kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Путешествие по Васюткиным тропинкам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по рассказу Астафьева "Васюткино озеро".

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по Васюткиным тропинкам"»

Урок-игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»


Путешествие по Васюткиным тропинкам


Цель: Пробудить интерес к личности писателя,к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; развивать творческие способности учащихся, универсальные учебные действия.

Задачи:

  1. Учить вдумчиво и внимательно читать текст,определять идею рассказа.

  2. Воспитывать любовь к родному краю, к природе и языку.

  3. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности.

  4. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.



Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • Уметь понимать тему, идею литературного произведения;

  • Уметь пересказывать фрагменты текста, отвечать на вопросы.

Метапредметные:

Форма урока: работа в командах («Таежники», «Следопыты»): работа в парах («Литературоведы», «Биологи», «Географы», «Исследователи»).


1. Орг. момент. Мотивация к деятельности.


Слайд2

На слайде предложения:

от затесей далеко не отходи – сгинешь.

идешь в лес – бери еду, бери спички.

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.


Из какого произведения эти предложения.? Каков их смысл? (это заповеди, по которым учили жить Васютку родители)


Слайд 3

Правильно, ребята! Именно об этом рассказе известного во всем мире сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева мы будем сегодня говорить. В.П.Астафьев имеет две государственные премии СССР и 3 государственные премии России.


Слайд 4


Урок-игра по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»

Путешествие по Васюткиным тропинкам







ПРИРОДА – НЕ ТОЛЬКО

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, ОНА

И ВОСПИТАТЕЛЬ ДУШИ.

В.П.АСТАФЬЕВ

Как эти слова связаны с рассказом «Васюткино озеро»?

Вывод:

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям


Слайд 5,6

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы к нашему уроку. О чем вы могли бы порассуждать.


Слайд 7-9

Русский художник Василий Иванович Суриков тоже родился в Красноярске. Он изображал сибирскую природу на своих полотнах, посвятил изображению природы многочисленные этюды, карандашные наброски и рисунки. Художник стремился воссоздать на своих картинах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор…»

Рассматриваем с детьми репродукции картин Сурикова «Енисей», « Енисей у Красноярска». Учитель комментирует: «Енисей – могучий , неистовый богатырь, катит свои невысокие валы вдаль, кажется, тесно ему в своих берегах».


Слайд 10

Прочитайте описание тайги и Енисея в рассказе В.П.Астафьева. подумайте, что объединяет произведения художника и писателя?

(Объединяющее начало-ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся рядом).


Ребята,мы совершим путешествие в мир, созданный воображением писателя, обобщим все, что узнали, каждый из Вас определит, насколько он хорошо знает текст и героев рассказа.



В путешествие по тропинкам Васютки отправятся две команды:

« Таежники» и «Следопыты», оценивать ваши старания будет жюри. Капитаны, получите маршрутные листы, в них вы будете ставить баллы, полученные командой. В конце путешествия определим команду-победителя. В путь!


Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаете вы.






1 Блиц-турнир «Ромашка»: на лепестках вопросы ромашки вопросы, на которые надо отвечать коротко, быстро, четко и правильно.

    1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?

    2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?

    3. Что предвещает вечером смену погоды?

    4. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

    5. Почему у бригады рыбаков, по мнению дедушки Афанасия, рыба не ловилась?

    6. Что у Васютки было с собой, когда он заблудился?

    7. Кого испугался ночью в лесу Васютка?

    8. Как Васютка сумел заблудиться в лесу?

    9. Что сибирские охотники называли «драгоценным припасом»?

    10. Какой рацион питания был у Васютки, когда он блуждал по тайге?

    11. Кто доставил Васютку до родных мест?

    12. Какие чувства испытывает Васютка, когда осознал, что заблудился?































Ответы:

1.Голая сторона у ели-значит, в ту сторону север, где ветвей больше –юг

2.Лиственный лес растет вдоль реки.

3. Огненно-красный закат, кровянистое небо, середина озеро напоминает раскаленную сковородку ( ветер, дождь); звезды, месяц на небе: «Вызвездило- к холоду!»

4. Мешок завязать и повесить на сук.

5. Нету нам нынче фарту! Оскудел, батюшкоЕнисеюшко. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.

6. Спички, краюшка хлеба, ружье.

7.Огромный пень-выворотень.

8. Увидел глухаря, подстрелил его, побежал за раненой птицей, потеря затеси.

9. Порох и дробь

10. Краюшка хлеба, подбитая дичь-глухарь, утки, кедровые орехи, ягода.

11. Старшина рыбосборочного катера-бота «Игарец» дядя Коляда.

12.Сердце сжалось, на лбу выступила испарина, страх начал давить сильнее, увидел муху в паутине, оцепенение, отчаяние его охватило.

Получают задания ", читают их, разрабатывают план действий и реализовывают его. (Задания в конвертах, дети работают в парах).


  1. Станция «Литературоведческая»

Определить, какие художественные средства использует автор?

Слайд 11-задания, 12-ответы.

  • 1. «Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать»

  • 2. « шум ветра в вершинах бородатых елей»

  • 3. «Тайга тянулась во все стороны, молчаливая, равнодушная»

  • 4. «Показался маленький, похожий на ноготок, месяц»

  • 5. «голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох»


Станция «Биологическая»

Составьте связный текст:

1 команда: Расскажите, с какими животными, птицами и растениями встретился Васютка в тайге?

2. Команда: Какие реки и озера встретил Васютка, какая в них водится рыба?



Станция « Географическая»

Ребята представляют схематично маршрут Васютки в соответствии с заданием:

Задание для 1 команды:

Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от избушки до ночевки на озере;

ОТВЕТ: Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере.

Задание для 2 команды:

Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от пробуждения на озере до возвращения туда с отцом.

Ответ: Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес – выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро.

  1. Станция «Театральная»

Слайд 21

Устное словесное рисование одного из эпизодов:

1. Охота на глухаря

2. Ночевка в лесу

3. Встреча с лесным озером

4. Наконец-то Енисей!

5. Васютка дома

Ребята, для подведения итогов путешествия сдайте маршрутные листы жюри.



Слайд 22 «Подумайте»

    1. В чем заключается главная мысль рассказа?

    2. Почему автор так назвал свой рассказ?

    3. Какие уроки дает природа герою и читателю?

    4. Чему научило вас это произведение?

На 3 вопрос отвечают исследователи.

Вывод: Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. (Имя ласковое, доброе, чувствуется особое отношение автора к герою). Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым выйти из отчаяния.

Васютка понял, что человек должен уметь ценить жизнь, родных и близких людей, быть настойчивым в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы. Автор показал, что необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край автор. Нужно изучать и знать природу, уметь ориентироваться, знать повадки животных.

Мальчик сделал свое маленькое открытие, и писатель пишет, что на земле много еще не открытых мест, так что и у вас, ребята, есть возможность в жизни сделать важное открытие.

Слайд 23-25 – иллюстрации ребят к рассказу.

Слайд 26 - Рефлексия.

Слайд 27-домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «Над чем заставил вас поразмышлять рассказ В.П.Астафьева?»

Жюри объявляет итоги путешествия, определяет лучшую команду и вручает грамоту лучшему знатоку рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».







Приложение 1







Задание исследователям:

Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге?

Уроки тайги

Подобрать цитаты









Примерные ответы:

Уроки тайги

Подобрать цитаты

Основательно готовиться к походу в тайгу

«Таков старинный порядок :идешь в лес-бери еду,бери спички»

«Эх дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу!Что стоило горсточку в карман сыпануть»

Обозначать особыми приметами дорогу

«Наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди, собьют каблуками мох с валежин,притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка.»

Не тратить попусту порох и дробь

Трепет перед драгоценным «припасом» 9 так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду»

Знать повадки зверей и птиц

Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка

Бережно относиться к тайге


Уметь развести огонь, приготовить пищу, устроиться на ночлег

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

Повесил его ( мешок) на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.

Не терять присутствия духа

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит», - вспомнились ему слова отца и дедушки. Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону темного предмета.

Знать таежные приметы

Почти голая сторона у ели- значит, в ту сторону север, а где ветвей больше-юг.

Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов.

Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах водится белая рыба, но озера эти должны быть проточными.

Если озеро проточное, из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею.

Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоеме.

























Приложение 2

Станция« Биологическая»

Ответы: Такие обитатели сибирской тайги встречаются в тексте, дети должны их вставить в связный рассказ.

Птицы:

  • кедровка-полезная птица, разносит по тайге семена кедра.

  • Глухарь

  • Утки На них Васютка охотился.

  • Кулики

  • Куропатки

  • Черный дяте-желна

  • Синички

Животные:

  • Медведь-редкий житель

  • Рысь

  • Песцы

  • Дикий олень

  • белка

Растения:

  • кедр, кедровые орехи

  • мох

  • трава пучками

  • хвойные деревья: пихта, ели, кедр

  • березки, осины, черемуха, тальник (верба)

  • смородина

Как Васютка относится к обитателям леса?

Васютка наблюдает за повадками животных, знает, что кедровка-птица полезная, разносит семена кедра по тайге.

У Васютки есть опыт охотника. Он охотится, чтобы прокормить семью, знпет, как охотиться на глухаря.

В то же время воспринимает животных как равных, сердится на кедровку, разговаривает с белкой.

Он хорошо знает жизнь лесных обитателей.











Река Енисей, батюшко, славный, хороший! У него даже дух захватило, так красива, широка, была его родная река.

Речка, вытекающая из озера

Проточное озеро,

Небольшое озеро, подернутое ряской, залив большого озера.

Ценные породы рыб:

  • омуль,

  • стерлядь,

  • осетр,

  • таймень,

  • налим



озерная рыба:

  • щука

сорога

омуль



белая рыба, речная:

пелядь,

чир,

сиг







ерши,

пескари

Приложение 3

Маршрутный лист


Название станции

Кол-во баллов

1

Блиц-турнир «Ромашка»


2

«Литературоведческая»


3

«Биологическая»


4.

«Географическая»


5

«Театральная»Словесное рисование.


6

«Исследовательская»


7

Дополнительные баллы:

Эмблемы команд.



Итого:





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Путешествие по Васюткиным тропинкам"

Автор: Савченко Наталья Викторовна

Дата: 18.03.2020

Номер свидетельства: 543295

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства