- Пугачев - личность реальная, историческая, снискавшая себе самые разные оценки. Слайд 5 - Давайте вспомним полученные ранее знания и заполним таблицу, подбирая эпитеты. - Почему две колонки относятся к роману Пушкина «Капитанская дочка»? Слайд 6. Оценка личности Пугачева УНТ | Официальная версия. А. Пушкин «История Пугачева» | А. Пушкин «Капитанская дочка» | добро | зло | добрый молодец народный заступник родной батюшка красное солнышко | кровожадный злодей зверь в обличье человека патологический изверг | благодарный великодушный человечный | хищный жестокий безжалостный | - Какой вывод можем сделать, опираясь на таблицу? Вывод: Пушкин объединяет фольклорную и официальную трактовку образа Пугачева. Он дает портрет человека, в котором добро сочетается со злом. Автор стремится показать героя глазами народа, стихии, откуда тот вышел. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Каким увидел предводителя восстания Есенин? В чем не согласен он с трактовкой образа Пушкиным? Работа в группах. У каждой группы свои задания. Внимательно прочитайте их. Правильно распределите работу всех участников группы и представьте свои ответы в виде связных высказываний. Задания для групп. 1 группа. Пугачев в драматической поэме. - В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным? - О чем говорит Пугачев? О чем горюет? - Почему выдает себя за Петра III? - Какие художественные средства помогают создать образ Пугачева? 2 группа. Народ в драматической поэме. - Как живет народ? - Почему зреет бунт? - Почему восстание обречено? - Что побудило казаков предать своего вожака? - какие художественные средства помогают создать образ народа? 3 группа. Хлопуша. - Что вы знаете о реальном, историческом Хлопуше? - Почему Хлопуше не важно, является ли Пугачев царем? - За что любит народ Пугачева? - Какие художественные средства помогают создать образ Хлопуши? Выступления групп. Вывод. - посмотрите отрывок из спектакля «Пугачев» театра драмы и комедии на Таганке. Роль Хлопуши исполняет В. Высоцкий. Слайд 7 -Таким ли вы себе представляли Хлопушу? - Как вы понимаете режиссерский замысел? - Почему цепи держат соратники Пугачева? Зло порождает зло. В «Капитанской дочке» Пушкин вынес приговор: «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Автор отверг кровавый путь преобразований. Есенин тоже поднимает вопрос: Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам! Есенинский Пугачев видит высокую цель разрушения. Он идет на смерть, чтобы осчастливить народ. Бунт у Пушкина – бессмысленный. Бунт у Есенина имеет высокую цель. - Но оправдывает ли даже высокая цель жестокость и насилие? - Реальный Пугачев сказал: «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство». Произведения Пушкина и Есенина помогают нам осознать огромную ответственность, возложенную на каждого человека. Мы живем в мире и важно выдержать все события и все испытания, не потеряв человеческого достоинства, жить, совершая добро. | - учатся структурировать знания, сравнивать информацию, учитывать несколько точек зрения - делают выводы, умозаключения, опираясь одновременно на несколько критериев. - работают в группах; - организуют совместную деятельность; - делают выводы и умозаключения; - связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - находят доводы в защиту своего эмоционального состояния в процессе получения и переработки полученной информации и ее осмысления. - сопоставляют произведение искусства; - оценивают мастерство исполнения актера; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта раскрывают режиссерский замысел. - делают выводы и умозаключения, опираясь одновременно на несколько критериев; - отвечают на проблемный вопрос |