Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово»
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, разработана в соответствии с рекомендациями «Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011).
Программа разработана на 7 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
Книга - самое большое чудо, созданное руками и разумом человека. Феномен ее связан с тем, что именно она материализует, обобщая и суммируя все то, что мы называем культурой. Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький - все они олицетворяют культуру нашего народа. Соединяя прошлое, настоящее и будущее в истории той или иной нации, книга передает от одного поколения другому все ценное, что накоплено каждым из них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово» »
Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № от
Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши
Протокол № от
Введена в действие
приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши
Приказ № от
Рабочая программа
внутрипредметного образовательного модуля по литературе.
«Живое слово», 5 "В" класс (2-четверть).
Составитель:
Л.Е. Ивлева - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №25 с УИОП
Россошь 2014
1.Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, разработана в соответствии с рекомендациями «Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011).
Программа разработана на 7 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
Книга - самое большое чудо, созданное руками и разумом человека. Феномен ее связан с тем, что именно она материализует, обобщая и суммируя все то, что мы называем культурой. Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький - все они олицетворяют культуру нашего народа. Соединяя прошлое, настоящее и будущее в истории той или иной нации, книга передает от одного поколения другому все ценное, что накоплено каждым из них.
В России литература всегда была больше, чем просто беллетристика. На разных этапах истории она являлась трибуной общественного мнения, подлинной совестью народа, отражая его идеалы, стремления, помыслы. Ныне книга живет и развивается в новых чрезвычайно новых условиях. Она испытывает огромное давление научно - технического прогресса. Кино, радио, телевидение занимают все большее место в жизни общества. Они всерьез ограничили сферу влияния книги, потеснили ее роль важнейшего источника знаний. Сегодня в стране сформировалось целое поколение «телевизионных» и «интернет» пап и мам, которые обходятся без чтения. Поэтому школа должна серьезно работать над изъянами в воспитании бережного отношения и интереса к книге в семье и школе. Книга остается важнейшим средством воспитания культуры, формирования эмоциональной, творческой и образованной личности.
Таким образом, программа модуля «Живое слово» направлена на формирование читательской компетентности в целом. Особенностью программы является усиление связи произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки. Эта связь обеспечивается включением раздела «Проект», помещённого в учебник, и прослушиванием рекомендуемых учебником произведений в разделе «Фонохрестоматия».
Знакомясь с идейным содержанием литературного произведения, ученик ближе знакомится с ценностями человеческой цивилизации и пытается определить свое место в современном мире.
Цель:
развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
воспитание эстетического отношения к искусству;
обогащение нравственного опыта школьников.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Формы проведения занятий
беседа;
практическая работа;
коллективные и индивидуальные исследования;
самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
2.Календарно-тематическое планирование модуля
№
п\п
Раздел
/Тема
Кол-
во
часов
Содержание
темы
Обучение детей с ОВЗ
Вид
контроля
Оборудование
Планируемые
результаты
Дата
План
Факт
1
"Путешествие в страну загадок"
1
Актуализация знаний о малых жанрах фольклора.
Подбор загадок о Родине.
Организация совместной учебной деятельности
Словарь В.Даля, компьютер мультимедийный проектор.
Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни и красиво оформить свое произведение.
2
"Путешествие в страну пословиц и поговорок"
1
Актуализация знаний о малых жанрах фольклора
Подбор пословиц и поговорок о земле и воде
Творческая работа.
Словарь В.Даля, компьютер мультимедийный проектор.
Объяснение происхождения и форм бытования ,и развитие двух основных ветвей словесного искусства-фольклорной и литературной.
3
"Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной "
1
Повторение сведений о сказках. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. сказок: бытовые, волшебные, о животных.
Чтение и пересказ народной сказки на выбор.
Творческая работа.
Сборник русских сказок, компьютер, мультимедийный проектор.
Выписать из сказки примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов и подготовиться сказывать сказку с использованием этих композиционных элементов
4
"Почему я люблю читать народные сказки"
1
Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Фантастика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.
Рисунки к любимой сказке
Коллективный диалог о роли сказочных элементов и языке сказок.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определения их роли в сказке. Презентация и защита собственных иллюстраций к народной сказке.
5
"Истоки рождения сюжета сказки, "бродячие сюжеты"
1
Сопоставительный анализ сказок А.С.Пушкина и фольклорных сказок.
Из прочитанной сказки привести примеры зачина, концовки, присказки
Организация совместной учебной деятельности
Компьютер, мультимедийный проектор.
Вспомнить похожие сюжеты русских народных и зарубежных сказок. Их отличия. Почему в фольклоре существуют варианты одной и той же сказки. Защита проекта. "Иллюстрации разных художников к одним и тем же сказкам"
6
"Создание волшебной сказки"
1
Показ созданной учителем презентации с изображением сказителей и звукозаписями сказок в их исполнении
Письменный ответ на проблемный вопрос
Викторина. Защита ученических проектов.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет
7
"Художники- иллюстраторы сказок"
1
Показ презентаций "Художники-иллюстраторы сказок"
Иллюстрации к сказке (подбор)
Творческая работа
Компьютер, мультимедийный проектор.
Создание электронного альбома "Художники-иллюстраторы сказок"или принести иллюстрированные издания сказок и подготовить рассказ о понравившихся иллюстрациях
3.Планируемые результаты.
Личностные результаты
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
• умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• написание творческих работ на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
4.Планируемые результаты:
сочиняем или собираем загадки. пословицы, поговорки на определенную тематику:
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,
защита проекта по разделу "Устное народное творчество"("Забытые временем и людьми")
краткосрочный проект "Сказка в дом приходит к нам"
сочинение сказки-попытка творчества подружиться со словом, придумать свой мир, населить его героями