kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо" (рассказ из сборника "Детство 49")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 7 классе. Тема урока :"Рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо".Цели урока:познакомить учащихся с рассказом Людмилы Улицкой "Капустное чудо"; углубить понятие жанра рассказа,его особенностей; совершенствовать умение анализировать эпизоды рассказа;воспитывать у учащихся чувство милосердия, сострадания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо" (рассказ из сборника "Детство 49") »

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

Тема урока: Рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо"


(рассказ из сборника "Детство 49")

Цели урока:

1) познакомить учащихся с рассказом современной писательницы Людмилы Улицкой;

2) путём анализа произведения Л. Улицкой "Капустное чудо" углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев);

3) совершенствовать умение анализировать эпизоды рассказа.

4) воспитывать у учащихся чувство милосердия, сострадания .

Оборудование:

1. Портрет Л. Улицкой.

2. Тексты рассказа Л. Улицкой "Капустное чудо".

3. Запись на доске: "Рассказ и его жанровые особенности".

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Переход к новой теме.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной современной писательницы Людмилы Улицкой. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. От Чехова не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Родилась Л. Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности - еврейка. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы - человеческие жизни, судьбы людей.

Л. Улицкая активно печатается в центральных журналах. Является лауреатом двух престижных премий: премии Медичи (за роман "Сонечка"), премии Букера (роман "Казус Кукоцкого"). Её произведения переведены на 25 языков мира. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года.

Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы, время детей, рождённых в конце сороковых.

Подтверждением тому - рассказ "Капустное чудо". Этот рассказ написан в2003 году. Он переносит нас в далёкие послевоенные годы. Послушайте внимательно и плдумайте, что побудило писательницу написать этот рассказ.

4. Работа над рассказом "Капустное чудо".

Чтение рассказа учителем вслух ( учитель читает медленно, обращая внимание на жанровые особенности рассказа).

Аналитическая беседа с классом по содержанию рассказа.

-Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход детей за капустой).

-На какую композиционную особенность вы обратили внимание при чтении рассказа? (кольцевая композиция).

-Чьими глазами читатель видит мир? (глазами двух девочек, сестёр Дуси и Ольги). Две героини - фактически одно лицо, обобщённый образ ребёнка послевоенных лет).

-Есть ли в тексте описание портретов главных персонажей? (только лишь отдельные портретные детали: "вострая", "умненькая Дуся", "два светло-голубых глаза", "обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками").

-Учитель обращает внимание на то, что главное не в описании портретов, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния. И в этом большую роль играет описание природы. Учащимся предлагается найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их смысловую нагрузку. Пейзажные зарисовки (" ... было сумрачно и хмуро", "временами шёл не то дождь, не то снег", "кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев..." и т.д.) являются в данном тексте деталями-символами, помогающими раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, её беззащитности, разорванности, а также быстрого взросления детей.

-Что повлияло на взросление детей? (события войны, гибель отца на фронте, смерть матери, потеря близких).

Учитель: Несмотря на то, что рассказ строится на реалиях жизни, в которой много тёмных, мрачных красок, беспросветности ("беспросветно-тёмная очередь"), в произведении есть элементы сказочного. ( Учащиеся без труда находят мотивы сказочного в рассказе. - Оживает десятирублёвка: "измятая десятирублёвка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой"; оживает "картинка из журнала с нарисованным жёлтым зубастым японцем". Снег превращается в доброго волшебника: "Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее".)

Учитель: В данном рассказе не только сказочные мотивы, но и мотивы святочного рассказа.

-С какими святочными рассказами мы знакомились на уроках литературы? (Ф. Достоевский - "Мальчик у Христа на ёлке", А. Куприн - "Чудесный доктор"). Какое событие в сюжете рассказа является кульминационным? (несчастье: потеря денег, переживания детей)

-Учитель: в рассказе Улицкой кульминация быстро перерастает в развязку (как в и произведениях Чехова). Учащимся предлагается найти развязку: "Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана" и объяснить слово "чудо". Чудо: фантастика, диво, мистика, волшебство, неожиданное счастье. Чудо - это и свет фар грузовика, напоминающий свет Рождественской Звезды, это и "бело-голубое сияние капусты" как дара свыше.

-Учитель предлагает ещё раз прочитать первый абзац рассказа: не зная произведения, можно ли предположить, о каком "чуде" пойдёт речь? (сделать это было бы трудно, т.к. события разворачиваются в реальном мире, жёстком, суровом).

-Подводя итоги беседы, учитель обращает внимание на финал рассказа, и в качестве домашнего задания предлагается написать окончание текста, выделив образ старухи Ипатьевой и идею объединения людей в этом мире. (Необходимо отметить, что на письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным как для учащихся, так и для учителя, проверяющего творческую работу. И в этом смысле письменное сочинение - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению).

5. Подведение итогов урока.



Приложение к уроку.

Рассказ

Малая эпическая жанровая форма художественной литературы -небольшое по объёму изображённых явлений жизни прозаическое произведение.

1. "Режим экономии": не может быть длинных описаний.

2. Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера).

3. В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.

4. В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо "открытого" финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо" (рассказ из сборника "Детство 49")

Автор: Мокроусова Екатерина Ивановна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства