Работа посвящена изучению творчества Валентина Григорьевича Распутина, создавшего прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, вошедшие в золотой фонд современной русской литературы.
В.Г. Распутин при жизни признан писателем-классиком, его произведения известны во всем мире. Он автор таких известных повестей, как "Деньги для Марии", "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Пожар", "Живи и помни". В 1977 году за создание произведения "Живи и помни" В.Г. Распутин был отмечен Государственной премией СССР.
В.Г. Распутина считают представителем так называемой "деревенской прозы" - одного из ярких течений в русской литературе второй половины XX века. Он относится к тем русским мыслителям, которые не без основания считают деревню центром нашего "национального космоса", узлом жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа :В.Г.Распутин»
Содержание
Введение
Глава 1. Природа как фрагмент картины мира в классической литературе: тема, символ, пейзаж.
Пейзаж в литературоведении.
Пейзаж в классической литературе.
Глава 2. Содержание образа природы в творчестве В.Г. Распутина
2.1 Понимание природы в индивидуальной картине мира В.Г. Распутина
2.2 Воплощение образа природы в творчестве В.Г. Распутина (на материале произведений "Последний срок", "Деньги для Марии", "Живи и помни", "Уроки французского", "Прощание с Матерой")
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Работа посвящена изучению творчества Валентина Григорьевича Распутина, создавшего прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, вошедшие в золотой фонд современной русской литературы.
В.Г. Распутин при жизни признан писателем-классиком, его произведения известны во всем мире. Он автор таких известных повестей, как "Деньги для Марии", "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Пожар", "Живи и помни". В 1977 году за создание произведения "Живи и помни" В.Г. Распутин был отмечен Государственной премией СССР.
В.Г. Распутина считают представителем так называемой "деревенской прозы" - одного из ярких течений в русской литературе второй половины XX века. Он относится к тем русским мыслителям, которые не без основания считают деревню центром нашего "национального космоса", узлом жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем.
Современная литературная критика уделяет немало внимания изучению творчества В.Г. Распутина За последние десятилетия появились многочисленные исследования о писателе как общего, так и частного характера.
В творчестве писателя нашла отражение одна из важных проблем конца прошлого века: разрушение природы и, следовательно, нравственности под воздействием цивилизации. В наше время проблема полного разрушения нравственности стала особенно актуальной. В современном обществе появилась необходимость говорить о трансформирующейся психологии людей, о человеческих отношениях, о смысле существования, который постигают герои произведений В.Г. Распутина. Современный человек сталкивается с утратой нравственных качеств: любви к ближнему, совести, добра. В повестях и рассказах В.Г. Распутина можно найти ситуации, случаи, близкие к жизни современного человека.
Внимание к творчеству именно этого писателя можно объяснить тем, что он целенаправленно обращается к проблеме русского национального характера, к проблеме отношений человека с природой, с другими людьми, с самим собой. Для творчества Распутина свойственны гуманистический дух, толерантность в изображении человека, представляющего иную культуру. В исследуемых произведениях у истоков русского национального характера стоит его неразрывная связь с природой, с землей, с почвой как основой народной жизни. Проблемы взаимосвязи человека с окружающим миром для В. Распутина всегда были очень важны. Кроме того, важен тот момент, что Распутин рассматривает отношения человека с природой и сквозь призму экологических проблем. При всем многообразии работ о творчестве Распутина нельзя утверждать, что оно исследовано в полной мере.
Актуальность работы заключается в том, что творчество Распутина особенно актуально в школьном изучении, так как затрагивает наиболее важные нравственные темы (темы любви к ближнему, долга перед родителями). Это особенно значимо для одиннадцатиклассников, так как они начинают самостоятельную жизнь, постепенно понимая, что их будущее и будущее окружающего мира во многом зависит и от них самих. Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы студентами-филологами во время изучения курса русской литературы, в ходе педагогической практики, а также учителями средних школ при изучении русской литературы второй половины ХХ века и творчества Распутина.
Предмет исследования – традиции изображения природы русской классики в творчестве В.Г. Распутина; объект изучения – наиболее значимые произведения писателя: "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Уроки французского", "Деньги для Марии".
Цель исследования – раскрыть отражение традиций описания природы русской классической литературы в творчестве В. Распутина. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть природу как фрагмент картины мира;
- проанализировать понимание природы индивидуальной картине мира В.Г. Распутина;
- раскрыть воплощение образа природы в творчестве В.Г. Распутина (на материале произведений "Последний срок", "Деньги для Марии", "Живи и помни", "Уроки французского", "Прощание с Матерой").
Природа как фрагмент картины мира в классической литературе: тема, символ, пейзаж.
Пейзаж в литературоведении.
В литературоведении понятие природы соотносится с термином пейзаж. Пейзаж (франц. Paysage от pays - страна, местность)картина природы, имеющая различное художественное назначение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение. В лирике пейзаж может иметь самостоятельный характер, способствуя созданию образа лирического героя. В прозе пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с характером повествования, с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж приобрел важную роль у сентименталистов, изображающих человека на фоне природы, в противоположность цивилизованному миру, причем природа давалась подчеркнуто эмоционально. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен как часть реальной обстановки, в которой происходит действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий [19; 124]. В литературе Х1Х в. природа воспринималась как "храм", где сосредоточены вечные человеческие ценности и, по словам И. Тургенева, заключена "...та общая, бесконечная гармония, в которой все жизни сливаются в одну мировую жизнь". Раскрытие тайн мироздания и сущности равнодушной природы в их чувственно-содержательной и духовной значимости - магистральная тема писателей от Пушкина и Лермонтова до Чехова и Л. Толстого. Нередко литературные герои прошлых эпох открывали "истинные" знания о себе и своей душе, о человеке и окружающем мире при "общении" с природой.
Концепция природы, разработанная в литературе, классифицирует природный образ (литературный пейзаж) как важнейшую доминанту произведения наряду с его конфликтной, образной, мотивной, сюжетно - композиционной и стилевой системами. Литературный пейзаж в произведении может выступать фоном повествования и средством воссоздания реальности, вспомогательным (иллюстративным) приемом характеристики героя, способствовать выявлению авторской точки зрения на человека, предмет или объект изображения, служить более полному выражению идейного смысла отрывка или всего литературного текста, наконец, выступать символом или главным художественным образом.
Пейзаж в классической литературе.
Природа, например, в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого способствует выражению миропонимания писателя. Автор романа, проповедуя всеобщую гармонию и разум, утверждая равноправные отношения между людьми, сословиями и классами, постоянно выступал противником войн, характеризуя их как проявление античеловеческих, противоестественных начал. Убежденным пацифистом Л. Толстой не был, но война всегда вызывала в его душе протест.
Концепция природы Л. Толстого получила творческое развитие в 20 веке, в прозе Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина и других писателей. К примеру, особый поэтический мир произведения Л. Леонова "Русский лес" - жизнь природы. Лес как центральный "герой" книги и вещественное проявление наделен многочисленными признаками, способствующими раскрытию человеческих лиц. Но судьба знакового героя книги противоречива. Несмотря на то, что история уготовила ему почетное место и имя кормильца, благодетеля и защитника русских людей, он, исправно неся службу на пользу общества, часто оказывался в роли "пасынка". А в произведении В. Астафьева "Царь-рыба" выражена позиция писателя-гуманиста, не принимающего как людей с ограниченными жизненными идеалами, так и жестокое, "пользовательское" отношение к природным кладовым.
Итак, образы природы в прозе В. Распутина и его современников -
Л. Леонова, В. Астафьева всегда соотносятся с жизнью людей, имеют важное структурно - художественное значение, "выполняют в произведениях различные эстетические функции, в том числе природоохранную" [8; 15-20].
Глава 2. Содержание образа природы в творчестве В.Г. Распутина
2.1 Понимание природы в индивидуальной картине мира В.Г. Распутина
В творчестве В.Г. Распутина одним из важнейших истоков русского национального характера является его неразрывная связь с землёй, с природой. Вопросы взаимосвязи человека с окружающей природой для писателя всегда были очень важными. Через проблему экологии просматривается значительный для писателя угол зрения на характер русского человека. Писателя волнует и нравственное здоровье общества, потому что оно является основой миропорядка. Если это здоровье будет в порядке, будет возможность бороться с отклонениями от моральных норм. Поэтому Распутин - защитник человека как одного из взаимосвязанных в природе звеньев.
При всей пафосности, полемической целеустремленности, интеллектуальной и эмоциональной убедительности, произведения Распутина обладают потенциалом, ориентированным на поиск, на движение мысли, на возможность уточнения, корректировки его собственных оценок и выводов. Стремление к правде, постижение которой способствовало бы развитию общественного сознания соотечественников- это цель работы писателя, определяющая деятельный пафос его произведений. В. Распутин пишет: "Кто знает сегодня, что происходит с народом, каковы его духовные и нравственные запасы, есть ли в нём национальная связность... народ для нас сегодня, как никогда, величина неизвестная".Писатель считает, что не все ясно в тех изменениях, которые происходят в русском национальном характере: "Русский человек всегда был загадкой для иностранцев, теперь, он, похоже, превратился в загадку для самого себя" [3; 117 - 119].
В основе конфликта произведения "Прощание с Матерой" лежит обычное для своего времени событие: на Ангаре завершается строительство гидроэлектростанции, и скоро прибывшая вода поглотит семьдесят деревень. Они станут ложем водохранилища; под воду уйдут сотни и сотни крестьянских дворов с обжитыми домами, тысячи гектаров земли, обработанной людьми, дававшей с незапамятных времен все необходимое для жизни. Под водой окажутся кладбища.
Судьба деревеньки Матёра, расположенной на одноименном острове, особенно волнует писателя. Она более трехсот лет стоит на красивом и плодородном месте, но теперь тоже оказалась в русле грядущего рукотворного моря и сразу же после уборки урожая будет затоплена.
Сюжетную основу повести составили наблюдения писателя над матёринцами, доживавшими свой безрадостный срок, отпущенный равнодушным временем; над их нехитрой жизнью, заботами и тревогами; размышления автора о духовных корнях селян и извечной власти земли над крестьянами (Можно провести параллель: как жители Матеры доживают определенный отрезок времени, ожидая гибели всей их старой, привычной жизни, так и героиня повести "Последний срок" просто "тянет время" на земле, ожидая встречи с младшей дочерью. В обоих случаях так называемый последний срок определяется кем-то свыше: материнцы ждут окончательного приказа властей, начала работы строителей, а старуха из "Последнего срока" даже когда хочет умереть, уйти в другой мир – не может, так как еще никому не удавалось просто умереть по своему желанию).
Герои повести в зависимости от жизненных позиций и взглядов на окружающую среду, делятся на несколько групп: к первой относятся непримиримые (Дарья, Катерина, Настя, Богодул), вторую составляют смирившиеся с судьбой (Павел и другие односельчане среднего возраста), третья представлена молодым поколением в лице внука Дарьи - Андрея, тяготеющего к старому укладу множеством связей, наконец четвертая -персонажами черствыми и равнодушными (Петруха и Клавка). Среди героев для автора выступает идеалом восьмидесятилетняя Дарья Пинигина - " самая старая из старух, главный "резонер" повести" [9; 320]. (Для многих произведений В.Г. Распутина характерна такая особенность: выразитель авторских мыслей – зачастую человек очень пожилой. Это интересно потому, что автор создавал исследуемые произведения в достаточно молодом возрасте, но в качестве идеального героя его привлекали именно пожившие люди, даже еще не совсем освободившиеся от религиозных, либо языческих предрассудков). Она воинственно принимает новые порядки, не хочет смириться с переездом в совхозный поселок. Героиня сочувствует старикам, которых насильно увозят "на чужбину", заставляя их страдать, сожалеет о смерти деда Егора. "Всем теперь туды дорога, - говорит героиня, имея в виду кладбище - Только успевай, прибирай" [10; 179]. Поступки Дарьи, от "кладбищенского сражения" до ночевки в бараке в канун затопления острова имеют религиозный оттенок. Дарья уверена, что строители совершают преступление, затопляя Матёру. "Думаешь, люди не понимают, что не надо Матёру топить? Пони мают оне. А все ж таки топют" [10; 278]. Она предлагает "проект" спасения малой родины: "Срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте рядышком. Господь, когда землю спускал, он ни одной сажени никому лишной не дал. А вам она лишняя стала. Отведите, и пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим послужит. Оне вам спасибо скажут" [10; 278]. Героиня как русская женщина – хранительница обычаев считает, что другого пути для течения прогресса просто не существует.
Отношение героев и писателя к жизни просматривается через необычную систему природных символов: Матёра - земля, люди; царский листвень – пастух; фантастический зверек - Хозяин. Символы используются автором как средство эстетической выразительности и способ раскрытия содержания произведения; они направлены на создание целостной картины художественного мира. Хозяин острова впервые появляется в шестой главе - здесь он обходит свои владения и наблюдает за их сохранностью, затем в восьмой - на фоне пожара: горело жилище Петрухи. Прощальная встреча с лесным зверьком происходит в последней главе. Как почти всякое неведомое и сказочное существо, Хозяин обладал способностью предсказывать грядущие события. Он заранее видел, как исчезли в пламени избы матёринцев и кладбище, которое женщины не дали разорить; как сгорел леса, а его дым долго носило по острову, как полыхала Подмога и все, что было на ней. Этот мифопоэтический образ-символ облегчает понимание заключительного эпизода книги.
Герой рассказа "Век живи - век люби" Саня ощущает присутствие чего-то божественного в земной природе: воздух течет "светозарно" и "могуче", звук и трепет листьев значащими "больше, чем просто звук или трепет". И в себе герой открывает такую же "полноту" и ""благодатность", "нечеловечески сильное и огромное" чувство, способное вместить в себя "все сияние и все движения мира, всю его необъяснимую красоту и страсть" [12; 431]. Мальчик приближается к загадкам бытия, не доступным разуму: "Его возможно лишь чувствовать, угадывать, внимать, а неизъяснимость вызванных им чувств лишь подтверждает его огромную неизъяснимость" [12; 431]. Интуиции в данном случае отводится большее значение, нежели разуму.
Тайны мироздания открываются тому, у кого существует связь с "общим чувствилищем". Такой связью обладает также герой рассказа "Что передать вороне?". Писатель, от лица которого ведется повествование, ушел от городской суеты, уехав на берег Байкала. Чувство вины перед больной дочерью, не очень чистая совесть не дают ему возможности сосредоточиться на работе. Движение неба и воды ("все небо словно собралось над Байкалом, и озеро, как бы в ответ ему, стало двигаться кругами") пробуждает в нем желание проникнуть в механизм действия стихий, движущих природную космическую мистерию. Он замечает: небо и вода "находились в живом и вышнем подчинении друг другу" [12; 392]. Само мироздание дарит герою "покой осторожного вышнего присутствия", Божественного начала в земном мире, духовную наполненность и надежду.
Поэтика невыразимого, "несказанного" проявляет себя в символических образах колокола, ночи, неба, тропинки, полета, в текучести смысла слов ("светозарно" - это и озарено светом солнца, и озарено Божественной благодатью; здесь упоминается и слово "заря" как символ нового дня, новой жизни; "благодатный"- исполненный Божьей благодати, то есть воли и силы, и одновременно - дарующий счастье, добро; счастливый). Специфика жанра диктует также обращение к аналитическому воплощению мотива познания и непостижимости мира, несовпадения с собой (раздвоения); погружение в подсознание героев, в скрытые уровни духовной жизни, мистические переживания. Здесь вполне уместны глубинный психологизм, проникновенная лирическая интонация, поэтика сновидений. Необычные, как бы живые картины природы свидетельствуют о близости творчества В.Г. Распутина традиции Ф.И. Тютчева, убежденного в том, что природа одухотворена и тем самым способствует обращению человека к собственным духовным тайнам.
В рассказе "В непогоду" писатель выступает как прорицатель воли Бога (Как, например, пушкинский пророк). Тема ухода человека из жизни, начатая в рассказе "Видение", находит свое продолжение. Вновь она сопровождается картинами природы. Первая из них - огромный, "растянутый на все четыре стороны мир", замерший в "таинственной неге перед закатом" Художник рисует пейзаж зимнего, замерзшего Байкала. Его ледяное поле то "лежало в позолоте", то до самых вершин гор заалело, "снег на вершинах заискрился и засиял", и это сияние ползло от одного берега к другому. Байкал, рождающий Ангару, напоминает автору "огромную волшебную чашу", "неиссякаемое лоно" (Необходимо вспомнить, что река, вода вообще - символ животворящего начала), в которую всю свою "горячую щедрость" "снизало" солнце и, опустошенное, садилось на облако, похожее на белого оленя. И чем глубже закатывалось солнце, тем "ярче и волшебней окрылялись огненными, волшебными жар-птицами небо над Байкалом" Пейзаж динамичен, так же, как и пейзаж поздней осени – описание потустороннего мира в рассказе "Видение", хотя обе картины природы передают состояние очарованности, оцепенения мира в его неземной красоте. Похожи как некоторые средства выразительности (эпитеты), так и начала произведений:
"Видение"
-"Неземная, обморочная стынь, совсем заговорная, наложенная колдовской рукой";
- "оголенный лес"; "солнце тихое и слабое";
- "Застыли...сосны";
- "дорога петляет", на ней нет "ни души".
"В непогоду"
- "ни звука, ни ветерка, ни вздоха";
- "тишь загустела еще больше и сделалась совсем неправдашней";
Если в рассказе "Видение", глядя "в сладкой муке" на "отчие пределы", автор-повествователь задается вопросом: жизнь ли это или продолжение ее (он еще не знает, что это), то автор-повествователь последнего рассказа знает ответ. Уход из жизни - это переход "из бытия во всебытие", в "единое и вечное крепление, которым держится земная жизнь" Писатель говорит, что к уходу, к "этому священному и окончательному событию", со-бытию надо тщательно подготовится, так как это есть "перерождение в бесконечную родительскую любовь, преображающуюся в земные картины" (В повести "Последний срок" главная героиня, готовясь уйти из земного бытия, тоже тщательно "готовится", собирается, вспоминает всю свою жизнь, тех, кто остается, и тех, к кому она уходит). Одну из таких картин и наблюдал, любуясь, автор-повествователь: ласковую, теплую, "в переливах несказанной красоты". Она вызывает ощущение приобщения к "тайным и могучим силам неба", удивление красотой мира; дарит сердечный покой. В последнем рассказе истома, охватившая любующегося красотой природного мира автора-повествователя не только "сладкая", но и "тревожная": "Волшебство, перешедшее через край", таит в себе предостережение.
Поутру природа предстает буйной, разрушительной, пугающей: "там гудело, шумело, бухало, плескалось и билось безостановочно". Ветер неистовствовал, заставляя цепенеть от страха. Сосны и кедры "всплескивали в отчаянии ветками"; река Ангара казалась кипящей, "поднятая на дыбы". Снег так мело, что, казалось, набрасывало на небо, а уж оттуда он опять сваливался вниз. "Надрывающие душу стенания", "трепка деревьев", "бешеные удары ветра" продолжались трое суток. Такие пугающие проявления природы вызывают в памяти автора-повествователя Судный день: «Это нас уже требуют к ответу», заставляют задуматься об их причине: "Как много ненужного мы завоевали, и как мало надо было охранить! И не охранили! Горе нам, прогневившим Бога!"
Таким образом, природа в произведениях В.Г. Распутина предстает одухотворенной, тем самым способствуя обращению человека к собственным духовным тайнам. В творчестве В. Г. Распутина природа представлена в основном двумя контрастными ассоциативными рядами:
2.2 Воплощение образа природы в творчестве В.Г. Распутина
Природа в повести "Последний срок" не только рассматривается писателем как особая одухотворенная сила, но и используется как средство создания образов главных героев. Так, с каждым героем у автора ассоциируется и определенный пейзаж, и даже погода в какой-либо день.
Например, в тот день, когда главная героиня старуха Анна лежала при смерти, выдалась на удивление теплая и ясная погода, природа как бы притихла и тоже грустила. По мнению сыновей старухи это говорило о характере их матери: "Видать, невредная у нас все же мать была", - сказал Михаил, тронутый ласковой, манящей тишиной. - "И день для нее вон какой выдался. Не каждому такой дают" [12; 128]. Об этом же говорят не только герои, но и сам автор: "День все же выдался с умыслом. Не просто так, и умысел этот вполне мог касаться старухи - день был мягкий и легкий и ровно сошелся над самой деревней, а то и над самой старухиной избой. Время уже придвигалось к обеду, а он так и не расшумелся, тек тихо и близко, оберегая кого-то от вредного беспокойства. Небо с утра приспустилось ниже и вроде бы задумалось, но и не сильно, в ожидании. В сентябре дни тоже стоят не молоденькие, много чего с весны повидали, а этот, похоже, и вовсе все под собой знал и в чем-то, может, хотел помочь старухе. Чтобы не находиться ей больше на суровом, судном месте – только и надо было: незаметно передвинуть ее вперед или назад, чуть подтолкнуть оттуда, где она застряла" [12; 132]. В этом случае природа – олицетворение высших сил, автору кажется, что эти высшие силы неравнодушны к людям и всегда своим проявлением дают понять, чем для них является тот или иной человек.
Когда сама главная героиня вспоминает себя в молодости, то в ее памяти ранее всего всплывает бурная, шумящая река, песчаный берег, набегающие на него волны: "Она не старуха - нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя реке, загребая ногами воду и оставляя за собой волну, на которой качаются и лопаются пузырьки. Песок на берегу темный и ноздреватый. Берег низкий, прямо напротив него остров, где – то там на мысу шумит вода... Она все бредет и бредет, не спрашивая себя, куда, зачем, для какого удовольствия, потом все-таки выходит на берег, ставит свои упругие босые ноги в песок, и долго с удивлением смотрит на них, уверяя себя, что она не знает, откуда они взялись... И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди" [12; 262]. То есть картина природы автором дается совершенно противоположная (противопоставляются молодость и старость как время бурь и перемен и время грусти, затишья).
Таким образом, можно выделить такое семантическое поле слова природа, связанное именно с образом главной героини: тишина, смирение, ясное светящееся тепло; теплая, парная река, берег, волна, песок; бурное радостное, согласное, сладко, взволнованно.
Раскрывая характеры других героев произведения, автор показывает совершенно другие картины природы. Более всего внимания уделяется именно Люсе, которая на первый взгляд кажется самой заботливой из детей старухи, самым воспитанным и культурным человеком. Люся действительно выглядит таковой "на людях", но ей тяжело постоянно притворяться даже в окружении родных. Когда она идет в лес "за грибами", то видит картины природы, окружавшие ее в детстве, во многом изменившиеся, но все же оставшиеся родным: "Люся медленно подвигалась по дороге вперед, узнавая и не узнавая открывшиеся места. Если смотреть поверху, то вот она, Касаловка, вот Ближняя елань, за ней Вышка. А на земле все это сходилось в одном чужом широком запустенье, которому не хотели верить глаза... Хлебный дух, привычный для этой поры, давно истаял; пахло перезревающей лесной мешаниной, да от заброшенной земли исходило пресное, сухое дыхание" [12; 188]. Созерцание родных мест заставляет Люсю вспомнить о своей прошлой жизни, о том, что она без сожаления оставила не только малую родину, но и свою мать, других родных людей. Получается, что воспоминания Люси не совсем приятны (в отличие от воспоминаний ее матери о своей молодости), героине становится стыдно, и она сама не понимает, чем вызван этот стыд, пытается отвлечься: "Люся еще раз осмотрелась вокруг, и ее кольнуло неожиданное, родившееся уже здесь чувство вины, будто она могла чем-то помочь им и не помогла. Она подумала, что у деревенских, оставивших землю ради леса, это чувство должно быть сильнее, пусть они от него и страдают, если способны страдать, а она и в самом деле оказалась тут случайно и едва ли когда-нибудь приедет сюда еще. И все-таки та уверенность, с которой она шла в лес, в ней исчезла, легкое прогулочное настроение было испорчено, а как, чем, она и сама не могла понять". В этом случае ассоциации со словом ПРИРОДА будут совершенно другими. Это воспоминания, чувство вины, растерянность, пугающая тревога. Вся природа, окружавшая Люсю в детстве, претерпела изменения (явно не в лучшую сторону): гору "срезали", овраг засыпали, хлебные поля заросли, черемуховые заросли вырублены. Получается, что все эти изменения во внешнем виде малой родины вызвали в душе героини, утратившей связь не только с родными, но и с прошлым, настоящий взрыв, и старые воспоминания "сегодня вдруг вспыхнули" [12; 202].
Распутин, создавая образы сыновей старухи, Ильи и Михаила, не связывает их с какими-то конкретными природными зарисовками. Пока Михаил и Илья трезвы, они видит, что происходит вокруг: "День разгуливался, небо вместе с туманом отодвигалось все выше и выше, в синих, обрывающихся в даль разводьях для него уже не хватало человеческого взгляда, который пугался этой красивой бездонности и искал что поближе, на чем можно остановиться и передохнуть. Лес, приласканный солнцем, засветился зеленью, раздвинулся шире – на три стороны от деревни, оставив четвертую для реки" [12; 128]. Но по-настоящему связать образы героев с определенными картинами природы практически невозможно: герои все свободное время сидят в бане и пьют вино, совершая только вылазки за закуской. По мнению автора человек может наслаждаться красотой природы только будучи в трезвом состоянии; а чудеса природы, мироздания, в свою очередь, откроются только тем, кто сохранил свежесть мысли, чувств.
По результатам анализа различных произведений В.Г. Распутина можно заключить, что автор наделяет какой – то связью с природой только тех персонажей, которые действительно достойны внимания, которые являются личностями (даже если их человеческие качества далеко не положительны).
В повести "Последний срок" такой связи лишены несколько героев. Это легко объяснить. Например, у Варвары, старшей дочери старухи, нет никаких духовных интересов, кроме того, где бы узнать толкование сна о пельменях с начинкой из грязи. После внимательного прочтения повести кажется, что Варвара, несмотря на свою жалостливость и умение выть и причитать, не умеет никого жалеть, просто не может чувствовать. Ее душа не ассоциируется у читателя ни с бурной рекой, ни с тихим лесом. Как на фотографии, так и в жизни, Варвара абсолютно на все смотрит стеклянными испуганными глазами.
Нельзя не обратить внимание на персонаж, которому автор, как и главной героине, по-настоящему симпатизирует - Надя, жена Михаила. С помощью образа Нади Распутин раскрывает образы и других персонажей (Например, это образ Люси в эпизоде с грязными простынями: именно через смущение Нади писатель обращает внимание читателя на бесцеремонность Люси, ее неумение считаться с другими, показную заботливость о матери). Автор делает Надю практически бессловесным персонажем; она обращает на себя внимание только в эпизоде с рыжиками; сама героиня кажется простой, бесхитростной как рыжики, которые она предлагает гостям.
Автор использует ассоциативные связи с природой не только как средство характеристики героев, но и как способ создания особого настроения, в помощь правильному восприятию текста читателем. В некоторых случаях состояние природы отражает состояние человеческих душ. Подтвердим это примером из текста: "В последние годы лето и осень как бы поменялись местами: в июне льют дожди, а потом до самого Покрова стоит красное ведро, которое и хорошо, что ведро, да плохо, что не в свое время... Погода и та стала путаться, как выжившая из ума старуха, забывать, что за чем идет" [12; 124]. В природе все перепуталось; среди людей тоже происходит что-то странное (дети забывают родителей, родные места; рядом с близкими людьми им неуютно; дети главной героини, встретившись после долгой разлуки, не знают о чем говорить друг с другом, как себя вести).
Иногда случается, что с оживлением природы "оживает" и человек. Бывает и наоборот. Автор считает, что после того, как главная героиня вернулась к жизни, природная стихия тоже приходит в оживленное, гармоничное состояние: "День начинался с охотой, воздух был в солнце и веселил простор над деревней, не скрадывая, показывал его весь, до самого конца. Река искрилась, лес за рекой, поднимающийся по горе вверх, казался ближе, чем он есть, но его не по времени яркую зелень притушило солнцем. Повсюду было тихое спокойное сияние, и только в деревне одиноко чернели тени, но их, словно боясь запнуться, обходили даже собаки" [12; 161].
Таким образом, по вышеперечисленным критериям можно выделить следующие ассоциативные ряды образа природы.
б) Илья и Михаил (пока герои еще трезвы): теплота, спокойствие, радостные чувства (гордость за мать, за ее выздоровление).
3) Картины природы, не связанные напрямую ни с кем из героев: странность, "перепутанность"; оживление, яркость, тихое спокойное сияние. "Тихое спокойное сияние" - своеобразный оксюморон, который используется писателем не только в этом произведении, но и проходит через все творчество Распутина. Для автора природа в целом – нечто прекрасное, но ее прелесть заключается не столько в яркости, богатстве красок, а именно в мягком, как бы приглушенном, естественном блеске. Получается, что и человек, по мнению писателя, должен не выставлять напоказ свои достоинства, а находить им достойное применение, делать свои лучшие качества полезными не только для себя, но и для окружающих. Проанализировав произведение Распутина, можно сделать следующие выводы: вопросы взаимосвязи человека с окружающей природой для В. Распутина всегда были приоритетными (Как в раннем, так и в зрелом творчестве); один из важнейших истоков русского национального характера - его неразрывная связь с землёй, с почвой народной жизни;
В. Г. Распутин убежден в том, что природа одухотворена и тем самым способствует обращению человека к собственным духовным тайнам (что соответствует традициям XIX века, в частности, традиции Ф. Тютчева).
Образ природы в повести "Прощание с Матерой" целесообразно рассматривать, характеризуя следующие моменты: 1)деревня глазами людей и глазами Хозяина острова; 2)Хозяин острова как часть природы; 3) вода как источник жизни и как причина гибели острова и деревни (противоречивость значения); 4) "царский листвень" - символ жизни острова.
Природа родной деревни, родного острова глазами живущих на нем людей выражается следующими смысловыми единицами:
- последняя весна
- последнее лето
- лед - грохот, страсть
- шум воды
- подрубленное дерево
- утюг - форма острова (есть место для всего)
- болотце, пашня, лес
- земля - теплое парение
- нарастание лета
- старое дерево
- жаркое течение
- запылавший (от цвета) берег
Старое дерево - своеобразная метафора; старое дерево - это человек, который подобен матерому растению, которое нельзя пересаживать на другую землю - он там не приживется. Матера тоже ассоциируется с деревом, только уже подрубленным, которому жить осталось недолго. Тем не менее, жизнь на острове пока продолжается:
- голосят петухи
- ревут коровы
- трезвонят собаки
- хлеба?, "картошка", "моркошка"
- нахальная крапива
- "красное лето"
- поднимались хлеба и травы
- вытягивались корни
- отрастали листья
- клонились к воде кусты
"Своя Матера" противопоставляется дальним, чужим берегам, "своя Ангара"-это ее спокойный и близкий левый рукав. Из всего этого следует, что Матера - место с щедрой, благосклонной к людям природой. Не удивительно, что у Матеры есть Хозяин:
- маленький
- чуть больше кошки
- "ни собаке, ни кошке не дано его почуять"
Свои владения он представляет так:
На первый взгляд, перед нами предстает вполне обыденная картина спящей деревни. Но с точки зрения Хозяина все здесь является живым, одухотворенным. Автор не наделяет Хозяина способностью говорить (Хозяин - это бессловесное животное, часть дикой природы). Но это существо неотделимо от острова, оно готово погибнуть вместе с ним (в самом конце слышится прощальный вой Хозяина, не собирающегося покидать родную землю перед затоплением).
Вода встречается нам еще в мифах о сотворении мира, являясь источником всякой жизни. Но в тех же мифах она представлена как элемент "растворения и утопления" [18; 42]. Так, всемирный потоп нередко сменяли сотворение мира, уничтожая все, что неугодно богам. В качестве элементарной силы природы она имеет двойственное значение: 1 - несет плодородие, 2 - таит угрозу гибели. Обычно водоворот олицетворяет трудности, перевороты, реки со спокойным течением - плавно текущую жизнь. Заводи, трясины рассматривались во многих культурах как места, где обитают духи природы.
Вода как часть природы имеет в повести два основных значения. 1) Животворящая сила, 2) Причина гибели острова. Рассмотрим данные значения.
Вода реализуется и через такие ключевые слова, как ДОЖДЬ, ТУЧИ. Первое семантическое поле слова ДОЖДЬ выглядит следующим образом:
Другими словами, дождь задолго до затопления острова представляется жителям "манной небесной" [10; 352]. Во время такого дождя пахнет травами, лесом, деревом постройки, жильем, огуречной ботвой, скотиной, старым углем, "каждый кустик веет дыханием". Дождь может оживлять все вокруг до такой степени, что жители на время будто забывают, что скоро их родную землю ждет гибель, делают заготовки на зиму. Но в то же время все понимают, что эта работа на родной земле - последняя. И, не дождавшись окончания работы, снова идет дождь, только теперь он обладает совсем другими характеристиками:
- мелкий
- гнилой
- мокрень
В это время в небе все серо и размыто, серо и мглисто в домах; если выходит солнце, то его свет слабый и скошенный. Природа будто свидетельствует, что все на острове сейчас происходит в последний раз: тучи стали "сморенными", растаяли как льдины, небо "освободилось", "отцветало", было тяжелым, "мякотным", выглядело красиво и жутко. Этим выражением - "красиво и жутко" - можно охарактеризовать то, что происходило на острове в последнем месяце перед затоплением (август - "поспень"): птицы заиграли, заносились, небо закружилось над землей, налилась и загустела зелень, ярко и "блескуче" горели звезды, лес стал будто промытым сумерками, урожай получился не просто богатым, а "дурным" [10; 357].
Символ Матеры - не только Хозяин, но и так называемый царский листвень. Семантическое поле этого выражения можно представить в виде следующих ассоциаций и метафор:
- одинокий
- пастух
- им крепится остров к речному дну
- хвоя, шишки
- неохватный ствол
- зверь
- железный
- под броней
- невредимый
- спокойный
- величественный
- не признает другой силы, кроме своей
- "не дерево"
- выстоявший
- непокорный
- "принимал" жертвоприношения
- "Пашин сук"
Можно заключить, что царский листвень - нечто живое, сверъестественное, соотносящееся с божеством. С ним связаны многие таинственные истории; считается, что пока стоит листвень, будет стоять и остров. Люди не смогли уничтожить листвень, поэтому остается надежда, что Матера будет жить, хотя бы в сердцах своих людей.
В повести нашло описание и такого природного явления, как туман:
- заморосил
- забусил
- "не мокренью, а испотью"
- сплошная стена
- серое месиво
- темь
- сгинь (сущ.)
- студень, загустевшая масса
- трясина
- топит голос
- кромешная тьма
Туман в культуре символизирует так называемую "серую зону" [18; 223]. В лирике восточноазиатских народов туман часто символизирует осень, тревожные настроения (в произведении "Прощание с Матерой" затопление острова, туман, связанная с ними тревога также ассоциируются с наступлением осени). В европейских сказках туман символизирует "сокрытость для человека грядущего и потустороннего, которая может быть прорвана светом (озарением)" [18; 224]. В "Прощании с Матерой" всеобъемлющий туман разрывается лишь посторонними звуками (прощальный вой Хозяина), даже распахнутая дверь характеризуется как "разверстая пустота" [10; 351].
Нельзя не обратиться к рассмотрению рассказа "Уроки французского", где видится противопоставление мира деревни и города. Это противопоставление возможно проследить на примере концептуальных метафор "город" и "деревня". "Деревня" в сознании героя ассоциируется с родной рекой, ее чистой водой; он знает, что пребывание в деревне означает сытость, благополучие для человека: "в Ангаре ходила рыба", "в лесу летала птица" [11; 183]. Город для одиннадцатилетнего мальчика - это чужая земля, где живут чужие люди. Даже место, где собираются дети, выглядит так:
- холм
- черная крапива
- ядовитые семена
- свалка
Занятие для этого места соответствующее - игра на деньги.
Состояние природы напрямую передает состояние души героя. Пока в его жизни все более или менее ровно, окружающий мир кажется ему дружелюбным: «теплая и сухая осень», летнее небо осенью, дурманящий запах сухой полыни, «редкие дожди», «сморенная, но живая и мягкая трава», окружающий мир кажется ему дружелюбным, жизнь в деревне означает сытость, благополучие. Когда главный герой, сталкиваясь с недружелюбностью окружающих, оказывается избитым, та же трава, на которую он падает, кажется ему жесткой и сухой.
В финале произведения герой получает посылку от своей бывшей учительницы, находит там три красных яблока. В культуре вообще красные яблоки обычно ассоциируются с искушением, грехопадением первых людей, изгнанием из рая. В рассказе эта метафора носит совершенно иной смысловую направленность. Красные яблоки для героя олицетворяют доброту, щедрость, урок жизни, который преподала ему учительница. Он никогда им ранее не видел, как не видел до этого и доброты от постороннего человека.
В повести "Живи и помни" образ природы представлен полнее и подробнее. Последняя военная зима - "сиротская", лес мертвый, "снег заскрип и покрошился", воздух жесток и ломок [12; 324]. Родная Андрею Гуськову Атамановка противопоставляется Каменному острову, на котором он вынужден скрываться.
Атамановка:
- богатые поля, угодья
- охота, рыбалка, любой промысел
- богатый берег: ягодный, травный, грибной
- горы, елань, пу'стошь
Каменный остров:
- лесистый мыс
- чужой
- неуютный
- обрывистые берега
- камень, лиственницы, пещеры
Значение слова "человек" для автора раскрывается посредством следующих метафор:
- "маленькая несчастная зверюшка"
- леший
- оборотень
- волк
- "курица в курятнике"
- "как крот"
- "как коряга"
Со "зверюшкой" и "курицей" автор сопоставляет Настену, а с остальными "нечеловеческими" определениями - Андрея. Настена разделяет грех своего мужа, на ее долю приходится гораздо большая часть трудностей. Леший, оборотень, волк, крот в народной культуре характеризуются как нечто неприятное, чуждое верующему человеку, несущее с собой грехи, горе, разрушение для всего живого. Коряга - предмет, относящийся к неодушевленному миру. Поэтому человек, принесший (пусть и невольно) такое количество горя окружающим, ассоциируется автором с вышеперечисленными творениями.
Водная, воздушная стихии в произведении вначале как бы смешиваются, помогая главной героине добраться незамеченной до заветного зимовья: "замело, запуржило", "снег мокрый, липкий", "клящая пурга", "шипение снега", "голые льдины", "брызги снега", "южный ветер", "парная синь", "белесые полосы", "лед зеленый, стекольный, ненадежный", болезненно посиневший [12; 340 - 362]. Но если присмотреться к лесу, то каждое движение в нем выдает приближение весны: нагота берез, свист бурундука, "безголосые, натужные" ручьи.
С приходом настоящей весны и окончанием войны все вокруг меняется. Как можно заключить, в целом картина бытия выглядит довольно жизнерадостной, от этого человеку, у которого есть на душе грех, становится еще тяжелее. Данные слова в отрыве от контекста носят нейтральную окраску, и лишь в глазах человека, у которого на душе есть грех (или нечто, мучающее душу), окружающая природа предстает чем-то подозрительным, ненадежным, скрывающим некие тайны. Главные герои замечают, как все расцвело вокруг, но им кажется, что наслаждаться этой прелестью, тем более радоваться победе они не имеют права, поэтому все вокруг для них - размытое, ненадежное [12; 430].
Состояние главной героини незадолго до гибели можно охарактеризовать такими словами, как "тяжесть", "безысходность". Река видится ей серо – стальной, тусклой, остров в ее глазах размыт, кажется грязным пятном, тяжелое небо также размыто; ночь "жутковатая, морошная, глухая, темная", в воздухе висит "плотная, злая хмурь". Плеск воды кажется обманчиво приветливым: "чистый, ласковый, подталкивающий", как "десятки, сотни, тысячи колокольчиков" [12; 491-495].
Повесть "Деньги для Марии" представляет собой еще один образец реализации образа природы посредством концептуальных метафор и метафорических выражений. Главных героев мучает тревога о будущем, вся природа вокруг. Весь мир также наполнены тревогой. Обычный осенний ветер кажутся спутниками этой тревоги и вообще негативных событий в жизни людей.
События, описываемые в произведении, происходят поздней осенью. Люди ждут снега как чего-то успокаивающего, очищающего душу. Поэтому это природное явление воспринимается ими "как благодать". Но место снега занимает сильный ветер:
- порыв ветра = удар
- "все качается, стонет, гремит"
- дует в лоб
- бьет
- несет листья, камешки
- "ветер в лесу, ветер в поле, ветер в деревне"
- "кутерьма"
- вой ветра + вой мотора = "вой и все"
Таким образом, ветер и все сопутствующие ему явления можно передать словами "тревожность", "неуверенность", "страх".
Поздняя осень - это и время уборки урожая, время праздников. Одним словом это время можно охарактеризовать как "межсезонье":
- конец страды
- ожидание зимы
- ожидание праздников
Иными словами, в сознании людей, которые работают "на земле", зима ассоциируется с праздниками, отдыхом, душевным и физическим (эта ассоциация происходит из древности). Но в жизни главных героев так совпало, что с приходом горя, опасности в семью, задержался приход зимы; поэтому они воспринимают будущий снег как нечто спасительное, то, что подскажет им выход из сложившейся ситуации.
Солнце кажется главному герою не огромной звездой, не всеобщим светилом, а пятном, "легким и тонким, как высохший лист" [12; 88].
Интересно проследить отношение городских жителей к деревне в целом. Они сравнивают ее с туберкулезным больным, которому ввиду своего привилегированного положения выгодно не лечиться. Подобное мнение можно оспорить хотя бы тем, что деревня с древних времен считается символом здоровья, чистоты духовной и физической, кроме того, в истории имеется немало примеров, когда большие города вели паразитирующий образ жизни за счет сельской местности.
Главный герой все же дождался выпадения снега:
- большие, лохматые хлопья
- белая земля
- мягкая, неземная тишина
- к добру
- надежда на чудо
- "валит и валит"
- падает на плечи, на голову
- застилает глаза
- мешает идти
Таким образом, снегопад выступает и как нечто противоречивое. С одной стороны он - "надежда на чудо", с другой - "помеха" этому же чуду, даже не только и не столько помеха, сколько предупреждение, что близкие по крови люди часто не так добры, какими могли бы быть (главного героя посещают сомнения относительно того, хорошо ли примет его родной брат, даст ли денег взаймы на спасение жены). В рассматриваемом произведении немалую роль играют обобщенные образы домашних животных. К описанию домашней кошки автор прибегает только один раз ("выгнула спину", "точит когти", подходит к хозяину, "жмется к ногам"). Создается впечатление, что кошка чувствует тревогу людей, словно предвидит какую-то беду. Также в произведении несколько раз встречается упоминание коровы как источника пищи, благополучия (корову "надо оставить на последний случай", "свое молоко и мясо", "хорошая, сытная еда"). Но чаще всего в тексте встречается упоминание собак:
Можно отметить, что собаки в повести не имеют кличек, олицетворяют собой состояние испуганного, затравленного человека. Они не представляют собой опасности, зато сами разбегаются, когда становятся невольными свидетелями выяснения человеческих отношений. Главному герою кажется, что с помощью окружающих его долг должен быть таким же, как "нестрашное гавканье" собак [12; 72].
Заключение
Образ природы в творчестве В Г. Распутина представлен следующими смысловыми единицами: вода, земля, дерево, небо, живые существа. В ходе анализа текстов "Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Последний срок", "Деньги для Марии", "Уроки французского" нам удалось выявить основные концептуальные метафоры, связанные с концептом "природа".
- Писатель использует ассоциативные связи с природой не только как средство характеристики героев, но и как способ создания особого настроения, в помощь правильному восприятию текста читателем. Во многих случаях состояние природы отражает состояние человеческих душ.
- С каждым героем у автора ассоциируется и определенный пейзаж, и даже погода в какой-либо день. е) Автор наделяет какой-то связью с природой только тех персонажей, которые действительно достойны внимания, которые являются личностями (даже если их человеческие качества далеко не положительны).
Список литературы
Теоретические источники.
Агеносов, В.В. Живи и помни: повести Валентина Распутина / В.В. Агеносов. Литература народов России ХIХ-ХХ веков. М. 1995. - С. 247-257.ил.
Вуколов, Л.И. Никто не проживет твоей жизни вместо тебя : о повестях Валентина Распутина / Л.И. Вуколов. М ., 1992. -С. 17-60.
Гришенкова, Т.Ф. Влияние русской классики на творчество В. Распутина: возможности интерпретации // Т.Ф. Гришенкова. Наука и образование 21 века: сб. тез. докл. Второй окр. конф. молодых учен. ХМАО. - Сургут, 2001. - Ч. 1. - С. 117-119.
Гришенкова, Т.Ф. Изображение народного характера в повести В.Г. Распутина "Живи и помни" // Творческая индивидуальность писателя : сб. науч. ст. - Сургут, 2004. - Выпуск 2. - (в печати).
Игнатьева, А.В. Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина // Тюмень, 2008.
Коровина, В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ В.Я. Коровина. М., "Просвещение", 2006.
Маранцман, В.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы/ В.Г. Маранцман. М., "Просвещение", 2006.
Петишева, В.А. Функции пейзажа в русской классике // В.А. Петишева. Русская словесность. 2007.- № 5. с. 15-22.
Райкова, И.Н., Кременцов, Л.П. В.Г. Распутин// И.Н. Райкова, Л.П. Кременцов. Русская литература 20 века: в 2 - х т. - Т. 2:1940-1990-е годы. М., 2003.
Художественная литература.
Распутин, В.Г. Прощание с Матерой/ В.Г. Распутин. Собр. Соч.: в 3-х т. -Т.2 .- М., 1994.- с. 351-352.
Распутин, В.Г. Уроки французского/ В.Г. Распутин. Собр. Соч.: в 3-х т. -Т.2 .- М., 1994.- с. 351-352
Распутин, В.Г. Живи и помни/ В.Г. Распутин. Повести. - М., 1993. - 496 с.
Распутин, В. В одном сибирском городе: рассказы// В. Распутин. Роман-газета. 1995.-N 17. С. 1-44.
Распутин, В. Отчие пределы: рассказы/ В. Распутин. М., 1997. С. 88-97.
Распутин, В.Г. Пожар: повести/ В.Г. Распутин. М., 1990. 236 с.
Распутин, В.Г. Последний срок; Прощание с Матерой; Пожар: повести/ В.Г. Распутин.М.,1991. 399 с.
Распутин, В.Г. Уроки французского : рассказы / В.Г. Распутин. Ставрополь, 1986. - 62 с.
Словари.
Бидерманн, Г. Энциклопедия символов./ Г. Бидерманн. М., 1996. 335 с.
Тураев, С.В. Литература. Справочные материалы/ С.В. Тураев. М., 1989. 335с.