Стратегия постчтения "Шесть шляп" на основе изучения пьесы А.М.Горького "На дне". Цель урока: учится видеть одно и тоже явление с разных сторон, давать качественную разносторонюю оценку ситуациям, развивать критическое мышление социального прогнозирования.Работа проводится в группах ( 5 человек).Каждый из участников группы отвечает на свой вопрос, "примеряя" на себя шляпу.Члены других групп могу задавать дополнительные вопросы. Учащиеся должны составить психологический портрет героя и ответить на главный вопрос: что приводит человека на "дно" жизни, какой жизненный урок они получили.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивать критическое мышление социального прогнозирования
Оборудование: на доске записана тема урока, эпиграф: «Превосходная должность – быть на земле человеком!», развешаны 6 шляп: белая – факт; красная – эмоции; чёрная – критика; жёлтая – оптимизм; зелёная – творчество; синяя, раздаточный материал: 5 шляп (на каждой шляпе вопрос):
Белая – Соберите все возможные факты в цифрах из жизни героя.
Красная – Проанализируйте, какие чувства (эмоции) испытывает герой, находясь здесь (на дне)?
Чёрная – Сделайте прогноз на будущее. Какие самые трагические события могут произойти с героем? Обоснуйте.
Жёлтая – Найдите в самых критических ситуациях, в какие попадает герой, положительные моменты.
Зелёная – Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности?
Синяя – Какой жизненный урок получили вы, составляя характеристику герою? (данная шляпа не кладётся на стол: в конце урока каждый из учеников «примеряет» на себя её - рефлексия).
Работа проводится в группах.
Ход урока:
Орг. момент. Слово учителя.
Как мы говорили, предметом изображения становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Перед нами разные судьбы, разные представители слоёв общества. Каждый из ночлежников в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате которого оказался выброшенным на обочину жизни. На «дне» жизни может оказаться как слабая личность, так и сильная. Тема нашего урока: Психологический портрет героев пьесы Горького «На дне».
- Как вы думаете, какова задача нашего сегодняшнего урока? (что человека приводит на «дно» жизни? Почему герой не состоялся как личность?)
- Как вы думаете, кого в пьесе можно назвать сильной личностью, кого – слабой? (Сатин – Актёр).
У Эдварда де Боне есть один из методов познания - «Шесть шляп мышления». «Примеряя» каждую шляпу мышления, попробуйте составить психологический портрет героя и тем самым ответить на вопрос: что человека приводит на «дно» жизни?
Работа в группах (10 минут)
Выступление учащихся по теме (предварительное условие – выступает каждый по какому- либо вопросу).
Рефлексия. Вы, наверное, обратили внимание, что на столах у вас только пять шляп. А теперь пусть каждый из вас попробует «примерить» синюю шляпу. Какой жизненный урок получили вы, составляя психологическую характеристику героя?
Вывод: если ты в жизни «не перемеряешь» эти шляпы познания жизни, ты не состоишься как личность.
И ещё, завершая сегодняшний разговор, мне хочется сказать: вам скоро вступать в новую жизнь, пусть слова Горького (они были эпиграфом нашего урока) «Превосходная должность – быть на земле человеком!», стали для вас путеводной звездой.