Воспитательная: воспитание любви к творчеству писателя, развивать у
учащихся стремление к размышлениям о прочитанном,
душевный отклик, сопереживание героям Шукшина
Оборудование урока: выставка книг, фотоархив Шукшина, тексты
произведений
Опережающие задания: сообщение учащегося:
«Всю жизнь мою несу родину в душе» – биография
Шукшина»
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:
До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Н.Рубцов
Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим
кажутся странными. Их зовут “чудиками”. А они не
странные и не чудаки. От обычных людей их отличает
разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы
они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой,
отдельно они не живут… Они украшают жизнь
В.М.Шукшин
План урока.
1. Вступление: «Он похож на свою Родину» - слово о Шукшине»
2. Сообщение учащегося: «Всю жизнь мою несу родину в душе» – биография
Шукшина»
3. Продолжение лекции учителя: «У него всегда разумная душа» – феномен
«чудиков» Шукшина»
4. Нравственная сила добра в рассказе В.М.Шукшина «Чудик»
(комментированное чтение рассказа)
5. Заключение: «Обрести утраченный напор в крови» - заветы Шукшина»
Проблемные вопросы:
Кто же они – чудики: наивные простаки, или люди с беспокойной душой, выражающие лучшие качества
русского народа?
Как вы понимаете выражение Шукшина: «Нравственность есть правда»?
Что же нужно делать, по мнению Шукшина, для того, «чтобы обрести утраченный напор в крови»?
1. Вступление: «Он похож на свою Родину» - слово о Шукшине»
Разговор о Шукшине мне хочется начать словами Владимира Юдина,опубликованными в«Русском вестнике»: «Был в нем крепкий русский стержень, присущий нашему народу. Оттого и книги его так чисты и правдивы. Он не был мастером словесной вязи, но в его строчках столько неистовой боли, страдания, искренней сыновней любви к своей великой и печальной, соловьиной Родине-матери, что после первых же страниц забываешь про все на свете и дышишь одним воздухом с его колоритными "чудиками", живешь одной жизнью с русскими людьми, которыми густо заселен мир его творчества. И еще он умел верить. Верить так, как дано далеко не всякому. И вера эта в свой народ, в будущее тоже держалась на любви к России. Об этом свидетельствуют все материалы, воскресившие в течение вот уже нескольких десятилетий после его кончины образ Василия Макаровича на многих страницах статей и книг о нем...» Он похож на свою родину, которую любил беззаветно. Для Шукшина, взращенного глубинными народными соками, Родина - высшая святыня и опора: "...Моё ли это - моя родина, где я родился и вырос? Моё. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови".
2. Сообщение учащегося: «Всю жизнь мою несу родину в душе» –
биография Шукшина»
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Фамилия его происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали. О том, как это произошло, позднее вспоминала его жена - Мария Сергеевна Шукшина: «Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю? А самого как лихоманка бьет…» Пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали. В поисках работы Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка - освободили от службы досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем: Воспоминания: "Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты, я делал хорошее, настоящее дело..."
А затем Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды, послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов.
Шукшин как художник складывался в 50-е годы. Его формировала послевоенная действительность, те опыт, знания, ощущения и восприятия, которые приобретались, впитывались юношей в общении с людьми в годы хождений по Руси. Дарование актера, режиссера, рассказчика, романиста, драматурга выявилось в цельном, многообразном творчестве, которое справедливо называют феноменом. 3. Продолжение лекции учителя: «У него всегда разумная душа» – феномен "чудиков" Шукшина»
"Что с нами происходит?" - спросил себя и своих соотечественников Василий Шукшин в начале семидесятых годов, когда руководители государства всему миру врали, что "дела в нашей стране идут, как никогда, хорошо". Хотя все видели, что идут они из рук вон плохо. Примерно тогда же Солженицын обратился к народу со своей знаменитой статьей-заповедью "Жить не по лжи". "Нравственность есть правда", - открыто заявил писатель. Этому он был верен до конца своих дней – и в литературе, и в кинематографе.
Как всякий большой художник, Шукшин нащупал свою, кровную тему: он вводит в русскую литературу своего героя - «чудика».
«Чудик» представлен в таких рассказах, как «Сапожки», «Микроскоп», «Шире шаг, маэстро», «Верую!», «Даёшь сердце», «Мастер».
Что же это за явление – «чудик»?
Любопытно, что творчество В.М. Шукшина серьезно начали изучать первыми не в СССР, а на Западе. Иностранных исследователей заинтересовали "странные" герои Шукшина - "чудики" - уже не крестьяне, но еще не горожане. Именно на Западе о них сказали как нельзя более точно: "Крестьяне с душой интеллигентов". По сути, Василий Шукшин и сам был таким. Писатель признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человек -недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”
4. Нравственная сила добра в рассказе В.М.Шукшина «Чудик»
(комментированное чтение рассказа)
Сравните 2 отрывка из рассказа «Чудик»:
• Жена называла его - Чудик. Иногда ласково.
Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось.
Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории -
мелкие, впрочем, но досадные.
• С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было
солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и
лопались пузыри.
В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал. Звали его - Василий
Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал
киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом.
С какой целью автор только в конце сообщает полное имя, отчество, фамилию, место работы, интересы главного героя? Что это дает для понимания характера героя и смысла произведения?
Перечитайте следующие отрывки из рассказа «Чудик»:
• «Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался.
Подошла его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул на полу-то, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка,ежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку.
- Хорошо живете, граждане!- сказал он громко и весело.
На него оглянулись.
- У нас, например, такими бумажками не швыряются.
Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка -
пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки - нет.
"Наверно, тот, в шляпе",- догадался Чудик.
Решили положить бумажку на видное место на прилавке.
- Сейчас прибежит кто-нибудь,- сказала продавщица.
Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как это у него легко, весело получилось: "У нас, например, такими бумажками, не швыряются!" Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и еще двадцатипятирублевую ему дали в сберкассе дома.
Двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в кармане... Сунулся в карман - нету. Туда-сюда - нету.
- Моя была бумажка-то!- громко сказал Чудик.- Мать твою так-то!.. Моя бумажка-то.
Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: "Граждане, моя бумажка-то Я их две получил в сберкассе - одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну, двадцатипятирублевую, сейчас разменял, а другой - нету". Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие "Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить". Нет, не пересилить себя - не протянуть руку за проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать.
- Да почему же я такой есть-то?- вслух горько рассуждал Чудик.- Что
теперь делать?..»
«… Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Надо газеты читать! Што ни фигура, понимаешь, так – выходец, рано пошел работать».
«Деревня, видите ли! Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными...»
Попробуйте пересказать историю «чудика»Василия Князева
«Да почему же я такой-то есть-то» - утверждает герой рассказа Шукшина «Чудик»Василий Князев. А какой он?
Что есть деревня для Василия Князева?
Сравните 2 отрывка из рассказа «Чудик»:
• В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:
"Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь.
- Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.
- Почему?- спросил Чудик.- Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя
жена!.. Вы, наверно, подумали...
- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал.
"Приземлились. Все в порядке. Васятка".
Телеграфистка сама исправила два слова: "Приземлились" и "Васятка"
Стало: "Долетели. Василий".
- "Приземлились". Вы что, космонавт, что ли?
- Ну, ладно,- сказал Чудик.- Пусть так будет.
• Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное
сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. "Эге!- подумал
Чудик.- Разрисую-ка я ее". Он дома так разрисовал печь, что все дивились
Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было
кончено; коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов
- стайку уголком, по низу - цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток... Осмотрел коляску со всех сторон - загляденье. Не колясочка, а игрушка. Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся.
- А ты говоришь - деревня. Чудачка.- Он хотел мира со
снохой. Ребеночек-то как в корзиночке будет.
Какая грань характера «чудика» раскрывается в этих отрывках?
Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик?
Согласны ли вы с утверждением Шукшина, что чудики красивы тем, «что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь»
Вывод: Рассказ В. Шукшина "Чудик" (1967) – о тридцатидевятилетнем сельском механике Василии Егоровиче Князеве. Отталкиваясь от названия, автор сразу же начинает повествование о самом герое: "Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось".
Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие.
Сюжет рассказа вроде бы прост и незатейлив: в свой отпуск Чудик собирается к брату на Урал. Он покупает подарки племянникам, и тут . Чудик глянул, “...а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка”. Перед героем проблема: тайком присвоить бумажку или объявить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, “этакая зеленая дурочка лежит себе, никто ее не видит”. Употребляя по отношению к неодушевленному предмету слово “дурочка”, Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит бумажку. При этом главный вопрос — как поступит Чудик — остается пока открытым. Чудик объявляет всем о своей находке. Хозяина потерянной пятидесятирублевки не оказалось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Герой выходит из магазина в приятнейшем расположении духа. Он доволен собой, тем, как это у него легко, весело получилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали... ему самому. “Моя была бумажка-то! — громко сказал Чудик. — Да почему же я такой есть-то?” — вслух горько рассуждал Чудик. Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за проклятой бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему предстоит объяснение с женой. "Русский народ за свое историю отобрал, возвел в степень уважения такие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту..." - не раз подчеркивал Шукшин. Именно таким качествам отвечает главный герой рассказа «Чудик» ВасилийКнязев В рассказе «Чудик» автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, “правильных” людей. Впечатлительный, ранимый, чувствующий красоту мира и в то же время несуразный Чудик сопоставляется в повести с мещанским миром снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть в своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку. «Чудик» с его наивным стремлением украсить жизнь, сделать её ярче, звонче – не заурядный простак, а человек с беспокойной душой, живущий по законам совести и доброты
Шукшин писал: “Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут “чудиками”. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь”.
5. Заключение: «Обрести утраченный напор в крови» - заветы Шукшина» И вновь обратимся к нашему эпиграфу, словам Н.Рубцова:
До конца, / До тихого креста / Пусть душа/ Останется чиста! Именно таких чистых, светлых душой герой привел в литературе Василий Шукшин.
«...Приезжая в Сростки, - пишет Владимир Юдин, - я всюду вижу просветленные, добрые лица. И думаешь: жива Россия Шукшина! Вот он, секрет всенародной тяги народа к Шукшину и его родным Сросткам: Шукшин необходим людям как символ нашего несломленного духа, как глоток свежего воздуха, как живительный родник, к которому нужно припасть, чтобы, как выражался он, "обрести утраченный напор в крови"!
Грустит Пикет. Катунь раздольно льется. Шумит окрест студеная волна... И едут люди в Сростки Поклониться Святой земле, взрастившей Шукшина.
"Нравственность есть Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью и думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду", - эти слова - напутствие В. Шукшина навсегда останутся с нами
Итоги урока.
Д/З: читать рассказ «Выбираю деревню на жительство»