kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над словом на уроке литературы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования изученных слов в связном высказывании. Все это позволяет организовать целенаправленное изучение лексических средств, использованных в художественном произведении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над словом на уроке литературы в 5 классе»

Работа над словом при знакомстве с программными произведениями по литературе в 5 классе

Автор: Мерзлякова М.И, учитель МАОУ «СОШ №134» г. Перми

При ознакомлении  учащихся 5 класса с литературными произведениями разного литературного периода учитель иллюстрирует данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного состава языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых и появлении новых слов. Такие наблюдения содействуют повышению языкового уровня и умению  учащихся пользоваться словами определенной литературной эпохи в своей речи, обостряют языковое чутьё.

Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, образовательных учреждений, журналистов, работников печати и т.д.

Словарный запас учащихся значительно расширяется при изучении художественной литературы.

В одну группу включаются слова: схватки, мундиры, редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны, ядра, бусурманы (М.Ю. Лермонтов «Бородино»), введение которых в активный запас учащихся необязательно. Значение этих слов объясняется перед тем, как учащиеся приступают к чтению произведения.

Другую составляют слова: гордая, своенравная, кроткая (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), которые учащиеся должны твердо усвоить. К ним примыкают слова, используемые при анализе произведения, например «Бородино»: бывалый солдат (ветеран), решающее сражение, поле грозной сечи и др.

В процессе знакомства с программными произведениями по литературе учащиеся составляют тематические словарики (в виде рабочих материалов), включающие слова, без которых невозможно достаточно полно и глубоко понять изучаемые произведения.

Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования изученных слов в связном высказывании.

Все это позволяет организовать целенаправленное изучение лексических средств, использованных в художественном произведении.

Приведём примеры. Анализируя художественное произведение на уроке, объясняем значение каждого слова, в значении которого не уверены. Обращаем особое внимание на слова со сносками, значение которых объясняют авторы учебника (или сам автор). Комментируем эпизод, в котором слово использовано. На последующих уроках в пересказе фрагментов текста используем новые слова. В качестве домашнего задания учащиеся письменно объясняют значения слов, данных учителем, например, из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»:

Патронташ- сумка, перевязь для ружейных патронов.

Валежник- сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затеси - зарубки на деревьях, которые делает охотник в тайге, чтобы найти обратную дорогу и не заблудиться.

Учащиеся, читая текст дома, подчёркивают карандашом непонятные слова, пытаются сами объяснить их значение. При проверке домашнего задания в классе текст читается «по цепочке», озвучиваются все подчёркнутые слова, объясняется их значение.  К этим словам подбираются синонимы, антонимы, однокоренные слова, что помогает не только понять, но и явственно представить себе слово или понятие.

Таким образом организуется словарная работа, в результате которой ускоряется чтение, уменьшается количество речевых ошибок. Дети понимают смысл прочитанного, в них пробуждается интерес к значениям слов, их особенностям. Они начинают чувствовать смысловые оттенки слова, появляется «вкус» к поискам смыслов.

Конечно, такая скрупулёзная работа со словом занимает время урока, но меньшее количество прочитанных текстов заменяется качеством чтения, то есть пониманием содержания. Благодаря этому пониманию появляются фоновые знания, обогащается словарный запас школьников, «…рассеивается мрак прошлого, оживает история древних русичей, прошлое перестает быть музейным, а язык предков невнятным».

Эффективность словарной работы усиливается всевозможными дополнительными заданиями (словарными диктантами, интеллектуальными играми, тестами и т.п.). В итоге появляется возможность выйти на анализ  художественного произведения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над словом на уроке литературы в 5 классе

Автор: Мерзлякова Марина Ивановна

Дата: 23.06.2022

Номер свидетельства: 610466

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-1"
    ["file_id"] => string(6) "260320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943202"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-2"
    ["file_id"] => string(6) "260321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943209"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-3"
    ["file_id"] => string(6) "260322"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943216"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-4"
    ["file_id"] => string(6) "260323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства