kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические размышления главного героя Ивана Васильевича по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание нравственных идеалов  у учащихся: добро и зло, ненависть и любовь, долг и честь

Просмотр содержимого документа
«Психологические размышления главного героя Ивана Васильевича по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».»

Тема: Психологические размышления главного героя Ивана Васильевича по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».

Цель: Знать историю создания рассказа, эпоху в которой жил главный герой. Уметь анализировать художественное произведение, определяя тему, идею, композицию. Развивать монологическую речь. Умение высказывать своё мнение. Воспитание нравственных идеалов: добро и зло, ненависть и любовь, долг и совесть.

Осознание учащимися своих чувств и переживаний, мотивов поступков через проекцию поведения героя художественного произведения. Приобщение к основам психологических знаний в ходе исследовательской деятельности

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, карточки, опорные слова

ЛИТЕРАТУРА ПСИХОЛОГИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ

ДИСКУССИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЛЮБОВЬ

ПИСАТЕЛЬ РЕФЛЕКСИЯ

СЮЖЕТ


ИДЕЯ ТЕМА ТИПОЛОГИЯ

КОМПОЗИЦИЯ КОНФЛИКТА

ВЫВОДЫ


Содержание:

1. Орг. момент: деление класса на три группы, критерии оценки:

1. монологическая речь

  1. знание текста

  2. тема, идея, композиция

  3. участие в дискуссии

  4. моя позиция, мнение, точка зрения

2. Введение

Учитель: Сегодня у нас интегрированный урок (связь между предметом литература и психология). Нам предстоит проанализировать рассказ с основой на науку психологию.

Эпиграф: Я был счастлив, блажен, я был добр. Я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Иван Васильевич

Психолог: Сегодня класс превратится в творческую лабораторию юных цветоведов, которым предстоит разгадать загадку психологического восприятия своего настроения, ощущений. Проследим, как цвет приобретёт смысловое содержание. Прислушайтесь к себе и постарайтесь ответить: «Какого цвета ваше настроение сейчас?» Отметьте галочкой в карточке исследователя на первой строчке свою ассоциацию. К карточке мы будем обращаться в течение всего урока.

Карточка исследователя

Этапы исследования

Цветовая гамма

красный

синий

белый

чёрный

жёлтый

зелёный

1 этап







2этап







3этап







4этап








3 Основная часть

Учитель: Преодоление романтизма в русской литературе тесно связано с идеей преобразования самодержавно- крепостнического общества. В жизни царской России это был период идейных противоречий и социальных контрастов. Это была та эпоха, которая будоражила умы и волновала души представителей передовой дворянской интеллигенции. Борьбу с этой социальной несправедливостью писатели 19 века вели по- разному. Наиболее распространённым был подход с изображением прошлого страны.

Немного о писателе, эпохе и сюжете рассказа «После бала» (сообщения учащихся)

Фрагмент вальса (танец)

Психолог: Язык цвета - это способ выразить наши чувства. Это часть нашего общения на невербальном уровне. С его помощью можно выражать своё отношение. Почувствуйте своё настроение после общения с главными героями и отразите его в карточке исследователя.

Что лично для вас означает слово любовь? Выскажите свои ассоциации. Посмотрите на ряд слов: ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, ИНТЕРЕС, СТРАХ, ВОСТОРГ. Все ли они подходят к первому слову? Почему? Что относится к нашим героям? Можно ли что-то добавить? Посмотрите на этапы развития отношений влюблённых людей. Как вы думает, на каком этапе Варенька и Иван Васильевич? Чем он характеризуется?

1 ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ О ЛЮБВИ

2 ВЛЮБЛЁННОСТЬ НА РАССТОЯНИИ

3 РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

4 РЕАЛЬНАЯ ВЛЮБЛЁННОСТЬ

Перед вами высказывания:

-Любовь ничем не обусловлена.

- Любовь- это не только чувство.

- Любовь работает на тех, кто работает на неё.

- Не всякий человек умеет любить.

Выберите наиболее значимые. Объясните.

Вывод: Люди имеют различные представления о любви и это нужно учитывать в реальных отношениях.

Мы сейчас пытались анализировать действия и чувства, высказывать своё мнение, а нужно ли это? Что даёт человеку жизнь без сомнений?

- отсутствие ответственности за свои поступки

- детскость, наивность, непосредственность

- жизнь одним днём

- лёгкое отношение к жизни

Возможно ли это? Нет. Поэтому человеку свойственна РЕФЛЕКСИЯ - (лат «обращение назад») самопознание внутренних психических актов, чувств, ощущений, анализ поступков.

Как это происходит с главным героем, мы сейчас выясним.


Учитель: Проанализируем.

Тема: Показ Николаевской России, протест на происходящие события, внутренние переживания главного героя после сцены избиения.

Идея: Вызов автора представителям дворянского класса, которые ничего не делали для изменения социальных условий жизни России или занимали примиренческую позицию. Неравнодушие человека к жизни близких и «дальних».

Композиционный приём:

Контраст- антитеза

Зале предводителя- описание улицы

Хозяева бала - солдаты

Варенька - наказанный

Полковник - полковник

Роль контраста в рассказе? (Способствует раскрытию отчаяния. Пассивности, приниженности народа, понимающего, что он беззащитен перед государственно - бюрократическим аппаратом царской России)

Что ощущает Иван Васильевич при виде творящегося зла? (Переживает увиденное, ощущает вину от свершившегося. Но он не видел глубоких корней, которые питали несправедливость. Оказался не способным определить социальной причины конфликта. Оторванность героя от видения глубин народной жизни и непонимание им социальных противоречий крепостнической действительности, отсюда и его пассивный протест против зла.)

Психолог: Вы заметили, что главному герою свойственны не только положительные эмоции (радость, любовь, интерес). Но и отрицательные (раздражение, страх, разочарование, беспомощность) Всё это составляющие КОНФЛИКТА - это столкновение противоположно направленных сторон, их целей, интересов. Позиций, мнений, взглядов.

-Можно ли прожить без конфликта?

-Существует ли бесконфликтная жизнь?

Это неотъемлемая часть повседневной жизни. При кажущейся негативной окраске, конфликты часто приводят к созданию нового, совершенствованию способов взаимодействия. Докажите или опровергните утверждение «В споре рождается истина».

В современной науке психологии существует такая условная типология конфликта:

ТИПОЛОГИЯ

социальные

внутриличностные

зооконфликты

межличностные

хочу и не могу

обладание особью

личность-группа

могу и надо

территориальные

личность-общество

могу и не могу

иерархические

межгрупповые

надо и не могу

ресурсные

Наш герой тоже переживает конфликт, попробуйте определить какой?

Внутриличностный (между хочу и не могу) на фоне социального (между личностью и обществом).

Любой конфликт нужно уметь разрешать. Существуют способы разрешения конфликта.

  1. соперничество- удовлетворение своих интересов в ущерб другому

  2. сотрудничество- выбор альтернативы

  3. компромисс – что - то выигрывает, что- то теряет

  4. избегание- уход от конфликта

  5. приспособление - принесение в жертву собственных интересов

Что свойственно нашему герою? Как бы вы поступили на его месте?

4 Заключительная часть:

Учитель: Разобрался ли Иван Васильевич в противоречиях жизни? Нет. Не разобрался. Он не пошёл на компромисс с этой жизнью, изредка совершая благотворительность. В дальнейшей жизни у него остался только горький осадок от собственного бессилия и недопонимания. Он оградил себя от социальных противоречий. Он закрылся в скорлупу, ушёл от бурного течения жизни. Ушёл от любви. Он так и не понял, что вся жизнь человека зависит не от случая, а от окружающей его среды. Он занял удобную, выгодную позицию, самоизолировался. Это была его обывательская, филосовская позиция. (У Толстого же был вызов представителям дворянского класса.)

Психолог: Каково ваше настроение сейчас? Подведём итоги нашего исследования. Какой цвет чаще присутствует? Почему? (чтение символики цвета) Вы приобщились к элементам исследовательской деятельности. Это первый шаг на вашем пути к взрослой жизни.


Итоги. Оценки. Д\З Короленко «Сон Макара» Неоромантизм.



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК:

ЛИТЕРАТУРА- ПСИХОЛОГИЯ


ТЕМА:

«Психологические размышления главного героя Ивана Васильевича по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»»








УЧИТЕЛЬ: Соколова И. А.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Ирина Алексеевна

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453913

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства