kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рассказ "Певцы" И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект урока в 7 классе по литературе "Рассказ "Певцы" И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе" Данный урок является центральным в изучении творчества И. Тургенева в рамках курса по литературе за 7 класс. Урок содержит разные задания для индивидуальной и групповой работы. По типу является комбинированным

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рассказ "Певцы" И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе"»

Тема: «Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Певцы» из цикла «Записки охотника». Тема искусства в рассказе.

Цель урока:

  • на материале тургеневского рассказа раскрыть тему искусства в рассказе;

  • развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову;

  • развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке;

  • развитие устной и письменной речи.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: ПК, экран, презентация, раздаточный материал, карточки с заданием, аудиозапись «Утро туманное, утро седое», видеофильм «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова».



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы, целей урока.

Вступительное слово учителя:

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами изучать творчество великого русского писателя И.С. Тургенева. На прошлом уроке мы говорили о биографии Тургенева и анализировали рассказ «Хорь и Калиныч». Сегодня мы продолжим работу в этом ключе. Но прежде, чем приступим к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.

  1. Слайд 2-3. Тестирование (4 минуты)

Беседа с классом:

-С творчеством Тургенева мы знакомились в 5-х, 6-х классах. Какие произведения, принадлежащие перу писателя вы можете вспомнить? («Бежин луг», «Муму», стихотворение в прозе о русском языке)

А кто может прочесть стихотворение в прозе о русском языке?

  1. Слайд 4( ученик читает стихотворение)

  2. Беседа с классом:

Мы не просто так вспомнили это стихотворение. Сегодня мы убедимся, как автор с помощью «великого и могучего языка» создает талантливых персонажей в рассказе «Певцы», который вы должны были дома прочесть. Но для начала ответьте мне на вопрос:

Вопрос 1. Что, на ваш взгляд, представляет собой искусство? (это форма творчество, способ духовного самовыражения человека)

Вопрос 2. Какие виды искусства вы знаете? (живопись, графика, архитектура, скульптура, театр, кино танец и т.д.)

Вопрос 3. Ребята, а как вы думаете какова же тема нашего урока? (ученики формулируют тему урока).



Слайд 5

  1. Работа в тетрадях:

Ребята, открываем тетради и оформляем записи. Запишите тему урока.

(Пока ученики записывают тему, включаем аудиозапись романса «Утро туманное, утро седое» на стихи И.Тургенева)



С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.

Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, № 11). В письмах к К.С. Аксакову (1852-1853) Тургенев замечал: «...по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»

Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок» Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, и слушателей: «Оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».



  1. Работа с текстом

Слайд 6.

  1. Фронтальный опрос

Учитель: Откроем рассказ... его начало

“Небольшое село Колотовка... (до конца абзаца) Что вам слышится в этих строках?

(Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”. Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)

Учитель: Какую роль в повествовании играет описание июльского дня?

На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака, куда зайдет автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Солнце, заливающее всю деревню, только подчёркивает нищенское существование деревни. Перед охотником открывается сборище людей, резко несхожих между собой, с очень разными судьбами.

Учитель: При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность? Состязания певцов.

Учитель: Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их.

  1. Лексическая работа

Кабак – питейное заведение (синоним: трактир, харчевня).

Целовальник — продавец в питейном заведении (синонимы: кабатчик, продавец).

Рядчик – тот кто рядит, подряжает. Так называли второстепенных подрядчиков, берущих на себя не работу, а лишь вербовку рабочих.

Осьмуха — здесь восьмая доля ведра.

Лотошил  — бойко молол языком, болтал.

Жребий – решение вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад предмета из ряда подобных (синонимы: судьба, участь, доля)



  1. Работа в группах



«Литературые пазлы».

Учитель: Ваша задача составить пазлы и назвать героя по его описанию. Какое впечатление произвели они на вас? Какие средства изобразительности использует автор для описания их внешности?

I группа. Целовальник Николай Иванович - человек “расторопный и сметливый”, хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся:”в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…” Чем-то он напоминает крестьянина Хоря из рассказа “Хорь и Калиныч”. Так же обстоятелен, немногословен и себе на уме.

II группа. Приказчик Моргач. “Это человек опытный, сам себе на уме”, “тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться”. Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: “…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…” И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались “темные пятна”). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни. Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже зажить припеваючи.

III группа. Дикий Барин... Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него. Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”.

IV группа.Обалдуй - выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть прост. - одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало - прямо Обалдуй”.

Учитель: А где находятся певцы? Как изначально автор вводит их в текст? Что вам особенно запомнилось в образе певцов?

Главные действующие лица находятся тут же, в кабачке. Автор вводит певцов в текст с помощью диалога между Оболдуем и Моргачем.

Все противоположно в двух этих людях, и социальные судьбы их тоже разные. Рядчик - благополучный мещанин, имеет что-то за душой, не случайно он чувствует себя уверенно. Не столь живописен и благополучен второй певец – Яков Турок. Но заметьте, – здесь, лишь мельком упомянув об одежде, рассказчик акцентирует внимание на другом: «Его впалые щеки, большие беспокойные глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб – все изобличало человека впечатлительного и страстного». Напряженная и нелегкая жизнь у него за плечами.



  1. Исследовательская работа с текстом

Учитель: Давайте сравним наших соперников. Я раздаю таблицы каждой группе. Ваша задача – заполнить вторую и третью часть таблицы. Нужно выписать средства художественной выразительности, с помощью которых автор создает образы рядника и Якова Турка.

  1. Фрагмент из кинофильма «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова».

  2. Беседа с классом:

Учитель. Художественный фильм режиссёра Виктора Турова. По мотивам рассказов И. С. Тургенева «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова» и «Певцы» (из цикла «Записки охотника»).

 Учитель: Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения ряд­чика?



Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.

- Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас...»?



Яшка Турок — настоящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.



- Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика?



В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам.



- Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?



И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».



-Что же мы увидели в русском человеке сегодня на уроке?

Ум, проницательность, талант, потребность творить, способность глубоко чувствовать, удаль, душевный размах, потребность в высоком, скрытую силу. А еще бесшабашность, растрачивание жизни, беспечность;упоение в разгуле,


Заключительное слово учителя. Наш урок подходит к концу. И я думаю, что мы все согласимся с мыслью И.С. Тургенева о том, что великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету. И мне очень хочется, чтобы вы помнили слова французского писателя Вольтера о том, что «истинное и прекрасное одинаково во все времена». А великий русский художник Н. Рерих, как будто подхватывая его мысль, утверждал, что «искусство едино и нераздельно. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты... Искусство объединит человечество». И если мы научимся понимать, ценить и беречь искусство, значит, мы сумеем жить по законам добра и красоты, и наша жизнь будет заполнена «поэзией».

  1. Подведение итогов.

Что нового вы узнали на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

  1. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

  1. Выставление оценок.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Рассказ "Певцы" И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе"

Автор: Бурка Нина Сергеевна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства