|   - Пугачев - личность реальная, историческая, снискавшая себе самые разные оценки.  Слайд 5    - Давайте вспомним полученные ранее знания и заполним таблицу, подбирая эпитеты.  - Почему две колонки относятся к роману Пушкина «Капитанская дочка»?  Слайд 6.  Оценка личности Пугачева        |   УНТ   |    Официальная версия. А. Пушкин «История Пугачева»   |    А. Пушкин «Капитанская дочка»   |     |   добро   |    зло   |     |   добрый молодец  народный заступник  родной батюшка  красное солнышко       |    кровожадный злодей  зверь в обличье человека  патологический изверг   |    благодарный  великодушный  человечный       |    хищный  жестокий  безжалостный   |      - Какой вывод можем сделать, опираясь на таблицу?  Вывод: Пушкин объединяет фольклорную и официальную трактовку образа Пугачева. Он дает портрет человека, в котором добро сочетается со злом. Автор стремится показать героя глазами народа, стихии, откуда тот вышел.       ФИЗКУЛЬТМИНУТКА      - Каким увидел предводителя восстания Есенин? В чем не согласен он с трактовкой образа Пушкиным?          Работа в группах.  У каждой группы свои задания. Внимательно прочитайте их. Правильно распределите работу всех участников группы и представьте свои ответы в виде связных высказываний.    Задания для групп.  1 группа. Пугачев в драматической поэме.  - В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?  - О чем говорит Пугачев? О чем горюет?  - Почему выдает себя за Петра III?  - Какие художественные средства помогают создать образ Пугачева?  2 группа. Народ в драматической поэме.  - Как живет народ?  - Почему зреет бунт?  - Почему восстание обречено?  - Что побудило казаков предать своего вожака?  - какие художественные средства помогают создать образ народа?  3 группа. Хлопуша.  - Что вы знаете о реальном, историческом Хлопуше?  - Почему Хлопуше не важно, является ли Пугачев царем?  - За что любит народ Пугачева?  - Какие художественные средства помогают создать образ Хлопуши?      Выступления групп.      Вывод.        - посмотрите отрывок из спектакля «Пугачев» театра драмы и комедии на Таганке. Роль Хлопуши исполняет В. Высоцкий.      Слайд 7  -Таким ли вы себе представляли Хлопушу?  - Как вы понимаете режиссерский замысел?  - Почему цепи держат соратники Пугачева?      Зло порождает зло.    В «Капитанской дочке» Пушкин вынес приговор: «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».  Автор отверг кровавый путь преобразований.  Есенин тоже поднимает вопрос:   Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!   Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам!   Есенинский Пугачев видит высокую цель разрушения. Он идет на смерть, чтобы осчастливить народ.     Бунт у Пушкина – бессмысленный. Бунт у Есенина имеет высокую цель.     - Но оправдывает ли даже высокая цель жестокость и насилие?   - Реальный Пугачев сказал: «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство».   Произведения Пушкина и Есенина помогают нам осознать огромную ответственность, возложенную на каждого человека.   Мы живем в мире и важно выдержать все события и все испытания, не потеряв человеческого достоинства, жить, совершая добро.                 |                                                - учатся структурировать знания, сравнивать информацию, учитывать несколько точек зрения                                      - делают выводы, умозаключения, опираясь одновременно на несколько критериев.                      - работают в группах;  - организуют совместную деятельность;  - делают выводы и умозаключения;  - связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;  - находят доводы в защиту своего эмоционального состояния в процессе получения и переработки полученной информации и ее осмысления.                                                                  - сопоставляют произведение искусства;  - оценивают мастерство исполнения актера;  - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта раскрывают режиссерский замысел.                              - делают выводы и умозаключения, опираясь одновременно на несколько критериев;  - отвечают на проблемный вопрос                   |