kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность на уроке внеклассного чтения по произведению В.Г.Короленко «Мгновение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока внеклассного чтения по произведению В.Г.Короленко «Мгновение».

Тема: «А кто знает, не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябанья!..» по произведению В.Г. Короленко «Мгновения».

 На уроке учитель проводит  пошаговую работу на изучением языка произведения, дает толкование незнакомых слов (словарная работа).  Идет подготовка к работе над проектом. В процессе работы с информацией на 1 уроке учащиеся актуализировали, расширяли, углубляли знания о жизни и творчестве писателей, систематизировали знания по образу героя литературного произведения.

проект дает возможность на уроке освоить большой объем учебной информации, активизировать деятельность каждого ученика на уроке.

В результате работы с учебной информацией учащиеся создают продукт – мультимедийную презентацию, которая помогает наглядно, красочно сопроводить сообщения учащихся, представить материал в сжатом виде. Увеличивается плотность урока. Каждый учащийся имеет возможность быть достойно оцененным. Все это способствует более эффективной учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроке внеклассного чтения по произведению В.Г.Короленко «Мгновение». »

Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе.

Тема: «В.Г.Короленко «Мгновения».

Цели: - углубить представления учащихся о творчестве писателя; раскрыть основной смысл очерка;

- развивать навыки анализа произведения, учить аналитически мыслить и делать выводы, свободно высказывать сове мнение;

- воспитывать в детях чувство внутренней свободы, стремление изменять свою жизнь.

Оборудование: картина Айвазовского, запись песни «Мгновенья» (из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»).

План урока:

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Слово учителя. 2 мин.

прослушивание песни 3 мин.

3. Обсуждение произведения.

словарная работа 2 мин.

беседа 17 мин.

наблюдение над языком произведения 5 мин.

4. Итоги урока. 3 мин.

5. Домашнее задание. 2 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы продолжаем говорить о творчестве В.Г.Короленко, который предстает перед нами писателем необычайным, удивительным, способным философию преподнести нам так доступно и понятно.

2. Слово учителя.

В.Г.Короленко всегда стремился показать правду жизни, как бы сурова она ни была. И вы помните повесть «Дети подземелья» - сокращенный вариант повести «В дурном обществе». Повесть очень пронзительная, о людях, лишенных всего, и о том, как они не сломались несмотря ни на что.

Но душа писателя всегда стремилась к поэзии «необычайного и удивительного», как он сам говорил. Плодом этих устремлений стал очерк «Мгновение», который вы прочитали дома. Наша задача выяснить, почему так названо это произведение? Но сначала прослушаем песню, созданную на много лет позже, чем данный очерк. (Звучит запись песни «Мгновенья»).

3. Обсуждение произведения.

словарная работа

Инсургент – участник вооруженного восстания против правительства.

Флибустьер – пират, разбойник.

Монитор – бронированный военный корабль.

беседа

- Вспомним, что такое очерк? (Очерк – это небольшое произведение, которое опирается на собственные впечатления, мысли и чувства).

- Где происходит действие в очерке «Мгновения»? (В Испании, вернее, в башне, где находится тюрьма).

- Посмотрите на картину известного художника Айвазовского. Здесь изображено море в самый страшный момент – шторм. Как эта картина соответствует содержанию очерка? (Очерк начинается с описания бури, шторма. Вот его описание: «Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разыгрался пурпуром, и, по мере того, как пламя разливалось по небу,— синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали бе­лые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от дол­го сдерживаемого гнева.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вы­тянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи. Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном». И далее: «Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту»).

- Какое создает настроение это описание? (Очень тревожное, как будто что-то должно случиться).

- Что еще создает напряжение? (Лодка, которая случайно оказалась возле башни. Ей грозит опасность, поэтому капрал разрешает причалить).

- Как ведут себя капрал и его солдаты? (Они боятся такой погоды, читают вслух молитвы).

- Кому не дает покоя шторм ? (Шторм беспокоит заключенного, Хуан-Мария-Мигуэль-Диац).

- Что узнаем о его судьбе? Найдите строки, рассказывающие о нем. (Он участник вооруженного восстания, то есть инсургент. Короленко пишет: «В прошлое восстание испанцы взяли его в плен и при­говорили к смерти, но затем, по прихоти чьего-то милосердия, он был помилован. Ему подарили жизнь, то есть привезли на этот остров и посадили в башню. Здесь с него сняли оковы. Они были не нужны: стены были из камня, в окне — толстая железная ре­шетка, за окном — море. Его жизнь состояла в том, что он мог смотреть в окно на далекий берег... И вспоминать... И, может быть, еще — надеяться»).

- Как меняется поведение Диаца? (Сначала он вглядывался в далекий берег, который был ему родным, что-то угадывал. Потом перестал это делать. Даже перестал долбить решетку).

- На что надеялся Диац? (На то, что на том берегу опять вспыхнет восстание, и его освободят. Но ничего этого не происходит).

- Что происходит в сознании заключенного с течением времени? («Так прошли годы, которые казались уже днями. Время сна не существует для сознания, а его жизнь уже вся была сном, тупым, тяжелым и бесследным»).

- Писатель говорит, что Диаца держит не решетка, ведь ее можно сломать. Что же тогда его держит? (Во-первых, море, которое создает опасность, а во-вторых, спокойствие на том берегу. Только восстание гарантирует ему жизнь, а не новое заключение).

- Сколько времени провел Диац здесь? Как отсчет времени ведет он? (Сначала он отмечал время днями, неделями, потом месяцами... Десятый год – последняя цифра).

- Как можно охарактеризовать дух Диаца, можно ли сказать, что тюрьма сломала его, как сломала многих? (Диац – очень свободолюбивый человек. Даже в тюрьме он не отступил от своих устремлений. Об этом говорят надписи: «Хуан-Мария-Мигуэль-Диац, инсургент. Да здравствует свобода!»

- Что нарушает сон сознания Диаца? (Ему кажется, что на том берегу началось какое-то оживление, но сначала он принимает это за сон).

- Что окончательно приводит его к мысли, что это все не сон? (Разбушевавшееся море, буря).

- Почему это происходит? Ведь в шторм вряд ли что-нибудь слышно? (Восстание – это тоже нечто похожее на бурю, на шторм. Именно поэтому Диац понимает, что там действительно восстание, которого он так долго ждал).

- Сразу ли приходит Диац к мысли о побеге? (Он сначала сомневается, пока ему не кажется, что на его постели лежит человек и спит глубоким сном. Диац задает вопрос, он ли это, вошедший сюда полным сил и любви к свободе?).

- Как выглядит побег Диаца? (Ту самую лодку, которая попросилась переждать бурю, поставили под окна камеры Диаца. Решетки им давно были расшатаны. Никто не думал даже, что он задумает побег. Отсюда, наверно, невозможно было убежать).

- Как ведет себя беглец в море? (Он крепче сжал руль, натянул парус и издал победный крик).

- Почему он не боится гибели? (Он понимает, что никто в мире сейчас не счастлив так, как он. Лучше погибнуть свободным – а это его счастье).

- Как относятся к его побегу часовые, капрал, офицеры? (Они сочувствуют Диацу, выстрелы их – всего лишь обязанность, они знали, что все равно в такой шторм не попадут в него).

- В чьих словах отражено это сочувствие? (В словах молодого офицера: «Во всяком случае, море дало ему несколько мгновений свободы»).

- Как вы думаете, погиб ли Диац? (Думаем, что нет, не погиб, потому что на том берегу замелькали белые вспышки дыма, видно, кого-то приветствовали. И хотя не сказано, что приветствовали сбежавшего инсургента, все-таки создается впечатление, что там обрадовались именно ему).

наблюдение над языком произведения

Выпишите все предложения, в которых встречается слово «свобода» или его синонимы. (Пауза). Сколько можете назвать примеров? («... понесутся паруса с родным флагом возмущенья и свободы.», «Да здравствует свобода!», «Он хочет только свободы.», «Во всяком случае, море дало ему несколько мгновений свободы»).

4. Итоги урока.

В какой фразе сформулирована основная мысль рассказа? («А кто знает, не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябанья!..»).

Почему же именно так назван этот очерк? (Мгновенья играют значительно большую роль в нашей жизни, чем мы это себе представляем. Иногда один миг стоит целой жизни).

5. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Несколько мгновений свободы».





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Захарова Людмила Владимировна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113857


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства