Стадия осмысления. Г 1. Беседа по произведению - Хотя картина не иллюстрация к рассказу, на ней можно увидеть главных героев. - кто является главными героями рассказа? (Человек-сеятель-творец, Земля, в которую падают семена, солнце, иссушающее землю. Нет деревьев и дождя.) Учащиеся определяют круг главных героев, деталей рассказа ( человек, почва, деревья, дождь, солнце) - Как они связаны между собой? ( Они взаимодействуют друг с другом. Почва без человека не может родить деревья, травы, а человек без кислорода погибает. Дождь, солнце могут быть и помощниками, и врагами растений; без них ничего не взойдёт, не вырастет, но их избыток может всё погубить.) - Кому принадлежит ведущая роль? И Учащиеся будут давать характеристику главным и второстепенным персонажам рассказа, обращая внимание на детали, которые раскрывают внутреннее состояние героя. Для этого они выполнят задания: - прочитайте отрывок со строк: «Это началось тридцать дней назад…» до «…лег и, счастливый, заснул», обсудите, что больше всего поражает в этом отрывке; - найдите другие отрывки, в которых показаны чувства героя; - выпишите цитаты, которые помогают читателю понять внутренне состояние героев. 7-8 минут, чтобы они нашли цитаты из текста для подтверждения своих мыслей. Г Объединение в группы (вытягивают карточки с рисунками почвы, солнца, дождя, деревьев, Марса) Давайте посмотрим, как главные герои показаны в рассказе? 2.Характеристика персонажей рассказа: 1группа - почва Марса Как марсианская почва описывается в рассказе? Какая она – живая, мёртвая? 2группа- Солнце Образ солнца дан в рассказе только отдельными штрихами. Какие детали помогают нам почувствовать его иссушающий жар? 3группа- Дождь С каким чувством описывается дождь? Почему он кажется живым? Почему он назван «волшебным элексиром»? 4группа- Деревья Что Бенджемина Дрисколла восхищает в деревьях? Какова роль деревьев и растений в жизни человека? 5группа- Дрисколл Проанализировать разные эпизоды, чтобы дать более подробную характеристику герою. Ф Критерии оценивания: -дает характеристику персонажам, деталям произведения, подбирая цитаты из текста; - дает оценку поведению, поступкам героя/ев; -демонстрирует понимание действий персонажей и их мотивацию; В конце этого этапа спикер представляет мнение своей группы. F – взаимооценка- Комментарии учителя. 3. Учитель читает стихотворение Ильи Сельвинского «Какое сложное явление - дерево» и предлагает подумать, в чем оно перекликается с рассказом Р. Брэдбери. Учащиеся должны прийти к выводу об идейном и тематическом единстве произведений. Учитель может задавать вопросы, чтобы привести к правильному выводу о том, что рассказ выражает надежду на наступление «зеленого утра» для человечества, потому что в человеке велика потребность делать добро, и он обладает стойкой готовностью бороться с невзгодами. Г Дифференциация Деление на группы. В каждой группе должен быть лидер, умеющий распределять задания, управлять деятельностью группы. Учитель раздает учащимся смайлики разной формы. Учащиеся делятся на группы по одинаковым смайликам, образуются группы. Задание: 1. ответив на вопросы, сформулируйте и запишите тему и идею рассказа. 2. Представьте утро глазами поселенцев Марса и придумайте реплики, которыми они могли обмениваться. Исследовательская работа Задание для 1-ой группы: Учащиеся в группах ответят на вопросы: Что Бенджемина Дрисколла восхищает в деревьях? Найдите строчки, которые можно назвать гимном дереву. Задумывались ли вы прежде о том, какова роль деревьев и растений в жизни человека? Обращали ли вы внимание на красоту деревьев? Придумайте реплики, которыми будут обмениваться люди, любуясь зелёным утром. Задание для 2-ой группы: 1. Как вы думаете, герой рассказа посадил только деревья? Посеял только травы? 2. Что он подарил людям вместе с ними? 3.Придумайте реплики, которыми будут обмениваться люди, любуясь зелёным утром. Задание для 3-ой группы: 1. Как автор относится к героям произведения? Докажите свою мысль. 2. Что подсказало автору эти фантастические картины, что обеспокоило его на Земле? 3. Почему он перенес действие рассказа на Марс? Придумайте реплики, которыми будут обмениваться люди, любуясь зелёным утром Задание для 4-ой группы: В чём смысл рассказа «Зелёное утро»? Какова тема и основная мысль произведения? С какими произведениями, прочитанными вами ранее, вы могли бы его поставить рядом? Что у них общего? Учитель может предложить учащимся поразмышлять о том, что объединяет произведения о природе разных авторов. Учитель может заранее попросить учащихся вспомнить произведения, в которых затрагивается проблема взаимоотношений человека и природы. Ф Критерии оценивания: - отвечают на вопросы; - формулируют тему, - формулируют идею; Выступление групп: учитель раздает группам листы оценивания. Ф Комментарии и оценки одноклассников. П 3. Сравнение рассказа с картиной Винсента Ван Гога «Сеятель на закате солнца» До урока учащиеся прочитали «Притчу о сеятеле», чтобы им было легче сравнивать картину с рассказом. П - Найдите созвучие между картиной и рассказом. В чём оно? (Человек-сеятель, ожидание урожая, Земля кажется бесплодной и мёртвой, но человек способен оживить её и заставить расцвести свежими травами и цветами) |