kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пусть душа останется чиста (по творчеству В.Шукшина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет при  подготовке урока по произведениям В.М.Шукшина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пусть душа останется чиста (по творчеству В.Шукшина)»

Урок 90

Тема урока: «Пусть душа останется чиста…» (Н.Рубцов) Нравственная

сила добра в рассказе В.М.Шукшина «Чудик»

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – размышление

Цели урока.

Образовательная: подчеркнуть, что «чудики» Шукшина – это не заурядные

простаки, а люди с беспокойной душой, выражающие

лучшие качества русского народа: «честность,

трудолюбие совестливость, доброту», судьбы которых

«слиты с народной судьбой, отдельно они не живут…»

Развивающая: формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять,

делать выводы; развивать аналитическое мышление,

творческие способности, монологическую речь.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству писателя, развивать у

учащихся стремление к размышлениям о прочитанном,

душевный отклик, сопереживание героям Шукшина


Оборудование урока: выставка книг, фотоархив Шукшина, тексты

произведений

Опережающие задания: сообщение учащегося:

«Всю жизнь мою несу родину в душе» – биография

Шукшина»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Н.Рубцов

Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим

кажутся странными. Их зовут “чудиками”. А они не

странные и не чудаки. От обычных людей их отличает

разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы

они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой,

отдельно они не живут… Они украшают жизнь

В.М.Шукшин

План урока.

1. Вступление: «Он похож на свою Родину» - слово о Шукшине»

2. Сообщение учащегося: «Всю жизнь мою несу родину в душе» – биография

Шукшина»

3. Продолжение лекции учителя: «У него всегда разумная душа» феномен

«чудиков» Шукшина»

4. Нравственная сила добра в рассказе В.М.Шукшина «Чудик»

(комментированное чтение рассказа)

5. Заключение: «Обрести утраченный напор в крови» - заветы Шукшина»

Проблемные вопросы:

  • Кто же они – чудики: наивные простаки, или люди с беспокойной душой, выражающие лучшие качества

русского народа?

  • Как вы понимаете выражение Шукшина: «Нравственность есть правда»?

  • Что же нужно делать, по мнению Шукшина, для того, «чтобы обрести утраченный напор в крови»?

1. Вступление: «Он похож на свою Родину» - слово о Шукшине»

Разговор о Шукшине мне хочется начать словами Владимира  Юдина, опубликованными в «Русском вестнике»: «Был в нем крепкий русский стержень, присущий нашему народу. Оттого и книги его так чисты и правдивы. Он не был мастером словесной вязи, но в его строчках столько неистовой боли, страдания, искренней сыновней любви к своей великой и печальной, соловьиной Родине-матери, что после первых же страниц забываешь про все на свете и дышишь одним воздухом с его колоритными "чудиками", живешь одной жизнью с русскими людьми, которыми густо заселен мир его творчества. И еще он умел верить. Верить так, как дано далеко не всякому. И вера эта в свой народ, в будущее тоже держалась на любви к России. Об этом свидетельствуют все материалы, воскресившие в течение вот уже нескольких десятилетий после его кончины образ Василия Макаровича на многих страницах статей и книг о нем...»
Он похож на свою родину, которую любил беззаветно. Для Шукшина, взращенного глубинными народными соками, Родина - высшая святыня и опора: "...Моё ли это - моя родина, где я родился и вырос? Моё. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови".

2. Сообщение учащегося: «Всю жизнь мою несу родину в душе»

биография Шукшина»

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Фамилия его происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали. О том, как это произошло, позднее вспоминала его жена - Мария Сергеевна Шукшина: «Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю? А самого как лихоманка бьет…» Пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали. В поисках работы Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка - освободили от службы досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем: Воспоминания: "Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты, я делал хорошее, настоящее дело..."

А затем Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды, послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов.

Шукшин как художник складывался в 50-е годы. Его формировала послевоенная действительность, те опыт, знания, ощущения и восприятия, которые приобретались, впитывались юношей в общении с людьми в годы хождений по Руси. Дарование актера, режиссера, рассказчика, романиста, драматурга выявилось в цельном, многообразном творчестве, которое справедливо называют феноменом.
3. Продолжение лекции учителя: «У него всегда разумная душа» феномен "чудиков" Шукшина»

    "Что с нами происходит?" - спросил себя и своих соотечественников Василий Шукшин в начале семидесятых годов, когда руководители государства всему миру врали, что "дела в нашей стране идут, как никогда, хорошо". Хотя все видели, что идут они из рук вон плохо. Примерно тогда же Солженицын обратился к народу со своей знаменитой статьей-заповедью "Жить не по лжи". "Нравственность есть правда", - открыто заявил писатель. Этому он был верен до конца своих дней – и в литературе, и в кинематографе.

Как всякий большой художник, Шукшин нащупал свою, кровную тему: он вводит в русскую литературу своего героя - «чудика».

«Чудик» представлен в таких рассказах, как «Сапожки», «Микроскоп»,
«Шире шаг, маэстро», «Верую!», «Даёшь сердце», «Мастер».

  • Что же это за явление – «чудик»?

Любопытно, что творчество В.М. Шукшина серьезно начали изучать первыми не в СССР, а на Западе. Иностранных исследователей заинтересовали "странные" герои Шукшина - "чудики" - уже не крестьяне, но еще не горожане. Именно на Западе о них сказали как нельзя более точно: "Крестьяне с душой интеллигентов". По сути, Василий Шукшин и сам был таким. Писатель признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человек -недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”

4. Нравственная сила добра в рассказе В.М.Шукшина «Чудик»

(комментированное чтение рассказа)

Сравните 2 отрывка из рассказа «Чудик»:

Жена называла его - Чудик. Иногда ласково.

Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось.

Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории -

мелкие, впрочем, но досадные.


С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было

солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и

лопались пузыри.

В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал. Звали его - Василий

Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал

киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом.

  • С какой целью автор только в конце сообщает полное имя, отчество, фамилию, место работы, интересы главного героя? Что это дает для понимания характера героя и смысла произведения?

Перечитайте следующие отрывки из рассказа «Чудик»:

• «Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался.

Подошла его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул на полу-то, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка,ежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку.

- Хорошо живете, граждане!- сказал он громко и весело.

На него оглянулись.

- У нас, например, такими бумажками не швыряются.

Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка -

пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки - нет.

"Наверно, тот, в шляпе",- догадался Чудик.

Решили положить бумажку на видное место на прилавке.

- Сейчас прибежит кто-нибудь,- сказала продавщица.

Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как это у него легко, весело получилось: "У нас, например, такими бумажками, не швыряются!" Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и еще двадцатипятирублевую ему дали в сберкассе дома.

Двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в кармане... Сунулся в карман - нету. Туда-сюда - нету.

- Моя была бумажка-то!- громко сказал Чудик.- Мать твою так-то!.. Моя бумажка-то.

Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: "Граждане, моя бумажка-то Я их две получил в сберкассе - одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну, двадцатипятирублевую, сейчас разменял, а другой - нету". Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие "Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить". Нет, не пересилить себя - не протянуть руку за проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать.

- Да почему же я такой есть-то?- вслух горько рассуждал Чудик.- Что

теперь делать?..»


«… Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Надо газеты читать! Што ни фигура, понимаешь, так – выходец, рано пошел работать».


«Деревня, видите ли! Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными...»

  • Попробуйте пересказать историю «чудика» Василия Князева

  • «Да почему же я такой-то есть-то» - утверждает герой рассказа Шукшина «Чудик» Василий Князев. А какой он?

  • Что есть деревня для Василия Князева?

Сравните 2 отрывка из рассказа «Чудик»:

В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:

"Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь.

Васятка".

Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

- Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.

- Почему?- спросил Чудик.- Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя

жена!.. Вы, наверно, подумали...

- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал.

"Приземлились. Все в порядке. Васятка".

Телеграфистка сама исправила два слова: "Приземлились" и "Васятка"

Стало: "Долетели. Василий".

- "Приземлились". Вы что, космонавт, что ли?

- Ну, ладно,- сказал Чудик.- Пусть так будет.

Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное

сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. "Эге!- подумал

Чудик.- Разрисую-ка я ее". Он дома так разрисовал печь, что все дивились

Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было

кончено; коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов

- стайку уголком, по низу - цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток... Осмотрел коляску со всех сторон - загляденье. Не колясочка, а игрушка. Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся.

- А ты говоришь - деревня. Чудачка.- Он хотел мира со

снохой. Ребеночек-то как в корзиночке будет.

  • Какая грань характера «чудика» раскрывается в этих отрывках?

  • Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик?

  • Согласны ли вы с утверждением Шукшина, что чудики красивы тем, «что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь»

Вывод: Рассказ В. Шукшина "Чудик" (1967) – о тридцатидевятилетнем сельском механике Василии Егоровиче Князеве. Отталкиваясь от названия, автор сразу же начинает повествование о самом герое: "Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось".

Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие.

Сюжет рассказа вроде бы прост и незатейлив: в свой отпуск Чудик собирается к брату на Урал. Он покупает подарки племянникам, и тут . Чудик глянул, “...а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка”. Перед героем проблема: тайком присвоить бумажку или объявить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, “этакая зеленая дурочка лежит себе, никто ее не видит”. Употребляя по отношению к неодушевленному предмету слово “дурочка”, Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит бумажку. При этом главный вопрос — как поступит Чудик — остается пока открытым. Чудик объявляет всем о своей находке. Хозяина потерянной пятидесятирублевки не оказалось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Герой выходит из магазина в приятнейшем расположении духа. Он доволен собой, тем, как это у него легко, весело получилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали... ему самому. “Моя была бумажка-то! — громко сказал Чудик. — Да почему же я такой есть-то?” — вслух горько рассуждал Чудик. Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за проклятой бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему предстоит объяснение с женой. "Русский народ за свое историю отобрал, возвел в степень уважения такие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту..." - не раз подчеркивал Шукшин. Именно таким качествам отвечает главный герой рассказа «Чудик» Василий Князев
В рассказе «Чудик» автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, “правильных” людей. Впечатлительный, ранимый, чувствующий красоту мира и в то же время несуразный Чудик сопоставляется в повести с мещанским миром снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть в своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку. «Чудик» с его наивным стремлением украсить жизнь, сделать её ярче, звонче – не заурядный простак, а человек с беспокойной душой, живущий по законам совести и доброты

Шукшин писал: “Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут “чудиками”. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь”.

5. Заключение: «Обрести утраченный напор в крови» - заветы Шукшина»
И вновь обратимся к нашему эпиграфу, словам Н.Рубцова:

До конца, / До тихого креста / Пусть душа/ Останется чиста!
Именно таких чистых, светлых душой герой привел в литературе Василий Шукшин.

«...Приезжая в Сростки, - пишет Владимир  Юдин, - я всюду вижу просветленные, добрые лица. И думаешь: жива Россия Шукшина! Вот он, секрет всенародной тяги народа к Шукшину и его родным Сросткам: Шукшин необходим людям как символ нашего несломленного духа, как глоток свежего воздуха, как живительный родник, к которому нужно припасть, чтобы, как выражался он, "обрести утраченный напор в крови"!

Грустит Пикет.
Катунь раздольно льется.
Шумит окрест
студеная волна...
И едут люди в Сростки
Поклониться
Святой земле,
взрастившей Шукшина.

"Нравственность есть Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью и думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду", - эти слова - напутствие В. Шукшина навсегда останутся с нами

Итоги урока.

Д/З: читать рассказ «Выбираю деревню на жительство»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пусть душа останется чиста (по творчеству В.Шукшина)

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства