Бунину важно было и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте — у надгробного памятника героине?
- Почему «теснота», сдавленность пространства повествования оказалась столь необходимой для воплощения главной темы рассказа?
- Согласны ли вы с мнением критика М.М.Дунаева, с которого начинается статья о рассказе «Легкое дыхание» в учебнике литературы, стр.44?
«Легкое дыхание» - это драматичный, искусно построенный, блестяще «запутанный» рассказ о недолгой «грешной» жизни и гибели гимназистки Оли Мещерской. Современный религиозный мыслитель М.М. Дунаев назвал его рассказом о любви, терзающей и опьяняющей, увидел в нем только «поэтизацию легкости греха». «В знаменитом рассказе «Легкое дыхание» — гибель совсем юной бездумной грешницы Оли Мещерской как будто рассеивает в мире то поэтическое, как легкое дыхание, торжество греха, каким невещественно переполнено пространство рассказа».
- Как трактует учебник тему рассказа? Что бы вы хотели добавит к этому, прочитав рассказ самостоятельно?
В действительности рассказ этот — не о грехе и не о праведности, а о «легком дыхании» в человеке, вдохновении жизни в юной провинциалке. Он повествует о таланте любви, даре красоты, не замечающей себя, не понимающей, как могуч и одновременно как беззащитен этот светлый дар. Всем построением своим «Легкое дыхание» доносит мысль не о грешности Оли Мещерской (и не о праведности ее), убитой в порыве ревности на вокзале влюбленным в нее офицером, а о чем-то более сложном. О том, может быть, о чем позднее скажет другой поэт:
Быть женщиной — великий шаг,
Сводить с ума — геройство.
(Б.Пастернак)
- Каким образом сюжет «Легкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого дыхания, вечное очарование героини?
Рассказ организован, композиционно выстроен на первый взгляд крайне хаотично. Он расчленен на причудливые эпизоды, очень произвольно, алогично следующие друг за другом. Что было раньше, что позже, автору как бы не важно. Читатель ощущает, что Бунин преднамеренно уводит действие, характер героини из центра на периферию, обостряет ожидание развязки. Не сразу поймешь, где в рассказе главные события, а где мелкие случайности.
- Выстраивая сюжетно-композиционную канву рассказа, Бунин следует кинематографическому принципу «монтажной» композиции (сцепление разрозненных деталей, микросюжетов и т.д.). Какого художественного эффекта добивается автор?
Вся история недолгой жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской начинается с тягостного конца, способного убить всякую мысль о «легком дыхании», о светлой энергии молодости, о пылкости ее ожиданий, о даре безрассудной открытости. Не легкое человеческое дыхание, не талант человеческого обаяния мы видим, не тот огонь, говоря на языке А. Фета, «что просиял над целым мирозданьем», а тяжелый крепкий крест на могиле этой девушки и фарфоровый венок:
«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
...Холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста.
В самый крест же вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
Это Оля Мещерская...»
Это, конечно, не Оля, а глухой звон ветра в венке, безразличный ко всему холод земли и неба... Уж не кладбищенский ли это рассказ? Внешне он именно таков: через несколько страниц, спутав последовательность, писатель вновь приведет читателя к этому печальному месту: сюда, к кресту, придет классная дама из гимназии, где училась Оля Мещерская.
- Перескажите, как вам запомнилось, основные элементы содержания рассказа.
- Как вы думаете, почему раздумья наставницы вынесены в итоговые строки рассказа? Почему она постоянно приходит на могилу Оли? О чем она думает?
- Как вы оцениваете сами все то, что произошло с Олей?
- Ее смерть – случайность или предопределенность? Как это, по вашему мнению, дается в рассказе И.Бунина?
- Прочитайте на стр.47 (первый абзац) оценку создателей вашего учебника? Нет ли в этой оценки некоторых несоответствий, невыстроенности или непоследовательности?
(Героиня играючи переступила что-то важное, не заметив, не оценив безнравственной ошибки, аморальности, собственного греха. И в дальнейшем она, преждевременно превратившаяся из девочки в женщину, вызывающе спорящая с начальницей, завлекающая плебейское существо, офицера, и смеющаяся над ним, то сливается с общим фоном, с кругом, то выпархивает из него, из общепринятых морально-бытовых норм. Ее несет какой-то чудесный «ветер», «легкое дыхание», что-то неуловимое, исчезающее и в то же время как-то странно сохраняющееся в мировом балансе.)
- Как вы поняли, что такое, по Бунину, «легкое дыхание»? Существует ли оно на самом деле?
3. Работа над рассказом И.А.Бунина «Чистый понедельник».
- Почему именно в такой последовательности мы сегодня анализируем прозу И.Бунина?
- Перескажите содержание рассказа. Постарайтесь увидеть точки соприкосновения с или точки отталкивания с рассказом «Легкое дыхание».
- Понимает ли герой-рассказчик свою собеседницу, спутницу в хождениях по ресторанам, монастырям, театрам, трактирам?
- Подумайте: почему так подробно описывает Бунин ту литературно-театральную среду (а также атмосферу обедов в ресторанах, трактирах), в которой жили герои этой странной любовной истории? В чем состоит смысл главного эпизода увеселительной жизни — «капустника» в Художественном театре?
«На „капустнике" она много курила и все прихлебывала шампанское, пристально глядела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и черными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, — оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан. К нам подошел с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос, Качалов, поднял бокал и, с деланной мрачной жадностью глядя на нее, сказал своим низким актерским голосом:
Опять, как в сцене с пением цыган, — какой-то надрыв, обреченность, скорбная усмешка. В веселье все ищут не веселья, а забвения...
Между прочим, все участники «капустника» (своего рода псевдоспектакля, поддельного, шуточного и шутовского театрального действа) - герои знаменитой постановки горьковской пьесы «На дне» (И. Москвин - Лука, К. Станиславский — Сатин, В. Качалов - Барон). А те книги, что герой привозил на квартиру героине, находившуюся не случайно напротив храма Христа Спасителя, - книги Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского - тоже из круга чтения символистов 1910-х годов.
Может быть, именно щемящая, душевная боль и усиливает религиозность героини, ее стремление «выпасть» из этого круговорота?
Ведь уход в монастырь — это выпадение человека из истории, способ преодолеть временное, суетное в стихии вечности. От «капустника» она и уходит в монастырь.
- Почему героиня уходит в монастырь? В чем отличие «Чистого понедельника» И.А. Бунина от «Дворянского гнезда» И. С. Тургенева, где Лиза Калитина также уходит в монастырь? Спасает ли человека монастырь от внутреннего разлада с миром или он на свой лад подавляет, нивелирует внутренний мир, свободу личности?
- Согласны ли вы со словами героини Бунина, что она боится не ощутить настоящего счастья и поэтому уходит в монастырь? ( «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь — ничего нету»).
- Для Бунина монастырь и является тем местом, где можно почувствовать себя поистине счастливым? Почему его героиня уходит в монастырь только тогда, когда, как ей кажется, она уже все испытала?
- Что нужно для истинно человеческого счастья, по мнению Бунина? Только ли монастырь? А если убрать все негативное из рассказов, предложенных для сегодняшнего урока, и оставить только положительное? Были бы счастливы их героини?
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
Подготовиться к письменной работе по творчеству И.А.Бунина. Темы в учебнике на с.53, ч.1