Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по Васюткиным тропинкам"»
Урок-игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Путешествие по Васюткиным тропинкам
Цель: Пробудить интерес к личности писателя,к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; развивать творческие способности учащихся, универсальные учебные действия.
Задачи:
Учить вдумчиво и внимательно читать текст,определять идею рассказа.
Воспитывать любовь к родному краю, к природе и языку.
Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности.
Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Уметь понимать тему, идею литературного произведения;
Уметь пересказывать фрагменты текста, отвечать на вопросы.
Метапредметные:
Форма урока: работа в командах («Таежники», «Следопыты»): работа в парах («Литературоведы», «Биологи», «Географы», «Исследователи»).
1. Орг. момент. Мотивация к деятельности.
Слайд2
На слайде предложения:
…от затесей далеко не отходи – сгинешь.
…идешь в лес – бери еду, бери спички.
Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.
Из какого произведения эти предложения.? Каков их смысл? (это заповеди, по которым учили жить Васютку родители)
Слайд 3
Правильно, ребята! Именно об этом рассказе известного во всем мире сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева мы будем сегодня говорить. В.П.Астафьев имеет две государственные премии СССР и 3 государственные премии России.
Слайд 4
Урок-игра по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»
Путешествие по Васюткиным тропинкам
ПРИРОДА – НЕ ТОЛЬКО
ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, ОНА
И ВОСПИТАТЕЛЬ ДУШИ.
В.П.АСТАФЬЕВ
Как эти слова связаны с рассказом «Васюткино озеро»?
Вывод:
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям
Слайд 5,6
Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы к нашему уроку. О чем вы могли бы порассуждать.
Слайд 7-9
Русский художник Василий Иванович Суриков тоже родился в Красноярске. Он изображал сибирскую природу на своих полотнах, посвятил изображению природы многочисленные этюды, карандашные наброски и рисунки. Художник стремился воссоздать на своих картинах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор…»
Рассматриваем с детьми репродукции картин Сурикова «Енисей», « Енисей у Красноярска». Учитель комментирует: «Енисей – могучий , неистовый богатырь, катит свои невысокие валы вдаль, кажется, тесно ему в своих берегах».
Слайд 10
Прочитайте описание тайги и Енисея в рассказе В.П.Астафьева. подумайте, что объединяет произведения художника и писателя?
(Объединяющее начало-ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся рядом).
Ребята,мы совершим путешествие в мир, созданный воображением писателя, обобщим все, что узнали, каждый из Вас определит, насколько он хорошо знает текст и героев рассказа.
В путешествие по тропинкам Васютки отправятся две команды:
« Таежники» и «Следопыты», оценивать ваши старания будет жюри. Капитаны, получите маршрутные листы, в них вы будете ставить баллы, полученные командой. В конце путешествия определим команду-победителя. В путь!
1 Блиц-турнир «Ромашка»: на лепестках вопросы ромашки вопросы, на которые надо отвечать коротко, быстро, четко и правильно.
Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
Что свидетельствует о близости реки в тайге?
Что предвещает вечером смену погоды?
Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
Почему у бригады рыбаков, по мнению дедушки Афанасия, рыба не ловилась?
Что у Васютки было с собой, когда он заблудился?
Кого испугался ночью в лесу Васютка?
Как Васютка сумел заблудиться в лесу?
Что сибирские охотники называли «драгоценным припасом»?
Какой рацион питания был у Васютки, когда он блуждал по тайге?
Кто доставил Васютку до родных мест?
Какие чувства испытывает Васютка, когда осознал, что заблудился?
Ответы:
1.Голая сторона у ели-значит, в ту сторону север, где ветвей больше –юг
2.Лиственный лес растет вдоль реки.
3. Огненно-красный закат, кровянистое небо, середина озеро напоминает раскаленную сковородку ( ветер, дождь); звезды, месяц на небе: «Вызвездило- к холоду!»
4. Мешок завязать и повесить на сук.
5. Нету нам нынче фарту! Оскудел, батюшкоЕнисеюшко. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.
6. Спички, краюшка хлеба, ружье.
7.Огромный пень-выворотень.
8. Увидел глухаря, подстрелил его, побежал за раненой птицей, потеря затеси.
12.Сердце сжалось, на лбу выступила испарина, страх начал давить сильнее, увидел муху в паутине, оцепенение, отчаяние его охватило.
Получают задания ", читают их, разрабатывают план действий и реализовывают его. (Задания в конвертах, дети работают в парах).
Станция «Литературоведческая»
Определить, какие художественные средства использует автор?
Слайд 11-задания, 12-ответы.
1. «Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать»
2. « шум ветра в вершинах бородатых елей»
3. «Тайга тянулась во все стороны, молчаливая, равнодушная»
4. «Показался маленький, похожий на ноготок, месяц»
5. «голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох»
Станция «Биологическая»
Составьте связный текст:
1 команда: Расскажите, с какими животными, птицами и растениями встретился Васютка в тайге?
2. Команда: Какие реки и озера встретил Васютка, какая в них водится рыба?
Станция « Географическая»
Ребята представляют схематично маршрут Васютки в соответствии с заданием:
Задание для 1 команды:
Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от избушки до ночевки на озере;
ОТВЕТ: Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере.
Задание для 2 команды:
Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от пробуждения на озере до возвращения туда с отцом.
Ответ: Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес – выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро.
Станция «Театральная»
Слайд 21
Устное словесное рисование одного из эпизодов:
1. Охота на глухаря
2. Ночевка в лесу
3. Встреча с лесным озером
4. Наконец-то Енисей!
5. Васютка дома
Ребята, для подведения итогов путешествия сдайте маршрутные листы жюри.
Слайд 22 «Подумайте»
В чем заключается главная мысль рассказа?
Почему автор так назвал свой рассказ?
Какие уроки дает природа герою и читателю?
Чему научило вас это произведение?
На 3 вопрос отвечают исследователи.
Вывод: Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. (Имя ласковое, доброе, чувствуется особое отношение автора к герою). Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым выйти из отчаяния.
Васютка понял, что человек должен уметь ценить жизнь, родных и близких людей, быть настойчивым в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы. Автор показал, что необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край автор. Нужно изучать и знать природу, уметь ориентироваться, знать повадки животных.
Мальчик сделал свое маленькое открытие, и писатель пишет, что на земле много еще не открытых мест, так что и у вас, ребята, есть возможность в жизни сделать важное открытие.
Слайд 23-25 – иллюстрации ребят к рассказу.
Слайд 26 - Рефлексия.
Слайд 27-домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «Над чем заставил вас поразмышлять рассказ В.П.Астафьева?»
Жюри объявляет итоги путешествия, определяет лучшую команду и вручает грамоту лучшему знатоку рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Приложение 1
Задание исследователям:
Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге?
Уроки тайги
Подобрать цитаты
Примерные ответы:
Уроки тайги
Подобрать цитаты
Основательно готовиться к походу в тайгу
«Таков старинный порядок :идешь в лес-бери еду,бери спички»
«Эх дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу!Что стоило горсточку в карман сыпануть»
Обозначать особыми приметами дорогу
«Наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди, собьют каблуками мох с валежин,притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка.»
Не тратить попусту порох и дробь
Трепет перед драгоценным «припасом» 9 так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду»
Знать повадки зверей и птиц
Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка
Бережно относиться к тайге
Уметь развести огонь, приготовить пищу, устроиться на ночлег
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.
Повесил его ( мешок) на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.
Не терять присутствия духа
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит», - вспомнились ему слова отца и дедушки. Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону темного предмета.
Знать таежные приметы
Почти голая сторона у ели- значит, в ту сторону север, а где ветвей больше-юг.
Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов.
Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах водится белая рыба, но озера эти должны быть проточными.
Если озеро проточное, из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею.
Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоеме.
Приложение 2
Станция« Биологическая»
Ответы: Такие обитатели сибирской тайги встречаются в тексте, дети должны их вставить в связный рассказ.
Птицы:
кедровка-полезная птица, разносит по тайге семена кедра.
Глухарь
Утки На них Васютка охотился.
Кулики
Куропатки
Черный дяте-желна
Синички
Животные:
Медведь-редкий житель
Рысь
Песцы
Дикий олень
белка
Растения:
кедр, кедровые орехи
мох
трава пучками
хвойные деревья: пихта, ели, кедр
березки, осины, черемуха, тальник (верба)
смородина
Как Васютка относится к обитателям леса?
Васютка наблюдает за повадками животных, знает, что кедровка-птица полезная, разносит семена кедра по тайге.
У Васютки есть опыт охотника. Он охотится, чтобы прокормить семью, знпет, как охотиться на глухаря.
В то же время воспринимает животных как равных, сердится на кедровку, разговаривает с белкой.
Он хорошо знает жизнь лесных обитателей.
Река Енисей, батюшко, славный, хороший! У него даже дух захватило, так красива, широка, была его родная река.
Речка, вытекающая из озера
Проточное озеро,
Небольшое озеро, подернутое ряской, залив большого озера.