Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках литературы в 5-м классе. Устное сочинение на тему: "Главный герой повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" - это…"»
Кильпа Н.А. МБОУ КШ г. Ставрополь (Прилагается видеозапись урока и презентация) Проектная деятельность на уроках литературы в 5-м классе. Устное сочинение на тему: "Главный герой повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" - это…"
Цели:
учить самостоятельно анализировать текст, на примерах героев повести давать характеристику персонажам, находить доказательства, делать выводы
учить работать в группах и защищать свой проект
учить отличать добро и зло
План урока
1. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
2. Показ отрывка из фильма
3. Основная часть
а) беседа-опрос
б) защита проектов по плану
4. Проверка знаний
5. Заключение или вывод
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
1. Н. В. Гоголь стал широко известен читателям после выхода в свет книги "Вечера на хуторе близ Диканьки". Прочитав повесть «Ночь перед Рождеством», мы ощутили дыхание подлинно народной жизни. Повесть основана на народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Н. В. Гоголя об Украине.
2. Давайте посмотрим отрывок из фильма режиссера Роу «Ночь перед Рождеством». Представим обстановку и место действия, одежду и обычаи украинского народа, попробуем ещё раз погрузиться в творческий мир Н. В. Гоголя и в мир героев его сказочной повести.
Основная часть
1. Беседа-опрос.
У: Давайте вспомним особенности повести. Повести Н. В. Гоголя читаются легко и интересно. Как вы думаете почему?
Ученики: В повести много юмора, веселья, реальная жизнь сочетается с фантастическим вымыслом и т. д.
У: Давайте вспомним, от чьего имени ведётся рассказ? Что вы о нём можете сказать?
Ученики: Панько Рудый (рыжий) - весёлый, гостеприимный, любит собирать молодёжь, слушать их шутки-прибаутки, страшные рассказы)
У: Рудый Панько - это вымышленное лицо. Но Н. В. Гоголь живёт в своей эпохе и среди реальных людей, поэтому он вводит в свою повесть реальных людей, живущих в ту историческую эпоху.
Ребята называют реальных людей, живущих в ту историческую эпоху.
Царица Екатерина II
Граф Потёмкин (доверенное лицо царицы, который был её первым советчиком, царица доверяла ему безгранично)
Запорожцы (пришли к царице с прошением)
У: Таким образом, Н. В. Гоголь в своих повестях сумел в шутливой форме рассказать об обычаях украинского народа, в то же время умело вписал настоящих исторических лиц. Поэтому и воспринимается фантастика за реальность.
За всем этим стоит литературный герой. Со своими проблемами, положительными и отрицательными чертами характера, в обыкновенной жизни.
Давайте попробуем дать характеристику главным героям.
2. Защита проектов.
Проверка знаний
1. Что понравилось в повести? Кто понравился?
2. Чья защита проектов понравилась и почему? Ваши замечания и пожелания.
3. Дать каждой группе листы бумаги с перечисленными чертами характера героя (не того, которого они характеризовали), учащиеся должны по чертам характера узнать героя повести и прикрепить карточки к соответствующему имени.
В результате этой работы на доске появляется следующее:
Вакула
умеет ценить прекрасное сам трудолюбив и другим найдёт работу умеет признать ошибку готов на всё ради любви
Солоха
летает на метле умела очаровывать хорошая хозяйка хитрая и сметливая жадная
Оксана
красавица избалованная честная и гордая хорошая хозяйка
Ученики вместе с учителем делают вывод, на весах взвешивают качества характера, соотносят их с добром и злом. Побеждает добро. Учитель и учащиеся обращаются к теме урока и делают вывод: главный герой повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» – это Вакула.
В повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством»
На земле (в жизни)
соединяются влюблённые, торжествует добро
В небе (в сказке)
летают на мётлах ведьмы и черти, крадут звёзды, задумывают интриги во вред людям,
На земле должна торжествовать справедливость.Всё прекрасное твориться на земле.
Защита проектов СОЛОХА
I. Вступление
Одним из ярких героев повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" является Солоха.
II. Описание внешности
"Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы".
III. Черты характера
1) В повести Солоха показана отрицательным персонажем.
Появляется неожиданно.
"Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле". (Показ иллюстрации)
(Данный отрывок читается наизусть)
2) Ведьма также, как и чёрт, может превращаться в кого угодно и делать невозможное для человека.
"Ведьма почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе и прямо в трубу"
"Что парубок Кизялупенко видел у неё сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она ещё позапрошлый четверг чёрной кошкою перебежала дорогу; что к попадье, раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад"
3) Солоха - ведьма. Она же мать главного героя повести Вакулы. В жизни она умела очаровывать самых степенных казаков. Она умела искусно обходиться с ними. "Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперники".
4) Она была хорошей хозяйкой. "…как не зайти к Солохе, не поесть жирных со сметаной вареников и не поболтать в тёплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой…"
"Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному".
Вопрос к классу.
С кем из казаков Солоха была приветливее всего? Почему?
5) Она была хитрая и сметливая.
- Ради своей выгоды была готова навредить даже своему сыну.
"Всё это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству, заранее размышляя о том, какой оно примет порядок, когда перейдёт в её руки… она прибегла к обыкновенному средству сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом".
- Благодаря своей сметливости, она сумела своих кавалеров посадить в мешки.
" . . -Это дьяк…. Вот тебе на! ай да Солоха! Посадить в мешок …то- то я гляжу у неё полная хата мешков… теперь я всё знаю: у неё в каждом мешке сидело по два человека. а я думал, что она только мне одному…Вот тебе и Солоха!"(Показ иллюстрации)
Вывод. В образе Солохи Н. В. Гоголь показал людские пороки: жадность, обман, измену. И мы видим, что всё плохое всё равно обнаружится и тогда человек выглядит смешно и глупо.
ЧЕРТ.
I. Вступление
1) Н. В. Гоголь в основе своей повести использует фольклор, народные поверья. Так, например, чёрт.
2) Чёрт - в славянской мифологии злой дух. (Показ иллюстрации)
Это существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Он способен превращаться в чёрную кошку, собаку, свинью. Чаще - в человека, странника, кузнеца, младенца. Может принимать облик знакомого: соседа, мужа и т. п.
Чёрт в народных поверьях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступления, самоубийство, пытаются заполучить душу человека.
По другим поверьям соблазняют женщин, отчего у них рождаются уродливые дети, упыри.
Черти опасны в "нечистых" местах и в определенное время суток (от полночи до первых петухов, реже - в полдень) или года (на святки и в канун Ивана Купалы) . (Данный отрывок читается наизусть)
1) "Вдруг с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. …" Так появился чёрт
2) " Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней ... Просто черт" (Данный отрывок читается наизусть)
III. Черты характера и его поступки
1) чёрт показан Н. В. Гоголем как хитрый проказник.
"Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул, было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад … побежал далее"
Вопрос классу.
Зачем чёрт украл месяц?
3) "Чёрту оставалась последняя ночь шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей."
Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, из-за него чёрта могли выгнать даже из ада.
"Но торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на стене церковной в правом притворе… чем ни попало"
"В то время, когда живописец трудился над этой картиной и писал её на большой деревянной доске… С той поры чёрт поклялся мстить кузнецу."
4) Чёрту тоже свойственны человеческие качества. Поэтому мы и воспринимаем его как настоящего.
"Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут чёрт, подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо …передразнивать"
Он заигрывает с ней, как только остаётся свободная минута.
"Чёрт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, …а душу отправит прямо в пекло"
"Рожа, мерзость … и он строит любовные куры"
5) Чёрт очень обрадовался, что может отмстить кузнецу.
"Теперь то попался кузнец!" - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе голубчик все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей! … в моих руках"
6) Он уже радовался, как утрёт нос своим товарищам хвостатым
"Тут чёрт засмеялся от радости, …как будет беситься хромой чёрт, считавшийся между ними первый на выдумки".
7) Он старался уговорить кузнеца, обхитрить.
"Но чёрт, наклонив своё собачье рыльце ему на правое ухо, сказал …"
8) Как и все сказочные герои, он умел перевоплощаться:
летал по небу (показ иллюстрации)
"Чёрт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня …"
"Чёрт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман …"
9) Заставил запорожцев взять Вакулу во дворец.
Вывод.
Ничего не получилось у этого проказника.
Единственное о чём он думал, чтоб Вакула отпустил его и не окрестил крестом.
Н. В. Гоголь, описывая приключения Вакулы и чёрта, сам говорит нам, что трудолюбивый Вакула, который стремиться к своей цели и делает всё своими руками, сумел победить чёрта.
"И так, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен".
ВАКУЛА
I. Вступление
Главным героем повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" является кузнец Вакула.
II. Описание внешности
Н. В. Гоголь описал его так. "силач и детина хоть куда…" (Показ иллюстрации)
III. Черты характера и его поступки.
1) О Вакуле мы можем сказать словами из повести :
" .. . в досужее время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке."
"… все миски, из которых Диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом." (Выставка деревянной расписанной посуды)
2) О том, какой Вакула был кузнец, говорит следующий отрывок …(отрывок читается наизусть)
3) Главной чертой характера Вакулы - было трудолюбие. Если он хочет напомнить о себе то, вспоминает свои дела.
Чтобы доказать свою любовь к Оксане, он говорит о сундуке
". . Железо на оковку положил такое, которого не клал на сотникову таратайку . . . А как он будет расписан!. . . . . Гореть будет, как жар".
Встретил запорожцев и напомнил им о себе "… новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки"
4) Он постоянно ищет себе дело.
Когда после неудачного свидания пришёл домой, то глаза его искали, чтобы сделать.
"Зачем тут лежат эти мешки?. . отнести их в кузнецу!."
5) Вакула очень любил Оксану и готов был ради неё на многое.
"Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану".
И черевички он хотел сшить сам для Оксаны, а во дворце хотел только поглядеть, из чего они сделаны.
6) Вакула даже никому ненужному чёрту нашёл работу - оседлал его и заставил лететь в Петербург.
7) Вакула умел ценить прекрасное. Попав во дворец, он восклицает:
"Что за лестница! Эх, какая чистая выделка! это всё я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали"
Показ отрывка из фильма
Вопрос классу.
Один раз Вакула совершил проступок - какой?
Вывод. Описывая образ кузнеца Вакулы, Н. В. Гоголь хотел сказать нам, что честность, трудолюбие, верность всегда смогут победить зло, что если человек совершил плохой поступок, то он его всегда сможет исправить, как это сделал в своё время Вакула.
ОКСАНА
I. Вступление
Главной героиней повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" является дочь Чуба красавица Оксана.
II. Описание внешности
Оксане не минуло еще и 17-ти лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по ту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще и не будет никогда на селе… Парубки гонялись за ней толпами, но, потерявши терпение, обращались к другим, не так избалованным девушкам.
III. Черты характера и поступки
- Какой же предстаёт Оксана в начале повести?
(Капризна, любит жеманиться, желание является прихотью, кокетка, ветреная)
Параллельно идёт словарная работа (индивидуальные задания — работа с толковым словарём): прихоть — капризное желание; своенравный — упрямый; кокетка — женщина, стремящаяся понравиться своим поведением, нарядом; жеманиться — вести себя неестественно, без простоты, манерно; ветреная — легкомысленная.
«Оксана перед зеркалом» (Просмотр отрывка из фильма);
«Разговор с кузнецом» (чтение по ролям);
«Приход подружек» (Чтение и обсуждение).
Вопрос классу. Что потребовала героиня у Вакулы?
Что произошло дома, пока Вакула странствовал? Как изменились мысли Оксаны о кузнеце? Повлияли ли черевички на любовь Оксаны? Как добился кузнец своего? Изменилось ли наше отношение к Оксане? Счастливы ли Вакула с Оксаной?
Вывод. Характер Оксаны изменился, в конце повести перед нами нежная жена, любящая мать, почтительная женщина. (Читаем конец повести)
Приложение к уроку
Цель проектного обучениясостоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные явления, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление
На своих уроках литературы я часто применяю данный метод, где учащиеся самостоятельно:
делятся на группы
выбирают себе старшего группы (состав групп и старший постоянно меняются в зависимости от задания, а иногда и от настроения учеников)
распределяют задания
готовятся и коллективно защищают проект
План защиты проекта
1. Вступление (роль героя в повести)
2. Описание внешности героя
3. Черты характера героя (с доказательством)
4. Вывод
В ходе защиты можно использовать отрывки из фильмов, иллюстрации, портреты, рисунки, инсценировка отрывка и т. д.