Просмотр содержимого документа
«Рассказ Л.Н.Толстого "После бала" »
Байбасунова Гулия Ауезовна – учитель русского языка и литературы высшей категории Образовательного комплекса
Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен».
Класс: 8
Предмет:русская литература
Тема урока: Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»
Тип урока: комбинированный.
Цель:Формирование навыков анализа художественного произведения, выявление особенностей композиции рассказа.
Задачи:
- знакомство учащихся с историей создания рассказа, с писательским замыслом;
- привитие навыков работы над понятиями: «контраст», «антитеза» как композиционными приемами; развитие монологической речи учащихся;
- воспитание гуманизма, сопереживания героям через прочтение художественного текста.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Средства обеспечения: слайдовая презентация, иллюстрации к произведению, видеозапись фрагмента х/ф «После бала», Производство Центрального телевидения (1961 год).
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация базовых знаний.
III. Изучение нового материала.
IY. Закрепление изученного материала.
Y. Подведение итогов урока.
YI. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент:
А) приветствие
Б) Сообщение темы, цели и задач урока
В) Эмоциональный настрой учащихся к уроку
- Давайте представим Льва Николаевича за работой.Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы,которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седину, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника.
II. Актуализация базовых знаний:
А) вопросно-ответная беседа
- Сегодня мы снова встретимся с Л.Н. Толстым – писателем огромного дарования и трудолюбия, автором известных всему миру гениальных произведений и его рассказом “После бала”.
- На первом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством великого писателя. Давайте вспомним некоторые моменты из его биографии.
(Учитель с помощью презентации рассказывает о писателе)
Удивительную жизнь прожил Л.Н.Толстой. Родился он в 1828 году, еще при жизни А.С.Пушкина. Был участником героической обороны Севастополя в 1854- 1855 годах, видел Русь крепостническую, пережил реформу 1861 года, дожил до революции 1905 года и умер в 1910 году в возрасте 82 лет. Его творческая деятельность продолжалась свыше полувека.
Л.Н. Толстой родился и воспитывался в большой дворянской семье, рано осиротел, был очень дружен с братьями Сергеем, Николаем, Дмитрием и сестрой Марией. Его воспитание и образование были типичными для дворянства со всеми их сословными предрассудками. Но мы знаем, что жизнь поместного дворянства тесно соприкасалась с жизнью крестьян. Отсюда и глубокий интерес Льва Николаевича к простому народу, к крестьянству. Сам Толстой как помещик был очень добр и разумен. Он много помогал крестьянам, особенно в голодные годы второй половины 19 века /1873 и 1892 годы/.
Испокон веков ощущал человек внутреннюю борьбу добра и зла внутри себя. Помочь или отказать в помощи? Простить или отомстить? Посочувствовать или осудить? Поддержать или посмеяться? От чего зависит исход этой борьбы? Свой ответ дает на этот вопрос Л.Н.Толстой в рассказе «После бала».
Варианты заглавия рассказа.
- Почему автор остановился на названии рассказа «После бала»?
- Оправдан ли такой выбор?
4. Сообщение ученика о Николае Первом и его эпохе. Порядки в армии времен Николая Первого. Слайды 4-6
5. Краткий пересказ рассказа
Главный герой рассказа «После бала» – уважаемый всеми Иван Васильевич, в кругу своих приятелей неожиданно высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».
Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, развлекался с друзьями.
Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.
Хозяева уговаривают отца Вареньки, полковника, протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.
Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата, процедура наказания ужасает Ивана Васильевича. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.
После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.
5. Работа над композицией рассказа.
- Что такое композиция произведения?
- Из каких частей обычно состоит композиция?
- Как построен рассказ «После бала»? Слайд 7.
- Как можно назвать такую композицию? (Рассказ в рассказе)
Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.
6. Работа с текстом (детали, изобразительные средства)
- Назовите день, когда происходило событие. (Последний день Масленицы) Слайд 8.
- Что вы знаете об этом празднике? Как называют последний день Масленицы и последующий за ним? (Прощеное воскресенье и Чистый понедельник)
- Найдите в тексте описание бала. Слайд 9.
- Определите смысловой рисунок бала (детали, которые используются для описания бала). Найдите изобразительные средства, при помощи которых автор создает этот смысловой рисунок. Слайд 10.
- Найдите описание Вареньки и её отца. Слайд 11.
- Определите хронотоп (время и пространство рассказа) Слайд 12.
- Описание танца генерала с дочерью. Прослушайте эпизод в записи («Школа Кирилла и Мефодия». Литература 7-8 класс). Как ведут себя герои эпизода? Слайд 13.
- Как меняется настроение рассказа утром?
- Найдите ключевые слова эпизода. Слайд 15.
- Как меняется полковник утром?
- Работа над понятием «антитеза». Слайд 16.
- Найдите в эпизоде описание полковника и наказываемого татарина.
Как помогает антитеза предать характер и настроение героев рассказа? Слайд 17.
- Найдите речевые характеристики героев.
- Что нарушает толстовскую структуру текста? «Братцы, помилосердуйте!»
- В рассказе показаны два закона: Божий (начинается Великий пост, всепрощение, милосердие) и закон человеческий. Какой закон главный? (Божий. Он вечен). Слайд 18.
7. Итоги урока:
А) Рефлексия
- Ребята, прочитайте данные высказывания о произведениях Толстого, и запишите себе в тетрадь одно из них, которое кажется наиболее правильным:
Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким, мир, в котором все отражения по размерам, пропорциям и светотени соответствуют явлениям действительности.
В.Г. Короленко
«Какое величественное, глубокое и всестороннее содержание»
И.С. Тургенев
«Великие творения, вечные песни, завещаемые из века в век»
А.И. Герцен
«Мир еще не знал такого художника»
Т.Манн
«Строгая, ни перед чем не отступающая правда»
Н.А.Некрасов
«Над могилою Толстого даже полдень в звездах сплошь»
С. Поликарпов
Вывод: Л.Н. Толстой - один из самых известных и любимых писателей не только в русской, но и мировой литературе. Он, как и его герои, ищет смысл жизни. И смысл этот – в правде, в справедливости, в человеческой любви. Лев Николаевич велик и прекрасен не только как писатель, но и как человек. Он необыкновенно честен и справедлив, добр и великодушен к людям. Больше всего на свете он ценил человеческую жизнь.
Б) Оценки за урок
Источники:
1.Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».
2. Картинки из Интернета.
3. Камедина Л.В. ЗабГГПУ «Проблема духовного смысла литературного творчества».
-Почему внимательный и любящий отец оказывается жесток по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком? (Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон. И стоит малорослому солдату недостаточно сильно опустить палку на спину наказываемого, как полковник бьет «виновника» по лицу».
- Какие чувства он испытывает после того, что увидел?
Иван Васильевич, тогда еще очень молодой человек, увидел ту сторону жизни, о которой он не знал. Особенно страшно для него было то, что в этом ужасе участвует отец любимой девушки.
В рассказе два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Первый рассказчик, это, по-видимому, молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич. Перед нами по существу рассказ в рассказе.
Надо отметить своеобразную роль вступления: оно знакомит нас с рассказчиком и настраивает на восприятие последующих событий. Повествование начинается внезапно и так же заканчивается. Перед нами вопрос, мучающий Ивана Васильевича и интересующий его собеседников: может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя – или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?
- На каком приеме построен рассказ? Вспомните эпизоды.
(Весь рассказ построен на контрастах, которые выражены и в композиции, и в лексике ( цветовые прилагательные). Противопоставляются описания бала и наказания, отец и дочь, два образа полковника).
-Каким увидели полковника, отца Вареньки, на балу и во время наказания?
( В первой части сцена бала описана человеком, для которого все это- далекое прошлое. События излагаются строго последовательно, с отступлением. Во второй части это уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит. Действие развивается по спирали, все время возвращаясь.)
7. Противопоставление облика полковника
- Каким вы увидели полковника на балу и после бала?
Задание: заполнить таблицу
На балу
Во время наказания
…Очень красивый, статный, высокий и свежий старик; ласковая, радостная улыбка, сложен он был прекрасно…
… шел … втягивал в себя воздух, раздувал щеки, и медленно выпускал через оттопыренную губу, гневный голос; грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.