kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проект "Любимые страницы романа А.С.Пушкина "Дубровский" (инсценирование фрагментов романа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 6 классе. ФГОС. Инсценирование фрагментов романа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проект "Любимые страницы романа А.С.Пушкина "Дубровский" (инсценирование фрагментов романа)»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок на тему:

«Проект «Любимые страницы романа А.С.Пушкина «Дубровский»

(инсценирование фрагментов романа)











Учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.

























2016 год





«проект «Любимые страницы романа
А. С. ПУшкина “Дубровский”»
(инсценирование фрагментов романа)

Задачи деятельности учителя: создать условия для организации литературного праздника, выявления любимых страниц романа «Дубровский», обобщения полученных знаний; способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как художнике слова, великом прозаике, развитию интереса к творчеству писателя.

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали; знать текст художественного произведения;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства, составления викторин, написания сценариев;

эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие с помощью других видов искусств: музыки, живописи.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, инсценирование, викторина, выразительное чтение.

Интернет-ресурсы:

Бекиш, Е. «Дубровский». Переложение на драматургию для школьной литературной композиции / Е. Бекиш. – Режим доступа : http://www.proza.ru/2010/11/24/662

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; больших размеров обложка книги «Дубровский» с яркой иллюстрацией на ней; выставка рисунков шестиклассников, иллюстрирующих любимые страницы романа; книжная выставка «Какое счастье, что у нас есть Пушкин!».







Сценарий урока-праздника

Ведущий 1. Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

Ведущий 2.

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

П. Марков

Ведущий 1. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

Ведущий 2.

Благослови и день, и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

Г. Гоц

Ведущий 1. Авторское слово в романе «Дубровский» мы угадываем, слышим, то в небольших ремарках, то в отступлениях, то в прямых обращениях к читателю. Пушкин хочет быть понятым.

Ведущий 2. Сегодня на нашем празднике, который посвящается любимым страницам романа «Дубровский», мы услышим пушкинское слово и увидим его героев.

Учитель. Разрешите представить ведущих праздника (фамилии, имена учащихся), художников-оформителей (фамилии, имена учащихся), сценаристов (фамилии, имена учащихся), музыкальных оформителей (фамилии, имена учащихся).

Звучит «Вальс» Г. Свиридова.

Сцена первая
«Письмо из дома»

Действующие лица

Пушкин.

Владимир Дубровский.

Слуга Гриша.

Кучер Антон.

5–6 крестьян.

Няня Егоровна.

Входит Гриша, слуга молодого Дубровского, с письмом в руках. Навстречу ему идет Владимир Дубровский.

Гриша. Письмо вам тут, барин. (Подает письмо.)

Владимир (неохотно берет письмо). Что еще? (С удивлением смотрит на конверт, поспешно вскрывает, читает вслух.) «Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит, как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем в Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кириле Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная нянька Орина Егоровна Бузырева. Посылаю мое благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня». (Встревоженно перечитывает.) «Очень плох... Иногда заговаривается... Земский суд... Под начал... Троекурову... Приезжай ты к нам, соколик мой ясный!» Ехать! Надо ехать!.. Гриша!

Гриша входит.

Владимир. Собирайся. Едем в Кистеневку, к батюшке. 

Пушкин. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. (Владимир выходит на сцену.) Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет он не видел своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. (Толпа людей в крестьянских одеждах окружила Владимира.) Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Владимир. Здорово, здорово, няня. Что батюшка? Где он? Каков он?

Ведущий проводит викторину по роману «Дубровский». (См. Ресурсный материал.)

Сцена вторая
«Как Владимир стал Дефоржем»

Действующие лица

Владимир Дубровский.

Сидорыч – смотритель.

Пахомовна – жена смотрителя.

Француз.

Француз, сидевший в доме смотрителя в ожидании лошадей, насвистывал.

Пахомовна (ворчит). Вот Бог послал свистуна. Эк посвистывает, чтоб он лопнул, окаянный басурман.

Сидорыч. А что? Что за беда, пускай себе свищет.

Пахомовна. Что за беда? А разве не знаешь приметы?

Сидорыч. Какой приметы? Что свист деньгу выживает? И! Пахомовна, у нас что свисти, что нет: а денег все нет как нет.

Пахомовна. Да отпусти ты его, Сидорыч. Охота тебе его держать. Дай ему лошадей, да провались он к черту.

Сидорыч. Подождет, Пахомовна. На конюшне всего три тройки, четвертая отдыхает. Того и гляди, подоспеют хорошие проезжие, не хочу своею шеей отвечать за француза. Чу! Так и есть! Вон скачут. Эге-ге, да как шибко; уж не генерал ли?

Звенят бубенцы. Слышно, как коляска останавливается у крыльца.

Владимир (в военной шинели и в белой фуражке, быстро входит). Лошадей!

Сидорыч. Сейчас. Пожалуйте подорожную.

Владимир. Нет у меня подорожной. Я еду в сторону... Разве ты меня не узнаешь?

Смотритель узнал, засуетился и кинулся в дверь готовить лошадей. Владимир с нетерпением прошелся по комнате, заглянул за перегородку.

Владимир (жене смотрителя). Кто такой проезжий?

Пахомовна. Бог его ведает. Какой-то француз. Вот уже пять часов как дожидается лошадей да свищет. Надоел, проклятый!

Владимир (подходя к французу). Куда изволите вы ехать?

Француз (с сильным акцентом). В ближайший город. Оттуда отправляюсь к одному помещику, который нанял меня за глаза в учители. Я думал сегодня быть уже на месте, но господин смотритель, кажется, судит иначе. В этой земле трудно достать лошадей, господин офицер!

Владимир. А к кому из здешних помещиков определились вы?

Француз. К господину Троекурову.

Владимир. К Троекурову? Кто такой этот Троекуров?

Француз. Ма foi, mon officier… Я слыхивал о нем мало доброго. Сказывают, что он барин гордый и своенравный, жестокий в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все трепещут при его имени, что с учителями он не церемонится и уже двух засек до смерти.

Владимир. Помилуйте! И вы решились определиться к такому чудовищу?

Француз. Что же делать, господин офицер! Он предлагает мне хорошее жалованье, 3000 рублей в год и все готовое. Быть может, я буду счастливее других. У меня старушка мать. Половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, достаточный для будущей моей независимости, и тогда – bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты.

Владимир. Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова?

Француз. Никто. Меня он выписал из Москвы через одного из своих приятелей. Надобно вам знать, что я готовился было не в учители, а в кондитеры, но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее.

Владимир (во время речи француза что-то обдумывает; прерывает его). Послушайте. Что, если бы вместо этой будущности предложили вам десять тысяч рублей чистыми деньгами с тем, чтоб сей же час вы отправились обратно в Париж?

Француз с изумлением смотрит на Владимира и с улыбкой качает головой.

Сидорыч (вбегает). Лошади готовы!

Владимир. Сейчас. (Смотрителю.) Выдьте вон на минуту.

Смотритель уходит.

Владимир. Я не шучу, десять тысяч рублей могу я вам дать. Мне нужно только ваше отсутствие и ваши бумаги. (Достает пачку ассигнаций.)

Француз (в изумлении). Мое отсутствие... Мои бумаги... Вот мои бумаги... Но вы шутите? Зачем вам мои бумаги?

Владимир (стремительно). Вам дела нет до этого. Спрашиваю: согласны вы или нет?

Француз, растерявшись, все еще не веря своим ушам, протягивает бумаги Владимиру.

Владимир (быстро просматривает бумаги). Ваш пашпорт... Письмо рекомендательное, посмотрим. Свидетельство о рождении... Прекрасно!.. Ну, вот же вам ваши деньги, отправляйтесь назад. Прощайте.

Уходит и сейчас же возвращается.

Владимир. Я было забыл самое важное. Дайте мне честное слово, что все это останется между нами... Честное ваше слово...

Француз. Честное мое слово. Но мои бумаги? Что мне делать без них?

Владимир. В первом городе объявите, что вы были ограблены Дубровским. Вам поверят и дадут нужные свидетельства. Прощайте. Дай Бог вам скорее доехать до Парижа и найти матушку в добром здоровье. (Уходит.)

Смотритель, проводив Владимира, входит.

Сидорыч. Пахомовна! Знаешь ли ты что? Ведь это был Дубровский!

Пахомовна (кинулась к окошку). Дубровский?! Бога ты не боишься, Сидорыч! Зачем ты не сказал мне того прежде – я хоть бы взглянула на Дубровского! А теперь жди, чтоб он опять завернул! Бессовестный ты, право, бессовестный!

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина.

Группа чтецов читает стихотворения: «Певец», «Простите, верные дубравы», «Что в имени тебе моем?».

Сцена третья
«Признание»

Действующие лица

Владимир Дубровский.

Мария Троекурова.

Сад Троекурова. Вечер. Беседка. Маша идет быстро, тревожно оглядываясь, к беседке. Из беседки навстречу ей выходит Владимир.

Владимир. Благодарю вас, что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы вы на то не согласились.

Маша. Надеюсь, вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.

Владимир. Обстоятельства требуют... я должен вас оставить. Вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами объясниться. Я не то, что вы предполагаете. Я не француз Дефорж, я – Дубровский.

Маша вскрикивает.

Владимир. Не бойтесь, ради Бога. Вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться – ни за себя, ни за него. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пересечь ему все пути к бегству, – в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье... Наконец случай мне представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия, их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни... Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня, сей же час. Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Знайте, что никогда... Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для другого назначения, что душа его умела вас любить, что никогда...

Раздается легкий свист.

Владимир (схватил ее руку и прижал к губам). Меня зовут. (Отходит, всматриваясь в глубь сада.) Я должен спешить. (Берет ее руку.) Если когда-нибудь несчастье вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности? (Маша молчит.) Вы меня губите! Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа. Обещаетесь ли вы или нет?

Маша (прошептала). Обещаюсь.

Учитель. Дорогие участники праздника, примите слова благодарности за то настроение, которое вы подарили своим выступлением. В заключение я хотела бы прочитать несколько выдержек из ваших сочинений.

Пожелание как учителя литературы у меня одно: читайте Пушкина!



















Ресурсный материал

Викторина по роману «Дубровский»

Блицопрос

1. Какую песню постоянно насвистывал Троекуров? («Гром победы раздавайся».)

2. Как называлось имение Верейского? (Арбатово.)

3. На каком музыкальном инструменте играла Марья Кириловна? (Фортепиано.)

4. Как звали няню Владимира Дубровского? (Егоровна.)

5. Как звали жену смотрителя Сидорыча? (Пахомовна.)

6. Как называлась деревня Троекурова? (Покровское.)

7. Как называлась деревня Андрея Гавриловича Дубровского? (Кистеневка.)

8. Какой чин получил Владимир в кадетском корпусе? (Корнет – младший офицерский чин.)

9. Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70 душ.)

10. Назовите титул героя по фамилии Верейский. (Князь.)

11. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж – француз? (Кондитер.)

12. Как звали медведя, с которым Троекуров запер Владимира Дубровского? (Миша.)

13. Назовите фамилию Антона Пафнутьевича, опоздавшего на званый обед к Троекурову? (Спицын.)

Узнайте героя по описанию

1. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». (Владимир Дубровский.)

2. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее». О каком герое идет речь? (Князь Верейский.)

3. «...Между всеми отличался, он танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним очень ловко вальсировать». (Владимир Дубровский – Дефорж.)

4. «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе». О ком речь? (Троекуров.)

5. «Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес». У кого воровали лес мужики? (Андрей Гаврилович Дубровский.)

6. «Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги». О ком идет речь? (Заседатель Шабашкин.)

7. «...Я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения». (Владимир Дубровский – Дефорж.)

8. «...В залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский.)

9. «В шалаше, из которого вышла старуха, за перегородкою лежал раненый... на походной кровати. Перед ним на столике лежали его пистолеты». О ком речь? (Владимир Дубровский.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курбатова Галина Николаевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства