kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока литературы в 6 классе "А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока литературы для учащихся 6 класса представлен как путешествие в мир поэзии. Это урок-исследование поэтического текста для того, чтобы понять своеобразие творческой манеры А.Фета. В начале урока и в заключении обращаемся к документальному фильму "В гостях у Пришвина". В процессе фронтальной беседы выявляем знания учащихся о творчестве Фета, о его сложной судьбе - проверяем знания, полученные в начальной школе и знания учебника. После знакомства с текстом стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила." выясняем первичное восприятие. Повторное чтение текста учащимися, его анализ с элементами лингвопоэтики и интерпретация  проходят в группах. ученики читают стихотворение по строфам, отвечают на предложенные вопросы и стараются дать ответ на общий вопрос"Почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?" Несколько учеников выполняют индивидуальные задания: работа со словарем, определение размера стихотворения и способа рифмовки, сопоставление иллюстрации с текстом стихотворения, подведение выводв после размышлений, выразительное чтение. После беседы учитель обобщает ответы учащихся. Домашнее задание дифференцированно. Проект урока сопровождает презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Фет. 6 класс»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

города Павлово Нижегородской области





Тема урока: А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку

завесила…» Природа как воплощение прекрасного.


Тип урока: урок – исследование


Название УМК: Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

В 2 ч. / авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина,

В.П. Журавлев, В.И. Коровин ; под ред. В.Я.Коровиной. –

М.: Просвещение, 2009.


Класс 6


Учитель Гурьева Марина Евгеньевна



























Тема урока: А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку

завесила…» Природа как воплощение прекрасного.


Цель урока: учить анализировать поэтический текст, видеть и понимать

своеобразие творческой манеры А.А.Фета


Задачи как пути реализации цели урока


образовательные: - представление личности поэта, основных

мотивов его творчества;

- формирование умения понимать настроение, чувства

поэта, способности создания зрительных образов и

умение соотносить их с собственными мыслями и

ощущениями;

- закрепление знания литературных терминов;

- выработка навыков выразительного чтения

лирического произведения;

- формирование навыков самостоятельной работы

с учебником и поэтическим текстом;

развивающие: - совершенствование умения анализировать

лирическое произведение, эмоционально

откликаться на художественное слово;

- совершенствовать культуру речи, культуру общения;

воспитательные: - воспитание эстетического вкуса, умения слушать и

уважать мнение другого;

- приобщение к миру прекрасного.


Средства, необходимые для проведения урока:

- учебник литературы под редакцией В.Я.Коровиной;

- компьютер, проектор, интерактивная доска;

- презентация урока;

- видеоролик;

- фонохрестоматия к учебнику литературы;

- карточки с заданием














Проект урока


  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие. Фиксирование отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Обращение к чувственно- образному мышлению. Просмотр видеоролика «В гостях у Пришвина».


Сегодня нас вновь ждет путешествие в мир поэзии. Мы побывали в литературной мастерской Ф.И.Тютчева. Читая его стихотворения, убедились, что природа у Тютчева – живой, чувствующий организм, она может «принахмуриться», ее «раскаты громовые» могут стать смелыми и сердитыми, а солнце – взглянуть на землю «исподлобья». Мы поняли, что стихотворения Тютчева не просто пейзажные зарисовки, а переданное в образной форме … (продолжите) размышление о жизни человека.

/Смотрим видеоролик:

«Помните, у Пришвина: «Почему я пишу о рассветах, цветах, лесах? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, забываю о человеке. Меня спрашивают: «Не потерял ли ты что-нибудь?» «Да, - отвечаю, - я мысль свою в себе потерял и теперь вот, чувствую, найду, непременно найду. И так я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».


  1. Сообщение темы урока, постановка цели.


Вот и сегодня продолжим так же, как и великий знаток природы, писатель М.М.Пришвин, искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой. И поможет нам в этом А.А.Фет.

Вот его стихи.

- Вспомните, из какого стихотворения эти строчки:

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит. /»Весенний дождь»/


- Продолжите стихотворение:

Чудная картина,

Как ты мне родна…

/ Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег./

Сегодня мы рассмотрим еще одно стихотворение поэта и постараемся узнать, в чем своеобразие поэзии Фета о природе, будем учиться понимать настроение, чувства поэта и соотносить их с собственными мыслями и ощущениями.


  1. Слово о поэте. Проверка домашнего задания.

Дома вы прочитали небольшой очерк учебника о Фете, составили тезисный план. Проверим, что узнали о судьбе поэта.

/ учащиеся отвечают на вопросы и задания по карточкам/


– Продолжи: «В течение всей своей жизни А.А.Фет стремился достичь жизненной цели - …» /материальной независимости/


- Почему все свои беды в жизни поэт называл именем Фет?


Жизнь наносила поэту удар за ударом, и, кроме горьких воспоминаний, она ничего не оставила в его сердце. Фет лишился всего: прав дворянина, права быть помещиком. Но самое главное: лишился возможности называть себя русским.


– Что означают эти названия: немецкая школа-пансион в городе Верро, словесное отделение философского факультета Московского университета?


После окончания университета поступает на военную службу низшим чином. Что за странный поступок? Точное объяснение этому, пожалуйста, узнайте сами, самостоятельно.


- Кого из известных писателей, друзей Фета, вы можете назвать?


Фет общался с лучшими, самыми образованными людьми своего времени. Друзья помогли поэту издать стихотворения, он печатался в известных литературных журналах: «Современник», «Москвитянин». Талант молодого поэта оценил В.Белинский : « Из пишущих в Москве поэтов всех даровитее г. Фет».







  1. Знакомство со стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Прослушивание текста в исполнении мастера художественного слова.


В своих стихотворениях поэт стремился наиболее естественно запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, передать самые мимолетные впечатления, тонкие намеки, едва видимые приметы в природе и в душе человеческой.

Вот одно из таких стихотворений..


  1. Выявление первичного восприятия произведения.


- Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?


  1. Чтение и анализ текста с элементами лингвопоэтики.

Его интерпретация.


- Прочитаем стихотворение про себя. Здесь 3 строфы. Сколько картин мы представим? На сколько частей разделим? Вспомните, в каком месте стихотворения появилась музыка? Почему?


- Прочитаем стихотворение внимательно – по строфам – и постараемся узнать,

/Общее задание группам/

почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?


Работа в группах


1 группа

Читаем 1 строфу

- Какие картины возникли в вашем воображении? Найдите ключевые слова и понятия. Есть ли среди них метафоры, эпитеты, олицетворения? Какой символический смысл несут в себе эти образы?

Как они помогают передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу и атмосферу таинственности, сказочности? слайд

- Как понимаете выражение «странник бедный»? В каком значении употреблено прилагательное «бедный»: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»? Какие чувства испытывает «странник бедный»? В каком состоянии он находится?


- Прочитайте 2-4 строчки стихотворения:

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Какой гласный звук повторяется чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?

- Повтор слов какой части речи усиливает состояние безысходности?


Путник словно бы не осознает себя, главное его ощущение – ветер, который заполняет все окружающее пространство. Мир природы и человеческих чувств сливаются воедино. Природа очеловечена. Как разобраться в том, что происходит вокруг? Как разобраться в собственной душе? Получается, что куда ни обратись, ответа нет. /«Я ничего не пойму»/


2 группа

Читаем 2 строфу

- С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?

- Как вы понимаете значение глагола «гудёт»? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола «гудёт» от смысла глагола «гудит»? слайд

- На какие части делится 2 строфа? Какое слово её разделяет? К какой части речи оно принадлежит? Какое смысловое значение этого слова в стихотворении?

- Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

- С помощью каких гласных и согласных звуков поэт передаёт нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев доносится иной звук: « тонко взывающий рог»?

- Как понимаете значение слова «взывающий»? Сравните: зовущий, зазывающий, вызывающий. слайд

- Как меняется настроение во 2 части строфы? Прочитайте 2 строфу.


«Странник бедный» оживает душой, укрепляется духом – он выходит к людям. Фет обращается к читателям с призывом не покоряться горю, не предаваться грусти, не сдаваться перед трудностями и любить жизнь.

3 группа

Читаем 3 строфу.

- «Сладостен зов мне глашатая медного». Попробуем разобраться в смысле этого предложения.

1.В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? Обратите внимание, что прилагательное употреблено в краткой форме.

2.Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Что означает это слово?
  3. Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?
   - Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова. Что означает это слово? слайд
   - Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках строфы?


   /   Зов «глашатая медного» — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы осенью — «мертвым листам»./


Это особенность лирики Фета – метафоричность. Запомним это.


Итоги.

- Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя? Слайд 3


Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.


Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов, и стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление. Запомним это.


- Какие художественные приемы помогают понять это? Слайд 4


- Посмотрим на звуковую организацию стихотворения. Фетом активно используется звукопись. Покажите это. Слайд 5


Индивидуальное задание


- Каким размером написано это стихотворение? Определите способ рифмовки
- Какую мелодию создает чередование длинных и коротких строк в стихотворении?

Чередование длинных и коротких строк в стихотворении создает ритм вальса.


Итоги


Главное в его поэзии — живое чувство красоты, "где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца". Поэтому особенное место в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха: его благозвучие, использование ассонанса, аллитерации, разнообразные ритмические ходы и т.д Его стихи музыкальны. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант».

На слова Фета написано много романсов.

Запомним это.




Учитель:   Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
      Взывающий, сладостен, глашатай. /


   — К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?

Индивидуальное задание

- Поработайте со словарем. Выясните значение слов: рог, взывающий, глашатай.


Индивидуальное задание

 - Вспомним еще раз: когда наступает перелом в настроении?

- Насколько удачной является иллюстрация, подобранная мной к стихотворению А.Фета?


Индивидуальное задание.

- Будьте внимательны на уроке. Следите за нашими размышлениями о стихотворении.

- Сделайте вывод: о чем это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «все гудет и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении? Или о той радости, которая рождается звуком рожка?

- Почему такое смятение чувств переживает лирический герой:

« В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму»? /Общее задание группам/

- Это стихотворение – пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека?

- Прочитайте стихотворение выразительно.


8. Участие в беседе. Обобщение учителя.


1 группа

Голые деревья, опавшие на землю листья, безжизненный лес. Природа манит лирического героя в глубь леса и пугает. Создается ощущение колдовства, все шумит, колышется, сбивая его с пути.

Как разобраться в том, что происходит вокруг? Как разобраться в собственной душе? Получается, что куда ни обратись, ответа нет. /«Я ничего не пойму»/

Строка «Ель рукавом мне тропинку завесила…» вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Здесь метафоры: «ель» – женщина – колдунья, «ветка» – рукав ее платья. Так создается атмосфера таинственности, загадочности.

Путник словно бы не осознает себя, главное его ощущение – ветер, который заполняет все окружающее пространство. Метафора «ветер» Недаром метафора «ветер» – предложение повторяется дважды.

В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья. Это передано с помощью эпитетов: голые (деревья), безжизненный (лес), бедный (странник), медный (всадник) и взывающий (рог), сладостен (зов)..

Мир природы и человеческих чувств сливаются воедино. Природа очеловечена. Об этом говорят олицетворения: гудет, колышется, кружатся, завесила.

Во 2-4 строках повторяется гласный ударный звук «у», с помощью которого передается состояние тревоги.

Состояние безысходности, смятения усиливается из-за употребления четырех наречий, соединенных повторяющимся союзом и и интонацией перечисления.


2 группа

Вдруг слышится звук охотничьего рожка. Значит, жилье недалеко. И «странник бедный» оживает душой, укрепляется духом – он выходит к людям. Фет обращается к читателям с призывом не покоряться горю, не предаваться грусти, не сдаваться перед трудностями и любить жизнь. Осенью открывался охотничий сезон, часто охота длилась много дней и уходила далеко от жилья.

Вторая строфа разделена на две части междометием «чу», которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки. Его можно заменить словом слышишь. Это слово просторечное.

С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев («неожиданно слышится») доносится иной звук: «тонко взывающий рог» (в этой строке «работают» и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

Чередование длинных и коротких строк в стихотворении создает ритм вальса.

Повторяются шипящие и свистящие согласные звуки, передается шум ветра. Состояние тревоги усиливается повтором глаголов.


3 группа

Сладостен – краткое прилагательное, полное – сладостный.

Сладкий – имеющий вкус сахара или меда.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Учащиеся определяют лексическое значение слов и выражений.

«Зов глашатая медного» - символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — «мертвым листам».





9. Итог урока.

Выводы делают учащиеся.


- Какие особенности лирики Фета мы отметили?


Метафоричность

Ассоциативность

Музыкальность, мелодичность.


Обобщение учителя.


Природа для Фета прежде всего вечный источник красоты. Слайд Созерцание природы – высшее состояние души человека. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, рисовать неподвижную, на первый взгляд, картину, передать красоту мгновения. Не случайно Константин Бальмонт так сказал: « Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…»

Нам еще многому нужно учиться у природы, главное – жить в согласии с ней.

/Смотрим видеоролик «В гостях у Пришвина»:

«Воображение мальчишек тянется к чему-то загадочному, и мысль озаряется внезапной вспышкой. Слова придут потом, а сейчас только ощущение, что человек должен достигнуть такого простора, что вот почувствовать себя вместе со всей землей, с ее воздухом, рассветом, водой и всем населением. И чтобы каждый прожитый день был как откровение».

И чтобы каждый прожитый день был как откровение.


10. Домашнее задание (по выбору). . Слайд

- Найдите другие стихотворения А.Фета и подтвердите мысли, высказанные сегодня на уроке.

- Прочитайте стихотворение «Еще майская ночь». Какую роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Чего больше в этом стихотворении – грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю? ( вопрос 3 на стр. 212 учебника)

- Прочитайте стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы…». Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и березе идет речь в стихотворении? К чему призывает поэт? ( вопрос 3 на стр. 214 учебника)

- Прочитайте стихотворение «Морская даль во мгле туманной…» (форзац учебника). Соответствует ли стихотворению иллюстрация картины И.К.Айвазовского «Кораблекрушение» (форзац)?




11



Просмотр содержимого презентации
«Фет 6 класс»

Афанасий Афанасьевич Фет  1820 - 1892

Афанасий Афанасьевич Фет 1820 - 1892

Ель рукавом мне тропинку завесила.  Ветер. В лесу одному  Шумно, и жутко, и грустно, и весело,  Я ничего не пойму.

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму.

Развитие лирической темы МИР ЧЕЛОВЕКА МИР ПРИРОДЫ тонко взывающий рог голые деревья мертвые листья зов глашатая медного безжизненный лес

Развитие лирической темы

МИР ЧЕЛОВЕКА

МИР ПРИРОДЫ

тонко взывающий рог

голые деревья

мертвые листья

зов глашатая медного

безжизненный лес

Художественные приёмы ель -женщина-колдунья ветка -рукав её платья ветер -все пространство метафоры голые, безжизненный, бедный, медный, взывающий сладостен эпитеты гудёт, колышется, кружатся, завесила олицетворения

Художественные приёмы

ель -женщина-колдунья

ветка -рукав её платья

ветер -все пространство

метафоры

голые, безжизненный, бедный, медный, взывающий сладостен

эпитеты

гудёт, колышется, кружатся, завесила

олицетворения

Ассонанс и аллитерация Открытый [ у ] : в лесу, одному, шумно, жутко, грустно, не пойму  1 строфа Согласные [ ш ] , [ ж ] , [ с ] , [ т ] : гудёт, колышется, листья, кружатся, неожиданно, слышится, взывающий 2 строфа

Ассонанс и аллитерация

Открытый [ у ] :

в лесу, одному, шумно, жутко, грустно, не пойму

1

строфа

Согласные [ ш ] , [ ж ] , [ с ] , [ т ] :

гудёт, колышется, листья, кружатся, неожиданно, слышится, взывающий

2

строфа

ПРИРОДА Мимолетность и изменчивость природы и мира ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ

ПРИРОДА

Мимолетность и изменчивость природы и мира

ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ

МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

- Найти другие стихотворения А.Фета и подтвердить мысли, высказанные сегодня на уроке.  - Прочитайте стихотворение «Еще майская ночь». Какую роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Чего больше в этом стихотворении – грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю? ( вопрос 3 на стр. 212 учебника )  - Прочитайте стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы…». Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и березе идет речь в стихотворении? К чему призывает поэт? ( вопрос 3 на стр. 214 учебника )  - Прочитайте стихотворение «Морская даль во мгле туманной…» ( форзац учебника ). Соответствует ли стихотворению иллюстрация картины И.К.Айвазовского «Кораблекрушение» (форзац)?
  • - Найти другие стихотворения А.Фета и подтвердить мысли, высказанные сегодня на уроке.
  • - Прочитайте стихотворение «Еще майская ночь». Какую роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Чего больше в этом стихотворении – грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю? ( вопрос 3 на стр. 212 учебника )
  • - Прочитайте стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы…». Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и березе идет речь в стихотворении? К чему призывает поэт? ( вопрос 3 на стр. 214 учебника )
  • - Прочитайте стихотворение «Морская даль во мгле туманной…» ( форзац учебника ). Соответствует ли стихотворению иллюстрация картины И.К.Айвазовского «Кораблекрушение» (форзац)?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гурьева Марина Евгеньевна

Дата: 22.06.2015

Номер свидетельства: 221010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства