Просмотр содержимого документа
«Проза Л.Н.Андреева. Повесть «Иуда Искариот».»
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 15.
Тема. Проза Л.Н.Андреева. Повесть «Иуда Искариот».
Цель:
познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Л.Н.Андреева, проанализировать содержание повести «Иуда Искариот»;
развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа произведения;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Вступительное слово учителя.
3. Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева.
Леонид Андреев родился в 1871 году в Орле, там, где тихая речка Орлик сливается с Окою, не столь далеко от «дворянского гнезда», изображенного в одноименном романе Тургенева. Будущий писатель вырос в доме на стыке Пушкарной и Посадской улиц, где бедствовала, христарадничала, горестно пировала по праздникам пестрая масса портных, сапожников, откровенных босяков, нищих.
Отец Леонида Андреева, Николай Иванович, землемер, рано умер, оставив жену с шестью детьми почти без средств к существованию. Мать, Анастасия Николаевна Пацковская, — она происходила из польских дворян - была сыну истинным вдумчивым другом: она воспитала в нем любовь к литературе и живописи. Великий русский живописец И.Е. Репин, увидев позднее рисунки писателя, предположил, что он мог бы стать незаурядным художником.
Гордый, независимый характер матери способствовал развитию честолюбия, вызывающей дерзости юношеских мечтаний в Андрееве-гимназисте. Он рано перестал доверять общепринятым устоям бытия. В дневнике от 1 августа 1891 года двадцатилетний юноша, только что окончивший гимназию, так определил цели своего будущего писательского «бунта» против настоящего: «Я хочу показать, что на свете нет истины, нет счастья, основанного на истине... Я хочу показать всю несостоятельность тех фикций, которыми человечество до сих пор поддерживало себя: Бог, нравственность, загробная жизнь, бессмертие души, общечеловеческое счастье и т.д. Я хочу быть апостолом самоуничтожения. Я хотел бы, чтобы человек бледнел от ужаса, читая мою книгу». В другом случае он предрекал себе: «Буду знаменит, или — не стоит жить...»
На пути к реализации такой честолюбивой, даже эгоистической мечты Леонид Андреев, художник практического миросозерцания, еще до того, как стать писателем, прочел труды Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
Правда, путь к вожделенному успеху, к превращению скромного провинциала в «сфинкса русской интеллигенции», в феерическую фигуру всероссийского масштаба, равную Горькому, был весьма драматичен. Окончив в 1897 году Московский университет, поработав помощником адвоката в суде, дебютировав вскоре в московской газете «Курьер» с классическим рассказом «Баргамот и Гараська» (1898), Леонид Андреев весьма недолго был реалистом классического типа. После серии прекрасных реалистических рассказов о «маленьком человеке», о детях, чаще всего живущих «на дне», во мраке нищеты и одиночества, — «Петька на даче» (1899), «Ангелочек» (1899), «Памятник» (1899), «Кусака» (1901), «Гостинец» (1901) и др. — Леонид Андреев активно приступил к созданию своего непривычного художественного мира. В этом мире герои (и сам автор) живут в совершенно ином философско-нравственном измерении, нежели традиционные персонажи реалистической прозы и драматургии. Само отношение писателя к действительности стало в чем-то похожим на бунт символистов против копирования этой действительности. Он улавливал (или создавал) такую взаимосвязь явлений, событий, которые выглядели фантастическими, даже абсурдными, а язык символов явно предпочитал языку образов.
Почему рассказ о русско-японской войне «Красный смех» (1904) имеет именно такое неожиданное название? Оно возникло как обозначение галлюцинации одного из героев, стало символизировать... смех самой залитой кровью земли, сходящей с ума. Почему все события в драме «Жизнь человека» (1907) не просто комментирует, а как бы направляет фантом «Некто в сером»? Потому что он прямо выражает авторскую мысль о непознаваемости мира, о неспособности человека разорвать тьму грядущего. «Молчание», «Стена», «Тьма» — даже названия этих произведений говорят об абсурдности мира, о болезненно-надломленном состоянии изнемогающей мысли Леонида Андреева. Столь сложное, порой просто апокалиптическое миропонимание — да еще с постоянным напором разрушительного самолюбования, приступами болезни (алкоголизма, унаследованного от отца) — предопределило весь драматизм многих его жизненных и творческих решений. Он порывает в рассказах «Бездна» и «Тьма» с гуманистической традицией русской литературы, основанной на бесконечной вере в человека, в свет его души. Его могучий талант был обращен на исследование темных, загадочных, иррациональных явлений в психике, в истории. Схватка Добра и Зла, их споры за человеческую душу в его пьесах «Каинова печать» (1913), «Екатерина Ивановна» (1913), в его романах «Сашка Жегулев» (1911) и «Дневник Сатаны» (1919) были оторваны от России, говорили скорее об общей абсурдности бытия, предвещали будущий театр абсурда середины века. Но эти борения порой раздражали и угнетали сознание современников обилием психологических ребусов. «Пугает, а мне не страшно», — сказал об андреевских «безднах» Л.Н. Толстой.
Л. Андреев был дважды женат: первый раз — на Александре Велигорской, дальней родственнице Т.Г. Шевченко, второй раз — на Анне Денисевич. От первого брака родился сын Даниил Андреев (1906— 1959), поэт, прозаик, философ, создатель таких шедевров, как «Русские боги» (1955), «Железная мистерия» (1956), «Роза мира» (1958).
Оказавшийся после Октября 1917 года на своей роскошной громоздкой даче в Финляндии в вынужденной эмиграции, писатель крайне болезненно пережил потерю блистательного круга гостей, утрату своего театра, газетной трибуны, утрату России. К Белому движению он не успел примкнуть (да и едва ли бы был там принят), в красный Петроград ему дороги не было. Леонид Андреев умер в 1919 году в местечке Мустамяка на даче у одного из друзей.
4. Вступительное слово о повести Л.Андреева «Иуда Искариот».
Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах, которые он рассказывает в своем произведении.
Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.
5. Анализ содержания повести «Иуда Искариот».
5.1. Краткий пересказ содержания повести Л.Андреева.
5.2. История Иуды, изложенная в Евангелии (работа по распечаткам, сравнение изначальных текстов с краткими материалами по тексту повести – выписки в распечатанном виде предлагаются на каждую парту).
5.3. Вопросы и задания.
- Какое главное слово постоянно повторяется в повести для характеристики Иуды?
С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”.
- Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.
- Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.
– Что узнали об Иуде из повести?
– Как к нему относились люди?
– Почему у него не было детей?
– Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?
– Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись ученики?
Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – поносили его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.
В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…
5.4. Проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом.
– Зачитайте описание портрета Иуды. Какое значение он имеет для понимания смысла повести?
Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может нести добро.
– Кому из учеников Христа в повести отводится значимое место? Почему?
5.5. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.
– О чем свидетельствует эпизод «Поцелуй Иуды»?
Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.
5.6. Задание на осмысление текста.
– На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом. Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд. Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса? Включите в рассказ выразительные средства из исходного текста, продумайте собственный комментарий эпизода.
– Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.
– Особое равнодушие проявляет он во время избиения Иисуса. Почему он столь равнодушен? Почему Иуда любит Иисуса, но все делает так, чтобы тот погиб? Или не о гибели он мечтал?
- Иуда любил Иисуса. И ревновал… Ревновал к тем, кто был, как ему казалось, более любим Иисусом. Именно ревность движет поступками Иуды. Как он пытается доказать свою любовь к Иисусу?
– Было ли предательство Иуды из ненависти к учителю? Или что-то другое двигало его сознание? Как об этом говорит Л.Андреев?
– Почему Иуда вернул деньги, данные ему Каифой в качестве оплаты за предательство?
– Почему Иуда покончил жизнь самоубийством? О чем он мечтал, уходя из жизни? Где он хотел оказаться самым первым из апостолов – учеников Христа?
III. Подведение итогов урока.
Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.
Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.
Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.
“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?” Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни. (Чтение этого эпизода учителем в распечатке).
Итак, Иуда хотел встать на небесах рядом с Иисусом. Не Пётр, не Иоанн, не Фома, а именно он, Иуда, будет с учителем, первым среди равных. Победит всех, он, Иуда, всеми гонимый, встанет рядом. И ради этого он все и делал. Но нельзя злыми поступками добиться добра.
IV. Домашнее задание.
Подготовиться к письменной работе по творчеству А.И.Куприна и Л.Н.Андреева. Темы в учебнике на с.96, 108, ч.1