Задачи: сообщить сведения о писателях В.В.Бианки и Г.А.Скребицком; познакомить с их произведениями; совершенствовать навыки чтения; развивать связную речь, мышление, наблюдательность; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь природе родного края.
Оборудование: учебник, книги для выставки; кроссворд; картинки с изображением птиц (грач, скворец, трясогузка, лебедь, гусь, утка, кукушка, соловей, иволга, перепел, ласточка); картина «Берёзовая роща»; плакат «Правила сбора берёзового».
Ход урока.
I.-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей о весне.
-Какой рассказ вы читали дома?
-О каком расписании шла речь в произведении?
-О том, хорошо ли вы помните, о каких птицах рассказала нам Н.Надеждина, мы узнаем по ходу разгадывания кроссворда «Весенние гости».
По горизонтали
.
- Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …(Грач).
В эту птицу превратился гадкий утёнок из сказки «Гадкий утёнок». (Лебедь)
5.Эта птица была для гадкого утёнка мамой. (Утка)
6. Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей)
7. В лесу ночном кукует птица,
Она назвать себя боится…
Ку-ку, ку-ку –
Не спит опушка,
А птицу эту звать…(Кукушка)
9. Какая птица прилетает домой только ночью? (Перепел)
По вертикали
Какую птицу Н.Надеждина назвала «ледогонкой»? (Трясогузку).
.4. В воде искупался, а сух остался. (Гусь)
6.Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец,
Тёмно- бронзовый…(Скворец).
8. Какая птица поёт так, будто играет на флейте.(Иволга)
- Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.(Ласточка)
II –Молодцы! А теперь откроем учебники и прочитаем рассказ Н.Надеждиной «Весеннее расписание».
1.Разбор прочитанного(выборочное чтение) по вопросам:
-что вы узнали о грачах?
-Почему лебеди, гуси и утки прилетают позже, чем грачи?
-Как лес встречает соловья?
-Чей прилёт не заметен?
-Почему птицы прилетают именно в таком порядке?
-Как мы должны относиться к птицам? Почему?
-Ребята, а какой весенний месяц наступил?
Что говорит народ об этом месяце? (Ученики читают приметы апреля, написанные на листочках)
.Синие облака в апреле – к теплу и дождю.
.Апрельский скворец – весны гонец.
Апрельские ручьи землю будят.
.Апрель с водою – май с травою.
.Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
.Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.
III. – Посмотрим, каким увидел апрель писатель Виталий Бианки. Обратите внимание на слова, значение которых могут показаться вам непонятными.
Сулить – обещать.
Со стану – место стоянки.
Гнёт – что-то мучает, гнетёт.
Вешние потоки – весенние воды.
Пестринки – разноцветные пятна.
а) Чтение рассказа подготовленным учеником.
IV. Физкультминутка.
V. Разбор пословицы «Апрель спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди: что-то ещё будет!»
а) Как понимаете смысл пословицы?
б) Мини – конкурс чтецов пословицы (задание: «С помощью интонации передать смысл пословицы»).
VI. Чтение рассказа «по цепочке», беседа по вопросам: какие важные дела выполняет весна в апреле? Что происходит с деревьями весной?
-Скоро распустятся клейкие листочки берёз. Об этой стройной, кудрявой, белоствольной красавице пойдёт сейчас речь. Русскую берёзку изображали в своей поэзии С.А. Есенин, А.А.Прокофьев и другие писатели; запечатлели на своих картинах многие художники, например И.И Левитан.
-Что вы видите на его картине «Берёзовая роща»?
-Какими изобразил художник берёзки?
-Какие краски использовал он, чтобы картина была яркой, солнечной?
-Картина очаровывает нас свежестью, игрой красок, трепетом самой жизни.
-А ведь всего этого может и не быть, если мы будем обращаться с берёзами так, как в рассказе Г.Скребицкого «Раненые деревья».
VII. Чтение рассказа подготовленными учениками.
1. Разбор прочитанного (выборочное чтение) по вопросам:
- как оживают деревья после зимнего сна?
- Как об этом пишет автор?
- Где гулял автор, что он услышал?
- Что он увидел на опушке?
-О чём подумал писатель?
-Чем опасны засохшие деревья для леса?
2.Можно ли собирать берёзовый сок? (высказывания детей)
Вывод: берёзовый сок собирать можно, но надо знать правила сбора.
- Делать надрезы около 2 см.
- Брать сока не больше 0,5 л.
- Надрезы замазывать пластилином или садовым варом.
( Сначала эти правила читает учитель, а потом ученики хором.)
-Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины.
VIII. Итоги урока подводятся в ходе беседы.
- Почему раненое дерево может погибнуть?
- Что надо делать, чтобы наша Родина утопала в зелени деревьев?
-Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие, здоровье. К природе надо относиться бережно, не вредить ей.
Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль, и в небе журавли…
IХ Домашнее задание: выразительно читать рассказы В.В.Бианки и Г.А.Скребицкого; отвечать на вопросы; придумать и нарисовать плакат об охране деревьев.
Литература
1. А.А.Плешаков «Зелёная страница»
г.Москва: «Просвещение», 2003г.
2. Сказка о грустном художнике «Левитан»
г. Москва: издательство «Белый дом», 2001г.
3. В.В.Латюшина « Атлас Челябинской области»
г.Челябинск: А,Б.Р.И.С, 2002 г.