kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассказы И.А.Бунина "Антоновские яблоки" и "Господин из Сан-Франциско".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе по рассказам Бунина. Цели урока: 

·        показать   родовые, главные черты бунинского мировосприятия, бунинского стиля в рассказе «Антоновские яблоки»; раскрыть философское содержание рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско», выявить, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое;

·        развивать речь учащихся;

·        формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, на примере жизни И.А.Бунина воспитывать чувство патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рассказы И.А.Бунина "Антоновские яблоки" и "Господин из Сан-Франциско". »

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 4.

Тема. «Чудная власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Цель:

  • показать родовые, главные черты бунинского мировосприятия, бунинского стиля в рассказе «Антоновские яблоки»; раскрыть философское содержание рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско», выявить, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое;

  • развивать речь учащихся;

  • формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, на примере жизни И.А.Бунина воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф. «Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно». (М. Горький)

“…вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то”.

(И. Бунин)



ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2. Работа над рассказом «Антоновские яблоки».

2.1. Слово учителя.

Для литературы Серебряного века харак­терно ностальгическое чувство по отношению к дворянской усадьбе, ее традициям культуре. Мир русской усадьбы И. Бунин воссоздает и в стихах, и в прозе. Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, семей­ные традиции и индивидуальная человеческая жизнь. Описа­ния окрашены проникновенным лиризмом.

Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к творчеству И.А. Бунина: мы будем говорить об удивительном по своей красоте рассказе “Антоновские яблоки”.

Для начала скажите, какие ощущения вы пережили, читая этот рассказ? (Ответы учащихся).

А вот мнение Твардовского: “Когда он (Бунин) вводит нас в раннее весеннее легкоморозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебряно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок…,– все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания”.

- Каким же образом Бунину удается так воздействовать на читателя? В чем загадка его стиля и какова главная мысль рассказа? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.

Фигура И. Бунина на грани нового века выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться “на злобу дня” малоудачны. Бунин – человек сугубо аполитичный. Его творчество 1890-х – начала 1900-х гг. сосредоточено на нравственно-духовных, эстетических задачах.

“Я написал и напечатал 2 рассказа,– вспоминал он об этой поре,– но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р. и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на столе…”

- Как бы вы определили, что увлекает Бунина как писателя?

- А ведь многие годы учащимся в школе внушалось, что Бунин описывает умирание русского дворянства и его усадеб. Можно ли определить ценность рассказа именно в этом аспекте?

- Итак, у него нет желания бичевать какой-либо порок. Бунина отличает тяга к самовыражению. И хотя он начинает в русле народнической литературы,– самые интересные места связаны у него не с описанием крестьян, а с пейзажными описаниями, в которых Бунин сумел выразить свой величайший талант.

- Именно поэтому у нас не вызывают удивления весьма сдержанные оценки творчества Бунина этой поры. И именно поэтому так важны для него слова Горького-художника, разительно отличающегося от Бунина и художественным талантом, и литературной направленностью. Горький, прочитав “Антоновские яблоки”, писал Бунину из Нижнего Новгорода в ноябре 1900 г.: “Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог спел. Красиво, сочно, задушевно”. Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.

Как видим, Горький оценил талантливость и художественное совершенство этого рассказа. Сделаем это и мы.


2.2. Анализ содержания рассказа «Антоновские яблоки».

- Что особенно запомнилось герою рассказа из жизни в деревне?

- Выразительно прочитайте описание сада в начале 1-й главы рассказа и раннего утра в нача­ле 2-й главы. Какое настроение они придают на­чалу рассказа?

- Какой предстает деревенская жизнь в «Ан­тоновских яблоках»? Как вы сами воспринимае­те ее описание?

- Что особенно выделяет И.Бунин в изобра­жении усадьбы тетки, Анны Герасимовны?

- Как вы определите настроение героя расска­за «Антоновские яблоки»? Какова, на его взгляд, уходящая в прошлое эпоха?

- Как автор описывает сцены помещичьей жизни? Сравните описание охоты в «Антоновс­ких яблоках» со стихотворением И.Бунина «Не видно птиц».

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.


Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.


А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж — и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.


И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

- Как изображена осенняя природа в обоих произведениях? Какие чувства пробужда­ют в читателях два описания - лирическое и про­заическое? Чем похож рассказ писателя на лири­ческое произведение?

- Чувствуем ли мы подлинное веселье в опи­сании жизни мелкопоместного барина?

- В чем же своеобразие сюжета рассказа?

- Что связывает отдельные главы рассказа?

- Какую роль в рассказе выполняет запах антоновских яблок? В каких главах и почему Бунин говорит об этом запахе?

Вывод. Итак, ранняя проза Бунина бессюжетна, и рассказ “Антоновские яблоки” - пример этому: сменяющие друг друга впечатления, цепь коротких воспоминаний, спаянных единым поэтическим дыханием.

В раннем творчестве Бунина ведущим началом является лирика, поэзия. Сам Бунин считал себя прежде всего поэтом. Именно поэзия ведет прозу за собой, прокладывает ей дорогу. Отсюда музыкальность прозы Бунина, ее особый ритм. Бунин стремился, говоря словами Флобера, “придать прозе ритм стиха, оставляя прозу прозой”.


- В ваших сборниках помещена поздняя редакция рассказа Бунина. Я же сейчас прочту вам раннюю редакцию, а вы ответите на вопрос: какую роль выполняет запах антоновских яблок в этой главе. “Начинается осень, идут беспрерывные дожди…, а ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их – запах меда и осенней свежести – переносит меня в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился, а теперь гибнет, о котором через 50 лет будут знать только по нашим рассказам”.

Вы наверняка обратили внимание на обилие запахов, цветовых оттенков, используемых Буниным.

Ответы учащихся по индивидуальным заданиям:

1) многообразие оттенков цвета (коралловые рябины, голубоватый дым, багровое пламя, черное небо и т.д.);

2) запахи (тонкий аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести; запах дегтя; ржаной аромат и т.д.);

3) примеры звукописи (“с сочным треском”; “шурша по сухой листве”; приближающийся поезд и т.д.).

Вывод. Итак, по части красок, звуков и запахов, всего того, выражаясь словами Бунина, чувственного, вещественного, из чего создан мир, в предшествующей и современной литературе ему не было равных.

- Как вы думаете, с каким периодом жизни связаны воспоминания, описанные в 1 главе? Только ли в этой главе автор использует народные приметы? Для чего?

Индивидуальное задание: перечисление народных примет, ответ на вопрос о роли в рассказе народных примет.


- Какие два уклада жизни сравнивает во 2 главе Бунин? (Уклад средней дворянской жизни и уклад богатой мужицкой жизни). Что является результатом этого сравнения? Ответьте цитатой из текста (...).

- Сельское старосветское благополучие. О нем вспоминает Бунин во 2-й главе. Куда же благодаря этим воспоминаниям мы переносимся вместе с автором? (В усадьбу Анны Герасимовны.)

- “Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его”. После такой фразы у писателя этой поры, резко реагировавшего на злобу дня, могли бы появиться картины суровой жизни крепостных. А у Бунина?

- Единственная деталь, которая может быть отмечена в этом плане – старики – бывшие крепостные, “когда выезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются”. Но это не вызывает у нас никакого чувства сострадания.

- Итак, идеализация есть, но не столько социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, долинами, оврагами.

- А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.

- Изображая быт помещиков, охоту, писатель любуется некогда будто бы неколебимым единением людей, их неразрывными узами с землей, нехитрыми естественными утехами, нравами. По убеждению автора, на этой почве возник неповторимый пласт отечественной культуры, прославленный в старых книгах и старых портретах, в творениях классицизма, в журнале романтических времен “с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина”.

- А вот и 4 глава. В первом предложении прослеживается лейтмотив антоновских яблок. Что вносит это предложение в повествование? (Усиливается мотив грусти, приближающегося ухода последних помещиков.)

- На какой же ноте заканчивается рассказ? Чтение последнего абзаца.

Акцентируем внимание на фразе: “С грустной, безнадежной удалью”. Посмотрите, какие противоречивые по значению оттенки сочетает в этой фразе автор. Удаль – безнадежная, грустная. Такое сочетание слов, которые противоречат друг другу, называется оксюмороном.

- Именно оксюморон использует обычно Бунин, когда хочет с особой психологической точностью передать сложные состояния: предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия.

- Использование оксюморона в данном случае подчеркивает особенность русского характера. Подумайте, ведь то же самое настроение мы встречаем в русских народных песнях. Особенно метким в этом смысле мне кажется эпитет “безнадежная”.

- Вот на такой грустно-удальской ноте и завершает свой рассказ И. Бунин.

Итог работы.

Что помогло нам в разгадке бунинского стиля? (Наблюдение над настроением героя, над особыми бунинскими образными средствами, анализ названия и т.д.).


3. Работа над рассказом И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Сегодня нам предстоит разговор об одном из самых знаменитых рассказов И.А.Бунина, рассказе «господин из Сан-Франциско».

- Исследователь творчества Бунина Юрий Мальцев заметил: «Рассказ «Господин из Сан-Франциско» многие критики считают самым совершенным из всех, написанных Буниным до революции. Действительно, техника письма достигает здесь виртуозного блеска. Выразительность деталей и точность языка поразительны. Но чего не отметил никто из критиков - это абсолютного и необычного для Бунина отсутствия поэзии». Как вы думаете, справедливо ли замечание исследователя? Если да, то чем вы объясните «отсутствие поэзии» на страницах рассказа?

(Материал для учителя: В первую очередь обращает на себя внимание эпиграф из Апокалипсиса: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий!" Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, "великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу... горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" (Откровение, 18). Итак, уже с эпиграфа начинается сквозной мотив рассказа - мотив гибели, смерти. Он возникает потом в названии гигантского корабля - "Атлантида", погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. Основное событие рассказа - смерть господина из Сан-Франциско, быстрая и внезапная, в один час. С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход "Атлантида", который является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, "Атлантида" - олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай "осовремененный" (волны пряного дыма, сияние света, коньяки, ликеры, сигары, радостные пары и прочее), то машинное отделение впрямую называется преисподней: "ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого (ср. "ввергнуть в геенну огненную") в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени..." Весьма любопытным героем рассказа является "наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито". Описывая его, Бунин постоянно подчеркивает его странную, как бы мертвую внешность: "весь деревянный, широколицый, узкоглазый... слегка неприятный - тем, что крупные черные усы сквозили у него как у мертвого... смуглая тонкая кожа на плоском лице слегка натянута и как будто слегка лакирована... у него были сухие руки, чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь...")

2. Анализ содержания рассказа по «мелким» вопросам.

1) Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? На что указывает это название рассказа?

2) В чем особенности Сан-Франциско как города?

3) Почему герой выбрал для своей деятельности именно этот город?

4) Почему герой лишен имени?

Герой назван просто "господином", потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе "единственно ради развлечения" поехать "в Старый Свет на целых два года", может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит "в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание", может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: "Go away! Via!" ("Прочь!")

5) Чем примечательна внешность Господина?

Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: "серебряные усы", "золотые пломбы" зубов, "крепкая лысая голова" сравнивается со "старой слоновой костью". В господине нет ничего духовного, его цель - стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.

6) Как Господин относится к своей семье?

7) Как Господин относится к работе?

8) Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?

9) Есть ли в Господине что-нибудь индивидуальное, например, любимое блюдо, фотография дочери на столике, а может он о чем-то разговаривает со своей женой или дочерью? Почему же автор не говорит об этом? Над чем он скрыто иронизирует?

Господин подчинил свою жизнь не наслаждению, а подражанию. Он очень хотел походить на тех, кто богаче. Он пуст, его душа уже давно мертва.

10) С какой целью путешествовал Господин? Это его личное желание – двухгодичное морское путешествие вокруг света?

Человеческое начинает проявляться в господине только при смерти: "Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой". Смерть делает его человеком: "черты его стали утончаться, светлеть...". "Умерший", "покойный", "мертвый" - так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут - только ящик из-под содовой ("содовая" тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается "тело мертвого старика из Сан-Франциско", которое возвращается "домой, в могилу, на берега Нового Света" в черном трюме. Могущество "господина" оказалось призрачным.

3. Почему выбран корабль под названием «Атлантида»? Ваши ассоциации по этому поводу?

(Материал для учителя: Символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием "Атлантида", на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году "Титаником". "Океан, ходивший за стенами" парохода - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.

Символическим является и образ капитана; "рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего... на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев". Символичен образ заглавного героя (справка: заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско - олицетворение человека буржуазной цивилизации.

4. Определите ваше отношение к этому кораблю:

А) от имени капитана корабля;

Б) от имени пассажиров;

В) от имени Господина;

Г) от имени тех, кто обслуживают пассажиров.

А) «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не побеспокоит покой пассажиров»

Б) Пассажиры: «Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль, такой, который соответствует нашему статусу»

В) Господин: «Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это»)

5. Выделите этапы развития сюжета. Какую сцену можно назвать кульминационной? Как финал рассказа помогает понять характер конфликта? В чем смысл появления в финале фигуры дьявола? Как композиция рассказа помогает постичь авторскую позицию?

Композиция рассказа – частично кольцевая. Она помогает раскрыть авторскую позицию – позицию человека, который отрицает буржуазную цивилизацию, когда люди живут только внешне, а внутренне они давно уже мертвы.)

6. Работа с вопросами учебника (№10)

1) Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

2) Какова роль эпизода с абруццкими горцами, возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире»?

3) Как можно истолковать выражение «гордыня Нового человека со старым сердцем»?

(Материалы для учителя: Воплощением разнообразия вечно движущегося и многогранного мира становится в рассказе Бунина Италия, люди Италии - лодочник Лоренцо и абруццкие горцы - ощущают себя естественной частью огромной Вселенной, не случайно в финале рассказа резко расширяется художественное пространство, включая и землю, и океан, и небо: "целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними". Детски радостное упоение красотой мира, наивное и благоговейное удивление перед чудом жизни чувствуется в молитвах абруццких горцев, обращенных к Божией Матери. Они, как и Лоренцо, неотъемлемы от мира природы. Лоренцо живописно красив, свободен, царственно равнодушен к деньгам - все в нем противостоит описанию главного героя. Бунин утверждает величие и красоту самой жизни, чье мощное и свободное течение пугает людей "Атлантиды" и вовлекает тех, кто способен стать ее органичной частью, стихийно, но по-детски мудро довериться ей.)

7. Какие еще вы можете назвать произведения, где смерть героя описана подробно? Какое значение имеют эти "финалы" для понимания идейного замысла? Как в них выражена авторская позиция?

Писатель "наградил" своего героя такой безобразной, непросветленной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. И действительно, после смерти господина из Сан-Франциско мир почувствовал облегчение. Произошло чудо. Уже на следующий день "озолотилось" утреннее голубое небо, "на острове снова водворились мир и покой", на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо, который служит моделью многим живописцам и как бы символизирует собой прекрасную Италию".

Выводы.

Пройдемся по палубам корабля, какое общее впечатление складывается. Загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.

Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты, ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.

Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.

Да, пассажиры корабля представляют безымянные "сливки" общества, своеобразный искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад.

"Подводная утроба парохода" подобна преисподней. Там "глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени".

И это противопоставление дает понимание того, почему столь неприглядна и безобразна изображаемая автором смерть.

Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Теперь писатель в полной мере использует эстетическую категорию "безобразного", чтобы в нашей памяти навсегда запечатлелась отвратительная картина. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать человека, которого никакое богатство не может спасти от последовавшего после кончины унижения. Позже мертвому даруется и подлинное общение с Природой, которого он был лишен, в чем, будучи живым, никогда не испытывал потребности: "звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене".


III. Подведение итогов урока.


IV. Домашнее задание.

1. Прочитать рассказы И.А.Бунина «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».

2. Изучить материалы учебника, с.30-41, ч.1.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рассказы И.А.Бунина "Антоновские яблоки" и "Господин из Сан-Франциско".

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства