Прощание с Матёрой - дорога в никуда или путь в светлое будущее? (по повести Валентина Распутина "Прощание с Матёрой")
Прощание с Матёрой - дорога в никуда или путь в светлое будущее? (по повести Валентина Распутина "Прощание с Матёрой")
Цель: актуальность рассматриваемой темы бережного отношения к природе.
Задачи: острота и разнообразие проблем, рассматриваемых Валентином Распутиным; формирование неравнодушного отношения к проблемам страны и личностного чувства ответственности за её труд; усвоение учащимися культурных, нравственных и социально значимых ценностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прощание с Матёрой - дорога в никуда или путь в светлое будущее? (по повести Валентина Распутина "Прощание с Матёрой") »
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ (11 КЛАСС)
( с элементами проектной деятельности)
Тема: Прощание с Матерой – дорога в никуда или путь в светлое будущее?
(по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» )
Задачи:
Актуальность рассматриваемой темы бережного отношения к природе.
Поиск путей разрешения экологической проблемы современности.
Цель:
Острота и разнообразие проблем, рассматриваемых В.Распутиным.
Формирование в учащихся неравнодушного отношения к проблемам страны и личностного чувства ответственности за ее будущее.
Усвоение учащимися культурных, нравственных и социально значимых ценностей.
Предметные цели:
Создание доверительных взаимоотношений в процессе беседы.
Развитие аналитического восприятия художественного произведения.
Развитие устной и письменной речи.
Развитие умения работать как индивидуально, так и в группах.
Форма организации познавательной деятельности
Общеклассная
Групповая
индивидуальная
Методы обучения
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
частично-поисковый
исследовательский
Методические приемы:
Слово учителя
аналитическая беседа,
Диалог
дискуссия
Оборудование урока:
Текст повести В.Распутина «Прощание с Матерой
Фрагменты фильма «Прощание с Матерой»
Фонограммы с песнями: «Малиновый звон» и «Родительский дом»
Слайды «Природа Сибири», « Байкал», « Ангара»
Видеоролик «Богучанская ГЭС. На дне», «Братская ГЭС»
стр.1
(СЛАЙД 1)
Эпиграф: Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам,
На них основана от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека -
Залог величия его
Животворящая святыня
Земля была б без них мертва.
Без них наш целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества
ХОД УРОКА
СЛАЙД 2 ( ФОНОМЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ПЕСНИ «МАЛИНОВЫЙ ЗВОН»
МЕЛЬКАЮТ КАДРЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТ ПРИРОДЫ, ИХ
СМЕНЯЕТ ТРЕВОЖНЫЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН ).
УЧИТЕЛЬ:Тихо! Слышите звон? Очнитесь!
Помогите земле! Отзовитесь!
Вспомните, как она вас ласкала,
Как к груди нежно вас прижимала.
А теперь вот она рыдает,
Помощи людской ожидает!
Неужель ваше сердце ослепло?
Возродим ли мы счастье из пепла..?
Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали «во дни торжеств и бед народных», когда голосу человеческому не под силу было выкричать боль… Сегодня мы слышим голос Матеры…
( СНОВА ЗВУК КОЛОКОЛОВ)
СДАЙД 3 (ИЗОБРАЖЕНИЕ МАТЕРЫ)
Вот она лежит, маленькая такая!
Вот она грустит, в думы свои вникая!
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!..
Она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь! (громче)
Просит прийти на помощь! (еще громче)
(СНОВА ЗВУК КОЛОКОЛОВ стр.2
УЧИТЕЛЬ: Как бы печально ни звучали сегодня мои слова, но я не могу
не сказать, что живем мы в эпоху духовно-нравственного слома, который вряд ли в России когда-либо наблюдался. Все лучшее, что было наработано веками подвижниками духа и совести, летит под откос. Все исконно родное, традиционное выхолащивается, теряет силу примера или запрета. Человеческая душа спит. Её не волнуют сложные духовные проблемы. Она стала невосприимчива к жестокости и злу. Она утратила память и совесть. В этой духовной глухоте человек превратился в жестокое и алчное существо и перестал замечать трагедию мира.
Но природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала, не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Очень точно сказал об этом замечательный писатель Валентин Распутин: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека».
Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является не только возрождение духовности и нравственности, не менее важной является и проблема отношения человека к природе. Ведь именно она воспитывает в нас понятие красоты, любви, долга и истины. Если отделить человека от природы, значит навсегда лишить его духовности, значит полностью извратить его человеческую суть. Не случайно лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас о том, что пришло время спасать нашу Землю, наш Дом.
Чтобы убедиться в этом, мы решили обратиться к творчеству интереснейшего писателя, большого мастера слова, человека высокой духовности и нравственности – Валентина Распутина. Вера в добро, в совесть человеческую, в нравственное наследие предков – осознанная цель писателя.
СЛАЙД 4. (НА НЕМ ЗАПИСАНА ТЕМА УРОКА).
«Прощание с Матерой –дорога в никуда или путь в светлое будущее»…?» Так мы решили назвать наш урок по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой», поразившей нас своею философской глубиной, истинной высотой и величием.
Мы постараемся не просто проанализировать основные проблемы повести, а постараемся внести в него элементы проектной деятельности чтобы найти правильный ответ на вопрос, поставленный нами в формулировке темы нашего урока.
(Для работы на уроке класс разбивается на три группы:
1.Партия «Зеленых» (в деталях одежды присутствует зеленый цвет –
символ жизни) (
2. Партия «Черных» ( в деталях одежды присутствует много черного-
символ трагедии и пустоты
3. Партия « Самостоянье» ( в деталях одежды присутствует красный
и голубой цвет – символ тревоги за будущее планеты и веры в торжество человеческого разума и жизни на земле. стр.3
Итак, обратимся к названию произведения, которое по остроте конфликта и трагическому излому событий можно назвать философской притчей.
ЧТО ЗНАЧАТ СЛОВА «ПРОЩАНИЕ», «МАТЕРА»? ( ИДЕТ РАБОТА ПО ГРУППАМ. ДАЕТСЯ ОБЪЯСНЕНИЕ:
Матера – материк, берег у реки, гора, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей.
Матереть – становиться матерью, рожать детей.
Матера – основное течение, стержень реки
Матерый - полный сил, крепкий, достигший полной зрелости
5. опытный, знающий
«ПРОСТИТЬСЯ» - ЗНАЧИТ
С кем-либо обменяться приветствиями при прощании;
Покинуть что-нибудь, расстаться;
УЧИТЕЛЬ: Вслушайтесь в звучание слова «Матера».
С КАКИМ СЛОВОМ СВЯЗАНО ОНО ПО СВОЕМУ ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ?
По своему лексическому значению оно связано со словом «мать». Для ее
жителей она первооснова, стержень, надежный и вечный. Триста
лет обживали этот уголок русские крестьяне. Триста лет неторопливо, без
спешки шла здесь жизнь. Сменялись поколения. Строились, заваливались
и вновь возводились избы.
ЧТО НАРУШИЛО ЭТОТ ПРИВЫЧНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ?
В стране происходят грандиозные перемены. Строятся заводы, фабрики, возводятся электростанции. Вот и до Матеры дошли слухи о предстоящем её затоплении. Ослабела как-то сразу хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибираться в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли в ней «жилой дух».
ПОЧЕМУ ЖЕ ТОГДА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ПОЭТИЧНОЙ КАРТИНОЙ ОПИСАНИЯ НАЧАЛА БУРНОГО ЛЕДОХОДА НА АНГАРЕ?
СЛАЙД 5. (НАЧАЛО ФИЛЬМА, НА КОТОРОМ НАДПИСЬ
«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду,
но последняя для Матеры…)
КАКОВА ЗДЕСЬ РОЛЬ СОЮЗА «И»?
стр.4
Он обозначает продолжение, периодичность, бесконечность, вечность движения и жизни.«Остров собирался жить долго»,- отмечает автор. Но в этом же предложении есть союз «НО», который словно предупреждает всех о предстоящих нелегких испытаниях, выпавших на долю Матеры и её жителей.
ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ?
Это прощание с вековыми традициями, теми духовными ценностями, которые были впитаны ими от предков. Не случайно Распутин пишет: «Деревня повяла, как подрубленное дерево, откоренела, сошла с привычного хода. Гуще и нахальней полезла крапива. Мертво застыли окна в опустевших избах».
УЧИТЕЛЬ: Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей
деревни. А трудное время – это время испытаний человека.
Сразу становится ясным отношение каждого человека к
Родине, родной земле и малой родине.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОР СТАВИТ В ПОВЕСТИ?
Проблему экологии
Проблему взаимодействия человека и природы
Проблему отношения поколений и сохранения традиции
Проблему смысла человеческого существования
Проблему отношений человека и власти
КАКОЙ КОРОТКОЙ ФОРМУЛИРОВКОЙ ВЫ МОГЛИ БЫ ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕ ЭТИ ПОНЯТИЯ?
УЧИТЕЛЬ:А я бы еще добавила« Экология души или торжество разума».
УЧИТЕЛЬ: Это проблемы вечные и современные. Но особенно актуальным
остается проблема экологии. И касается это не только нашей
страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут
последствия научно-технического прогресса, цивилизации в
целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты,
к исчезновению жизни? Проблема защиты природы,
охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемой,
как вы правильно заметили, с «экологией человеческой души».
Итак, прогресс требует жертв. Бедствием, крушением
размеренного лада жизни, благодати оборачивается
строительство ГЭС. Под угрозой оказались вековые основы
жизни, утрата которых невосполнима.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НЕ СЛИШКОМ ЛИ ДОРОГАЯ ЦЕНА ЗА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, НА КОТОРОЕ ПОЙДЕТ МАТЕРА?
(ИДЕТ РАБОТА ПО ГРУППАМ) стр.5
ПАРТИЯ «ЧЕРНЫХ»:
Это необходимо. ГЭС строят не только в интересах государства, но и в интересах людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч, миллионов, для которых можно и пожертвовать маленькой деревушкой. Крошечная Матера с небольшим количеством людей – по сравнению с целью – жертва вполне допустимая . Цель-то благородная, значит могут быть оправданы любые средства их достижения.
УЧИТЕЛЬ:ДА, МАТЕРИНЦЫ ТЕ ЖЕ ЛЮДИ ТОГО ГОСУДАРСТВА, НО
ЧТО ОНИ ПОЛУЧИЛИ ВЗАМЕН?
(ИДЕТ РАБОТА ПАРТИИ «ЗЕЛЕНЫХ)
1.Переезд в непригодный для жизни поселок
2.Разрушение дома, хозяйства, семьи
3.Разрушение могил и осквернение памяти прошлого.
4. Смерть стариков.
5. Гибель деревни
6.Разрушение основ жизни
7. Забвение.
8. Исчезновение острова и его символов ЭТО ГЛАВНОЕ!
ПАРТИЯ «САМОСТОЯНЬЕ»:
Наверное все-таки надо разобраться в причинах. На наш
взгляд причинами случившегося были прежде всего:
(ИДЕТ РАБОТА В ГРУППАХ)
Во-первых, - это непродуманность решения И прежде всего это бесхозяйственность и огромная затрата денег, потраченных на то, чтобы затопить плодородные земли и на северном склоне сопки, на камнях да глине, где ничего расти не будет, построить поселок городского типа.
Во-вторых.- это потеря нравственных устоев. Вспомним, как оценивает идею затопления Матеры и строительство ГЭС внук Дарьи Пинегиной. С его точки зрения, это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.
УЧИТЕЛЬ:Представители ПАРТИИ «ЧЕРНЫХ» утверждают, что ради
прогресса, науки и во имя блага людей могут быть оправданы
любые средства достижения.
СЛАЙД 6. ВСПОМНИМ СЦЕНУРАЗОРЕНИЯКЛАДБИЩА
(ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»)
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БЛАГО ДЛЯ МИЛЛИОНОВ И КОЩУНСТВО НАД ДЕСЯТ КАМИ – ВЕЩИ СОВМЕСТИМЫЕ? КАК БЫ ВЫ НАЗВАЛИ ТО, ЧТО ТАМ ПРОИЗОШЛО? стр.6
ПАРТИЯ «САМОСТОЯНЬЕ» :
Законы жизни таковы, что конфликт старого и нового вечен. Причем новое всегда побеждает старое. Вспомним роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», комедию Грибоедова «Горе от ума». Тут важно другое: каким образом и какой ценой. Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом и преобразуя его? Уничтожение Матеры – это частный конфликт.
РАЗ ЭТО ЧАСТНЫЙ КОНФЛИКТ-, ЗНАЧИТ МОЖНО ОСОБО-ТО И НЕ ПЕРЕЖИВАТЬ. ТАК ЧТО ЛИ ПОЛУЧАЕТСЯ?
Нет, относиться к этому равнодушно никак нельзя. Безусловно, здесь можно было найти разумный выход: перевезти дома, сделать перезахоронение умерших людей. Да, это требует большихматериальных затрат, но никакие материальные издержки не могут компенсировать душевные страдания человека. А нравственная глухота страшнее всего.
ПАРТИЯ «ЗЕЛЕНЫХ»
Мне кажется, в повести сама жизнь противостоит смерти, а добро - злу. Например, попытки утопить Матеру, чтобы она навсегда исчезла с лица земли, не так- то просты. Вспомним величественный символ жизни на Матере - дерево «царский листвень», с которым не справились ни топор, ни современная бензопила, ни трактор, ни огонь.
СЛАЙД 7. «ГОРЯЩИЙ ЛИСТВЕНЬ»
Отчаянное сопротивление жизни попыткам убить ее видно и в том, какой обильный урожай картофеля уродился. Вспомним и сцену сенокоса. Запахи, звуки, краски становятся ярче, когда люди косят траву. Во всем этом
торжество жизни.
УЧИТЕЛЬ:На фоне этого жизнеутверждающего начала, безусловно,
страшна позиция таких, как Жук и Воронцова.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В ПОНЯТИИ «ЗЕМЛЯ-
РОДИНА» и «ЗЕМЛЯ-ТЕРРИТОРИЯ»?
Если земля-территория и только, то и отношение к ней
соответственное. Землю-Родину освобождают. Территорию захватывают. Хозяина на земле - территории называют завоевателем, покорителем. А на своей родной земле человек – хозяин. А если он хозяин, то ему не безразлично, что было до него и что будет после него.
ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ МАТЕРА ДЛЯ ВОРОНЦОВА И ЖУКОВА??
СЛАЙД 9. (ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОРОНЦОВА)
стр.7
Позиция таких исполнителей, как Жук и Воронцов страшна.У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. И земля для них – это территория, которую они будут захватывать и покорять вопреки всем нравственным нормам. Уничтожение Матеры они лицемерно прикрывают словами о благе народа. И хотя они сами являются представителями власти, тем не менее ответственность перекладывают на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах страны.
Эти люди – лишь тупое орудие в руках власть, без жалостирубящее по живому. Так, как они, поступают люди недальновидные и недалекие.
СЛАЙД 10. (С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЖУКОВА)
Они живут только сегодняшним днем: забыв прошлое и не думая о будущем, руководствуясь принципом: «После нас хоть потоп…» Человек, утративший связь с прошлым, становится ущербным.
Для таких людей старики и старухи Матеры – «граждане затопляемые». Эти пришельцы привыкли все делать по распоряжению, не задумываясь. Поэтому с такой легкостью они жгут кладбище. Наверное, многое безропотно могли бы снести материнцы, но не это… Ведь это не просто место захоронения. Кладбище для материнцев – святое место, где покоятся близкие им люди, их деды и прадеды.
КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВЫ ДАДИТЕ ДРУГИМ ПЕРСОНАЖАМ?
( ПО ЭТОМУ ОБРАЗУ РАБОТАЕТ ПАРТИЯ «ЗЕЛЕНЫХ»
К этим же , чужим, можно отнести Клавку Стригунову и Петруху. Они дети Матеры, но оказывается, что Матера им не нужна. По мнению Клавки, Матеру давно уже надо было утопить. По ее мнению, здесь живым не пахнет… Устала она от бесконечного деревенского труда. Переселение представляется ей выходом в легкую жизнь. Главными стали для неё в жизни удобства. А эти удобства там, где нет Матеры…
К чужим-своим можно отнести Петруху, пьяницу, несумевшего сохранить не только Матеру, даже собственное имя. За никчемность и разгильдяйство лишила его имени деревенская община. Своими руками Петруха поджег избу, свой родной дом, чтобы поскорее получить за него компенсацию. Сжег и сердце не дрогнуло, будто и не был он здесь рожден и вскормлен матерью. Он совершенно лишен совести, а значит лишен и человеческого начала.
ЧТО ВЫ СКАЖЕТЕ О ПАВЛЕ? К КАКОЙ ГРУППЕ ВЫ ОТНОСИТЕ ЕГО?
(ПО ЭТОМУ ОБРАЗУ РАБОТАЕТ ПАРТИЯ «САМОСТОЯНЬЕ»
Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Сейчас он хотел бы спасти Матеру, помочь матери, бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг, задумывается о жизни. Глаза его полны растерянности и грусти, но он лишен основательности и решительности. В итоге, позиция его сводится к смирению: надо – значит надо, жить везде можно,- говорит он. Стр.8
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ЕГО СЫНЕ – АНДРЕЕ?
Динамизм Андрея положителен лишь на первый взгляд. Правильно понимает его Дарья: нельзя легко, безумно относиться к жизни. А Андрей все торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере.
Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он словно что-то недобрал или что- то потерял в своей жизни.Нет у него покоя ни на Матере, ни на заводе. А он все ищет, где поинтереснее. «Он душу свою не подвинул»,- говорит о нем Дарья. Мне кажется, это и есть главная потеря Андрея.
В КОМ ИЗ ГЕРОЕВ ВОПЛОЩЕН НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА?
Воплощение народной нравственности- патриарх деревни Дарья, обладающая «строгим и справедливым характером. Для нее несомненна ценность прошлого. Она отказывается от переезда из родных мест, по крайней мере до тех пор, пока могилки не перенесут. Ей хочется спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для неё
память предков является святой.
Она нравственно красива, и поэтому к ней тянутся люди. К ней идут за советом и теплом. В ней ищут поддержки. Не случаен выбор имени героини (сильная, побеждающая) Именно без таких праведниц, по мнению Валентина Распутина, не стоит село.
КАК ПИСАТЕЛЬ РАСРЫВАЕТ ОБРАЗ ДАРЬИ?
Он раскрывает её образ, показывая нам ее общение с природой. В этом общении видно свойственное русском человеку осознание своей неразрывной связи не только с природой, но и с прошлым, без которого нет и не может быть будущего.
СЛАЙД 10. (ДАРЬЯ В ЛЕСУ)
Эта деревенская неграмотная женщина, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире. Это мысль о том, ради чего мы живем? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?
До последнего она остается с Матерой, горько сетуя, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы. Героиня чувствует свою личную ответственность перед умершими родственниками. «Памяти никакой не
стало, вся износилась»,- с болью говорит она своим землякам.
При всей силе характера Дарье очень нелегко. Её любовному, бережному отношению к Матере противопоставлены и её собственный сын Павел, и внук Андрей. Они перебираются в город, отходят от крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни.: Андрей собирается работать на электростанции
стр.9
В ЧЕМ ВИДИТ ДАРЬЯ ПРИЧИНЫ ПРОИСХОДЯЩЕГО?
Она считает, что причины в душе человека: человек запутался, вконец «заигрался», слишком возомнил. Люди, по мнению Дарьи Пинегиной, потеряли совесть, а ведь это главный завет прадедов «совесть иметь и от совести не терпеть».
УЧИТЕЛЬ: И рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены
простыми словами, но в них удивительная прозорливость и
глубина. В них стройная система взглядов народа на жизнь,
представление о жизни и о месте человека в ней. Именно
такие люди задают тон, накал духовной жизни народа.
КАКИЕ СИМВОЛЫ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ ЗАМЫСЕЛ АВТОРА?
Символом мощи природы, жизнеутверждающим символом в повести является царский листвень, так и не покорившийся человеческой власти.
Символичен образ Хозяина –духа, домового Матеры. Накануне затопления слышится его прощальный голос
Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым, чувствующим. Вспомним, как старательно убирает его Дарья перед потоплением, «виновато и смиренно прощаясь с избой».Всю ночь оплакивала Дарья, и изба словно понимала, что с ней делают.
СЛАЙД 11 («УБОРКА ДОМА ДАРЬЕЙ)
В том, как Дарья «обряжает» избу не только воздаяние последнего, что в её силах, родному дому, деревне, острову, проститься человек с уходящей в прошлое жизнью: достойно и стойко, свято и просто. И потому завершение прощания Дарьи оставляет луч надежды, вселяет в нас веру в моральные ценности.
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, КАКОВ ФИНАЛ ПОВЕСТИ?
СЛАЙД 12 ( ФИНАЛ ПОВЕСТИ)
УЧИТЕЛЬ: Как вы, наверное, заметили, в финале повести две стороны
сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем
правда. Заблудились в тумане Воронцов, Павел, Петруха. Даже
Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой,
бессмысленно глядя перед собой». Все, что им остается
делать, - подобно детям, звать мать. Характерно, что делает
это Петруха. Но, по словам писателя, делает «глухо и
безнадежно». И, прокричав, вновь засыпает
«Стало совсем тихо. Кругом была только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». Стр.10
УЧИТЕЛЬ: Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа
остается за людьми ответственными, несущими добро,
хранящими память. Этот трагический финал просветлен
предварившим его рассказом о «царском листвене». –
символе неувядаемости жизни, так и не покорившемся
властной руке человека.
«Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг».
УЧИТЕЛЬ:Этими словами автор завешает повествование девятнадцатой
главы. «Царский листвень» одиноко возвышался в
опустевшем пространстве как символ неувядаемости жизни,
так и не покорившийся властной руке человека.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, завершая свои раздумья над повестью «Прощание с
Матерой», мы еще раз убедились в том, что литература – это
отражение жизни и личности, реакция на события в истории
человечества.
В ходе нашей беседы все партии частично уже высказали
свое отношение к тому, о чем с такой пронзительной болью
писал Валентин Распутин.
(СЛАЙД 13. (ПОРТРЕТ И ВЫСКАЗЫВАНИЕ В.РАСПУТИНА О ПОВЕСТИ «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ
«Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью»,- скажет он в одном из своих интервью.
«Прощание с Матерой» - моя последняя повесть. Она о тех изменениях, которые происходят в наши дни в сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый и дивный край, а глазами коренного сибиряка, живущего в этом краю и любящего его истинной любовью, думающего о нем не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут его дети и внуки».
УЧИТЕЛЬ: Наступило время каждой из партий не только обобщить то, о
чем мы говорили в ходе беседы по повести, но и защитить
свою позицию, а также высказать свои предложения.
ПАРТИЯ «ЧЕРНЫХ»
СЛАЙД 14.
За ХХ век люди в техническом плане сделали огромный скачок вперед. Мы полетели в космос. Наша медицина стала в 1000 раз лучше, чем в прошлом. Мы стали сильнее. Решилось много проблем социального и экономического характера. Все это благодаря научно-техническому прогрессу (НТР). Стр.11
СЛАЙД 15.
В 40-е гг. – телевидение, транзисторы компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин.
В 50-е гг. – водородная бомба,искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ)
В 60-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.
В 70-е гг. – Микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.
СЛАЙД 16.Непосредственным результатом научно-технического прогресса являются
инновации и нововведения. Это изменение техники и технологии, в
которых реализуются научные знания.
Не нужно делать из ничего трагедию, необходимо просто не злоупотреблять. Несмотря на все, казалось бы, отрицательные стороны, научно-техническая революция совершается для улучшения жизни людей. Познавая окружающее и через окружающее, человек имеет возможность возвыситься над миром. И непонимание многими положительных сторон прогресса, возможно, потому, что наша жизнь меняется слишком стремительно, и кто-то не может посмотреть на эти перемены со стороны. По сравнению с историей человечества, (а ей две тысячи лет!), сто лет истории машины – такая малость!
Если же говорить о строительстве Братской и других ГЭС на Ангаре, то хочется отметить, что достройка одной только Богучанской ГЭС имеет огромное значение для развития Сибирского экономического региона в целом. Это позволяет начать активное развитие экономики Нижнего Приангарья, освоение недр Эвенкии, где находится в порядке 10 % общероссийского золота, а также нефти, газа и лесных ресурсов.
Вот что говорит об этом заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края:
СЛАЙД 17. (О Богучанской ГЭС) (04.45 – 05.38)
Учитывая вышесказанное, наша ПАРТИЯ «ЧЕРНЫХ» выдвигает следующие лозунги:
СЛАЙД 18.
ПРОГРЕСС - ЗАКОН ПРИРОДЫ!
СУДЬБА СТРАНЫ В РУКАХ ПРОГРЕССА!
ПУТЬ В ЦИВИЛИЗАЦИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ!
ГЭС – ВМЕСТЕ ДВИГАЕМ ПРОГРЕСС!
ДАЖЕ НИЧТОЖНЫЙ ПРОГРЕСС ТЕБУЕТ ЖЕРТВ! Стр.12
ПРОГРЕСС – НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ!
ПРОГРЕСС – СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ!
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ – В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА!
(ПАРТИЯ «ЗЕЛЕНЫХ»
Как ни пыталась партия «ЧЕРНЫХ» убедить нас в том, что любой прогресс требует жертв, мы убеждены, что не нами создана эта Земля и не нам ее разрушать. Земля дана человеку в пользование, а не для уничтожения, - значит мы должны пользоваться всеми ее благами бережно и разумно. Никто из нас не в праве вести себя, как захватчик, как завоеватель. Взгляните на эти кадры. Перед вами история уничтожения только одного села.
СЛАЙД 19. (Богучанская ГЭС. На дне.) (ОО-1.53)
И таких сел за время строительства Братской ГЭС было по меньшей мере более 100.
СЛАЙД 20. (Действуют просто античеловечески) (13.20 – 14.16)
Страшен урон, нанесенный флоре и фауне сибирского края, но не менее страшна и психологическая травма, нанесенная коренным сибирякам, не одно поколение которых прожило в этом суровом и удивительно красивом краю.
СЛАЙД 21. ( Это моя родина) ( 23.25 – 24.30)
Братская ГЭС. Богучанская ГЭС. Зейская ГЭС. Красноярская ГЭС Этот список можно продолжить. И за всеми этими названиями страшные цифры. Вслушайтесь в них:
При строительстве только одной Красноярской ГЭС затоплено более 200 тысяч гектаров 120 тысяч гектаров пойменных земель.
Под водой оказались 120 тысяч гектаров сельхозугодий.
Было снесено более 14 тысяч различных строений.
В крае резко изменился климат. Ужесточились погодные условия. Люди страдают от переувлажненного морозного воздуха.
Незамерзающая полынья вместо обещанных 20 растянулась почти на 300 километров.
По данным центра санэпидемстанции в Красноярске заболеванием органов дыхания страдает 371 тысяча человек.
Заболеваниями костной системы 187 тысяч человек, что на 26 тысяч больше, чем в 2007 году.
Болезнями глаз страдает 176 тысяч человек, что на 28 тысяч больше, чем в 2007 году.
Затопленные кладбища и скотомогильники повлияли на состояние ихтиофауны. Рыбы в Енисее теперь плавают лежа на боку.
По сообщению директора Красноярского рыбного хозяйства, в реке исчезли лосось и осетр.
Этот список можно продолжать бесконечно. И потому, мы, партия «Зеленых» выдвигаем свои лозунги:
Стр.13
СЛАЙД 22.
ПРИРОДА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ!
НЕ ВСТУПАЙ В КОНФЛИКТ С ПРИРОДОЙ!
В БУДУЩЕЕ ПОД ЗЕЛЕНЫМ ПАРУСОМ!
НАУЧИСЬ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ!
ПРИРОДА МИЛОСТИВЕЙ НАС!
В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ – БЕЗ ПОТЕРЬ!
СВЯТОМУ ХРАМУ ПРИРОДЫ – ПРАВОВУЮ ЗАЩИТУ!
НЕ ЛЮБЯ ПРИРОДУ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ!
ПАРТИЯ «САМОСТОЯНЬЕ»
Выслушав мнение обеих партий и беря во внимание лозунги каждой из них, мы хотим обратить ваше внимание на факты, которые говорят сами за себя.
СЛАЙД 23. (Богучанская ГЭС. На дне) (06.33 – 07.02)
СЛАЙД 24. (Богучанская ГЭС На дне) (13.20 – 14.17)
И вместе с тем нельзя не учитывать того, что уже через шесть лет после начала строительства ГЭС были пущены 4 гидроагрегата, а еще через шесть лет их стало 16 мощностью 225 миллиардов ватт!
По гребню плотины проходит магистральная железная дорога Тайшет-Лена, а ниже – шоссейная дорога. Напорные сооружения общей длиною 5140 метров образуют Братское водохранилище.
При сооружении ГЭС был создан Большой комплекс предприятий Братского промышленного района и построен город Братск.
Электроэнергия, вырабатываемая Братской ГЭС, по высоковольтным линиям передается в Иркутско-Черемховский промышленный район, в объединенную энергетическую систему всей Восточной Сибири.
КАК НАИВЕН ЧЕЛОВЕК, ПОЛАГАЮЩИЙ ОБМАНУТЬ ПРИРОДУ!
ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН ПРИРОДЫ, А НЕ ЕЁ ВЛАДЕЛЕЦ!
СОЗИДАЯ, НЕ РАЗРУШАЙ!
ГЭСов МНОГО – БАЙКАЛ ОДИН!
ПРИРОДА – ЗЕРКАЛО ПОЛИТИКИ!
ГЭСЫ НУЖНЫ – ЛЕСА НУЖНЕЕ!
МЫСЛИ ГЛОБАЛЬНО, ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛО ИДЕАЛЬНО!
АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГИИ – ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ!
ПРОГРЕСС – ПО ШАДЯЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ!
МЫ ЗА ЭКО-ТЕХНОЛОГИИ!
ЭНЕРГИЮ ВЕТРОГЕНЕРАТОРОВ В ЖИЗНЬ!
Стр.14
УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята, нам осталось только ответить на вопрос,
сформулированный в теме урока: «Матера –то путь в никуда
или дорога в будущее?»
(УЧЕНИКИ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОЙ ВЗГЛЯД НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС)
(ЗАВЕРШАЕТСЯ УРОК ПЕСНЕЙ «ПРОСТИ, ЗЕМЛЯ» В ИСПОЛНЕНИИ ГРУППЫ «ЗЕМЛЯНЕ» (ВИДЕОРОЛИК). ННА ФОНЕ ПЕСНИ ЗВУЧАТ СТРОКИ: