Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
города Павлово Нижегородской области
Тема урока: А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку
завесила…» Природа как воплощение прекрасного.
Тип урока: урок – исследование
Название УМК: Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. / авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина,
В.П. Журавлев, В.И. Коровин ; под ред. В.Я.Коровиной. –
М.: Просвещение, 2009.
Класс 6
Учитель Гурьева Марина Евгеньевна
Тема урока: А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку
завесила…» Природа как воплощение прекрасного.
Цель урока: учить анализировать поэтический текст, видеть и понимать
своеобразие творческой манеры А.А.Фета
Задачи как пути реализации цели урока
образовательные: - представление личности поэта, основных
мотивов его творчества;
- формирование умения понимать настроение, чувства
поэта, способности создания зрительных образов и
умение соотносить их с собственными мыслями и
ощущениями;
- закрепление знания литературных терминов;
- выработка навыков выразительного чтения
лирического произведения;
- формирование навыков самостоятельной работы
с учебником и поэтическим текстом;
развивающие: - совершенствование умения анализировать
лирическое произведение, эмоционально
откликаться на художественное слово;
- совершенствовать культуру речи, культуру общения;
воспитательные: - воспитание эстетического вкуса, умения слушать и
уважать мнение другого;
- приобщение к миру прекрасного.
Средства, необходимые для проведения урока:
- учебник литературы под редакцией В.Я.Коровиной;
- компьютер, проектор, интерактивная доска;
- презентация урока;
- видеоролик;
- фонохрестоматия к учебнику литературы;
- карточки с заданием
Проект урока
Организационный момент.
Взаимное приветствие. Фиксирование отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Обращение к чувственно- образному мышлению. Просмотр видеоролика «В гостях у Пришвина».
Сегодня нас вновь ждет путешествие в мир поэзии. Мы побывали в литературной мастерской Ф.И.Тютчева. Читая его стихотворения, убедились, что природа у Тютчева – живой, чувствующий организм, она может «принахмуриться», ее «раскаты громовые» могут стать смелыми и сердитыми, а солнце – взглянуть на землю «исподлобья». Мы поняли, что стихотворения Тютчева не просто пейзажные зарисовки, а переданное в образной форме … (продолжите) размышление о жизни человека.
/Смотрим видеоролик:
«Помните, у Пришвина: «Почему я пишу о рассветах, цветах, лесах? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, забываю о человеке. Меня спрашивают: «Не потерял ли ты что-нибудь?» «Да, - отвечаю, - я мысль свою в себе потерял и теперь вот, чувствую, найду, непременно найду. И так я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».
Сообщение темы урока, постановка цели.
Вот и сегодня продолжим так же, как и великий знаток природы, писатель М.М.Пришвин, искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой. И поможет нам в этом А.А.Фет.
Вот его стихи.
- Вспомните, из какого стихотворения эти строчки:
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит. /»Весенний дождь»/
- Продолжите стихотворение:
Чудная картина,
Как ты мне родна…
/ Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег./
Сегодня мы рассмотрим еще одно стихотворение поэта и постараемся узнать, в чем своеобразие поэзии Фета о природе, будем учиться понимать настроение, чувства поэта и соотносить их с собственными мыслями и ощущениями.
Слово о поэте. Проверка домашнего задания.
Дома вы прочитали небольшой очерк учебника о Фете, составили тезисный план. Проверим, что узнали о судьбе поэта.
/ учащиеся отвечают на вопросы и задания по карточкам/
– Продолжи: «В течение всей своей жизни А.А.Фет стремился достичь жизненной цели - …» /материальной независимости/
- Почему все свои беды в жизни поэт называл именем Фет?
Жизнь наносила поэту удар за ударом, и, кроме горьких воспоминаний, она ничего не оставила в его сердце. Фет лишился всего: прав дворянина, права быть помещиком. Но самое главное: лишился возможности называть себя русским.
– Что означают эти названия: немецкая школа-пансион в городе Верро, словесное отделение философского факультета Московского университета?
После окончания университета поступает на военную службу низшим чином. Что за странный поступок? Точное объяснение этому, пожалуйста, узнайте сами, самостоятельно.
- Кого из известных писателей, друзей Фета, вы можете назвать?
Фет общался с лучшими, самыми образованными людьми своего времени. Друзья помогли поэту издать стихотворения, он печатался в известных литературных журналах: «Современник», «Москвитянин». Талант молодого поэта оценил В.Белинский : « Из пишущих в Москве поэтов всех даровитее г. Фет».
Знакомство со стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Прослушивание текста в исполнении мастера художественного слова.
В своих стихотворениях поэт стремился наиболее естественно запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, передать самые мимолетные впечатления, тонкие намеки, едва видимые приметы в природе и в душе человеческой.
Вот одно из таких стихотворений..
Выявление первичного восприятия произведения.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?
Чтение и анализ текста с элементами лингвопоэтики.
Его интерпретация.
- Прочитаем стихотворение про себя. Здесь 3 строфы. Сколько картин мы представим? На сколько частей разделим? Вспомните, в каком месте стихотворения появилась музыка? Почему?
- Прочитаем стихотворение внимательно – по строфам – и постараемся узнать,
/Общее задание группам/
почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?
Работа в группах
1 группа
Читаем 1 строфу
- Какие картины возникли в вашем воображении? Найдите ключевые слова и понятия. Есть ли среди них метафоры, эпитеты, олицетворения? Какой символический смысл несут в себе эти образы?
Как они помогают передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу и атмосферу таинственности, сказочности? слайд
- Как понимаете выражение «странник бедный»? В каком значении употреблено прилагательное «бедный»: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»? Какие чувства испытывает «странник бедный»? В каком состоянии он находится?
- Прочитайте 2-4 строчки стихотворения:
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Какой гласный звук повторяется чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?
- Повтор слов какой части речи усиливает состояние безысходности?
Путник словно бы не осознает себя, главное его ощущение – ветер, который заполняет все окружающее пространство. Мир природы и человеческих чувств сливаются воедино. Природа очеловечена. Как разобраться в том, что происходит вокруг? Как разобраться в собственной душе? Получается, что куда ни обратись, ответа нет. /«Я ничего не пойму»/
2 группа
Читаем 2 строфу
- С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?
- Как вы понимаете значение глагола «гудёт»? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола «гудёт» от смысла глагола «гудит»? слайд
- На какие части делится 2 строфа? Какое слово её разделяет? К какой части речи оно принадлежит? Какое смысловое значение этого слова в стихотворении?
- Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?
- С помощью каких гласных и согласных звуков поэт передаёт нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев доносится иной звук: « тонко взывающий рог»?
- Как понимаете значение слова «взывающий»? Сравните: зовущий, зазывающий, вызывающий. слайд
- Как меняется настроение во 2 части строфы? Прочитайте 2 строфу.
«Странник бедный» оживает душой, укрепляется духом – он выходит к людям. Фет обращается к читателям с призывом не покоряться горю, не предаваться грусти, не сдаваться перед трудностями и любить жизнь.
3 группа
Читаем 3 строфу.
- «Сладостен зов мне глашатая медного». Попробуем разобраться в смысле этого предложения.
1.В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? Обратите внимание, что прилагательное употреблено в краткой форме.
2.Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Что означает это слово?
3. Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?
- Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова. Что означает это слово? слайд
- Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках строфы?
/ Зов «глашатая медного» — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы осенью — «мертвым листам»./
Это особенность лирики Фета – метафоричность. Запомним это.
Итоги.
- Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя? Слайд 3
Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.
Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов, и стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление. Запомним это.
- Какие художественные приемы помогают понять это? Слайд 4
- Посмотрим на звуковую организацию стихотворения. Фетом активно используется звукопись. Покажите это. Слайд 5
Индивидуальное задание
- Каким размером написано это стихотворение? Определите способ рифмовки
- Какую мелодию создает чередование длинных и коротких строк в стихотворении?
Чередование длинных и коротких строк в стихотворении создает ритм вальса.
Итоги
Главное в его поэзии — живое чувство красоты, "где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца". Поэтому особенное место в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха: его благозвучие, использование ассонанса, аллитерации, разнообразные ритмические ходы и т.д Его стихи музыкальны. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант».
На слова Фета написано много романсов.
Запомним это.
Учитель: Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
Взывающий, сладостен, глашатай. /
— К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?
Индивидуальное задание
- Поработайте со словарем. Выясните значение слов: рог, взывающий, глашатай.
Индивидуальное задание
- Вспомним еще раз: когда наступает перелом в настроении?
- Насколько удачной является иллюстрация, подобранная мной к стихотворению А.Фета?
Индивидуальное задание.
- Будьте внимательны на уроке. Следите за нашими размышлениями о стихотворении.
- Сделайте вывод: о чем это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «все гудет и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении? Или о той радости, которая рождается звуком рожка?
- Почему такое смятение чувств переживает лирический герой:
« В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму»? /Общее задание группам/
- Это стихотворение – пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
8. Участие в беседе. Обобщение учителя.
1 группа
Голые деревья, опавшие на землю листья, безжизненный лес. Природа манит лирического героя в глубь леса и пугает. Создается ощущение колдовства, все шумит, колышется, сбивая его с пути.
Как разобраться в том, что происходит вокруг? Как разобраться в собственной душе? Получается, что куда ни обратись, ответа нет. /«Я ничего не пойму»/
Строка «Ель рукавом мне тропинку завесила…» вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Здесь метафоры: «ель» – женщина – колдунья, «ветка» – рукав ее платья. Так создается атмосфера таинственности, загадочности.
Путник словно бы не осознает себя, главное его ощущение – ветер, который заполняет все окружающее пространство. Метафора «ветер» Недаром метафора «ветер» – предложение повторяется дважды.
В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья. Это передано с помощью эпитетов: голые (деревья), безжизненный (лес), бедный (странник), медный (всадник) и взывающий (рог), сладостен (зов)..
Мир природы и человеческих чувств сливаются воедино. Природа очеловечена. Об этом говорят олицетворения: гудет, колышется, кружатся, завесила.
Во 2-4 строках повторяется гласный ударный звук «у», с помощью которого передается состояние тревоги.
Состояние безысходности, смятения усиливается из-за употребления четырех наречий, соединенных повторяющимся союзом и и интонацией перечисления.
2 группа
Вдруг слышится звук охотничьего рожка. Значит, жилье недалеко. И «странник бедный» оживает душой, укрепляется духом – он выходит к людям. Фет обращается к читателям с призывом не покоряться горю, не предаваться грусти, не сдаваться перед трудностями и любить жизнь. Осенью открывался охотничий сезон, часто охота длилась много дней и уходила далеко от жилья.
Вторая строфа разделена на две части междометием «чу», которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки. Его можно заменить словом слышишь. Это слово просторечное.
С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев («неожиданно слышится») доносится иной звук: «тонко взывающий рог» (в этой строке «работают» и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.
Чередование длинных и коротких строк в стихотворении создает ритм вальса.
Повторяются шипящие и свистящие согласные звуки, передается шум ветра. Состояние тревоги усиливается повтором глаголов.
3 группа
Сладостен – краткое прилагательное, полное – сладостный.
Сладкий – имеющий вкус сахара или меда.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
Учащиеся определяют лексическое значение слов и выражений.
«Зов глашатая медного» - символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — «мертвым листам».
9. Итог урока.
Выводы делают учащиеся.
- Какие особенности лирики Фета мы отметили?
Метафоричность
Ассоциативность
Музыкальность, мелодичность.
Обобщение учителя.
Природа для Фета прежде всего вечный источник красоты. Слайд Созерцание природы – высшее состояние души человека. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, рисовать неподвижную, на первый взгляд, картину, передать красоту мгновения. Не случайно Константин Бальмонт так сказал: « Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…»
Нам еще многому нужно учиться у природы, главное – жить в согласии с ней.
/Смотрим видеоролик «В гостях у Пришвина»:
«Воображение мальчишек тянется к чему-то загадочному, и мысль озаряется внезапной вспышкой. Слова придут потом, а сейчас только ощущение, что человек должен достигнуть такого простора, что вот почувствовать себя вместе со всей землей, с ее воздухом, рассветом, водой и всем населением. И чтобы каждый прожитый день был как откровение».
И чтобы каждый прожитый день был как откровение.
10. Домашнее задание (по выбору). . Слайд
- Найдите другие стихотворения А.Фета и подтвердите мысли, высказанные сегодня на уроке.
- Прочитайте стихотворение «Еще майская ночь». Какую роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Чего больше в этом стихотворении – грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю? ( вопрос 3 на стр. 212 учебника)
- Прочитайте стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы…». Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и березе идет речь в стихотворении? К чему призывает поэт? ( вопрос 3 на стр. 214 учебника)
- Прочитайте стихотворение «Морская даль во мгле туманной…» (форзац учебника). Соответствует ли стихотворению иллюстрация картины И.К.Айвазовского «Кораблекрушение» (форзац)?
11