kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная задача «Иван Васильевич Зырянов – рыцарь уральского фольклора».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проектной задачи с использованием краеведческого материала.

Просмотр содержимого документа
«Проектная задача «Иван Васильевич Зырянов – рыцарь уральского фольклора».»

Методическая разработка проектной задачи по литературному чтению с использованием краеведческого материала.

С введением государственного образовательного стандарта начального общего образования основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение учеником системой учебных действий с изучаемым предметным материалом.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования система учебных действий носит название универсальные учебные действия (УУД). В связи с обозначенным новым образовательным результатом в практику начальной школы входит проектная задача, которая ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий.

По мнению А.Б. Воронцова и др., под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер» [1].

Алгоритм решения проектной задачи для ученика.

  1. Определить роль каждого участника групповой работы.

  2. Ознакомиться с условием задачи.

  3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

  4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

  5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции.

  1. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

  2. Предъявление готового продукта.

  3. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

  4. Оценивание своего продукта по форме

(каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).

Литература: Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.Е. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. — М.: просвещение, 2010 — 176 с. (стандарты второго поколения).


Проектная задача по литературному чтению.

Название проектной задачи «Иван Васильевич Зырянов – рыцарь уральского фольклора».

Предмет Литературное чтение

Класс 4

Вид задачи Предметная проектная

Цели и педагогические задачи:

(педагогический замысел)

1. Использование освоенных в литературном мире способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации

2. Сотрудничество в малых группах

Рекомендация: выполнять задания по порядку.

1. Выход на тему Проектной задачи

«Дорогие ребята! Сегодня у нас будет проходить Проектная задача, на которой участники работают в группах. Чтобы работать дружно и результативно, вам необходимо поприветствовать друг друга (слайд 1). Используя информацию со слайда, образуя в центре стола пирамиду из ладоней. Закончив приветствие, произнесите хором девиз «Один – за всех и все – за одного!» (слайд 2)

(слайд 3) «Ребята, сегодня вы – участники ярмарки. Издавна на Руси устраивались знатные меновые базары-ярмарки с присущими им русским размахом, куда съезжались купцы, ремесленники и покупатели из разных мест (слайд 4). Красочные базары и ярмарки на Руси были не только объектами купли и продажи, но и излюбленным местом для встреч, бесед, обмена новостями. Для привлечения покупателей продавцы, торговый люд часто использовали шутки-прибаутки, частушки, потешки - то, что является элементами устного народного творчества. Давайте вспомним жанры устного народного творчества».

Просмотр видеоролика (слайд 5)

А теперь давайте вместе заполним кластер (слайд 6). Итак, какие жанры устного народного творчества вы знаете? (слайд 7)

- Как одним словом называют произведения устного народного творчества? (Фольклор)

- Ребята, а откуда нам известны эти произведения? Да, былины, мифы сказки, … наши предки передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Но были особенные люди, которые собрали, записали и сохранили для нас народную мудрость. Можете ли вы назвать их имена? (братья Вильгельм и Якоб Гримм, Владимир Иванович Даль, Александр Николаевич Афанасьев, Кирша Данилов и др.) (слайд 8)

У каждого народа хранятся свои сказки, легенды, песни, отражающие национальную самобытность, их традиции и обычаи. Наш Вишерский край тоже богат своими легендами, обрядовыми песнями, сказками.

- Знаете ли вы, кто был известным фольклористом у нас на Урале? (Иван Васильевич Зырянов)

- Делом всей его жизни стало изучение уральского фольклора и сохранение культурного наследия наших предков, которое он собирал по крупицам во время экспедиций по деревням и селам Прикамья.

Проектную задачу мы посвящаем нашему земляку, ученому, писателю, удивительному человеку, хранителю нашей народной культуры. Тема проектной задачи «Иван Васильевич Зырянов – рыцарь уральского фольклора» (слайд 9).

- Как вы думаете, какова цель нашей проектной задачи сегодня?

Лучше всего о творчестве писателя говорят его произведения, его книги. Итак, продуктом нашей проектной задачи будет театрализованное выступление на ярмарке по произведениям Ивана Васильевича Зырянова и оформление обложки книги по его творчеству. Для этого вам необходимо выполнить ряд заданий.


2. Выполнение заданий

-Ребята! Перед началом работы вы должны ознакомиться с Инструкцией для участников проектной задачи (на столах). Все задания выполняйте по порядку. Приступаем к выполнению Задания 1.

2.1 Участники ПЗ самостоятельно выполняют Задание 1.

2.2 Выступление групп (по плану).


Ребята! В 2018 году исполнилось 90 лет со дня рождения известнейшего уральского фольклориста, прекрасного ученого и литератора Ивана Васильевича Зырянова. Как ученый-исследователь, он один из первых почувствовал необходимость изучения народной культуры. Благодаря ему, мы можем судить, как жили в далекие времена наши предки. Еще в детстве он сделал для себя удивительное открытие: оказывается, его родная бабушка из деревни Морчаны, Дарья Андреевна Судницына знала столько всякого, что к ней даже школьники ходили сказки слушать. Она рассказывала все новые и новые сказки, а Ваня их записывал. В 1981 году Пермским книжным издательством был выпущен сборник сказок Прикамья в записи И.В. Зырянова под названием «Старикова Тайна» (слайд 10). В книге напечатаны 35 сказок, записанных от 12 уральских сказочников, простых деревенских жителей. Давайте познакомимся с некоторыми из этих сказок. Приступаем к выполнению Задания 2.


2.3 Участники ПЗ самостоятельно выполняют Задание 2.

2.4 Выступление групп (по плану) (слайд 11 с музыкой)


3. Ярмарка (подвижные игры, ярмарочные забавы в рекреациях )


4. Продолжение работы

Ребята! Вам понравилось на нашей ярмарке?

А что вам понравилось?

(слайд 12) Ярмарка – это не только место, где предлагают и рекламируют свой товар, но и яркий праздник с театральными представлениями, песнями, шутками, танцами. Ярмарка – это народное гулянье. Мы предлагаем вам выступить на ней и представить разные фольклорные произведения, которые для нас сохранил Иван Васильевич Зырянов.

(слайд 13) Иван Васильевич для детей специально не писал, но собранные им частушки, песни, сказки, скоморошины, вам ребята, наверняка будут интересны.

Приступаем к творческому Заданию 3.


4.1 Участники ПЗ самостоятельно выполняют Задание 3.

4.2 Выступление групп (по плану).

5. Мастер-класс по теме «Оформление обложки книги».

-Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди, каких только песен, сказок, преданий, былин, частушек не создали они! Опыт жизни наших предков помогает нам жить в настоящем, создавать будущее, делает нас богаче и красивее. В наших руках сохранение традиций русского народа. Выпущено немало книг Ивана Васильевича Зырянова, но, к сожалению, они давно не переиздавались. А книги со временем изнашиваются и теряют свой вид. Мы предлагаем вам сегодня придумать обложки для новых изданий, которые бы привлекли внимание современных читателей к творчеству Ивана Васильевича.

Приступаем к выполнению Задания 4.

5.2 Участники ПЗ выполняют Задание 4.

5.3 Выступление групп. (Оформленные обложки разместить на доске в аудитории).

6. Рефлексия.

-Ребята! Давайте подведем итоги. Смотрите инструкцию.

6.1 Каждый ученик заполняет индивидуальную Анкету участника проектной задачи и складывает в цветной конверт.

6.2 Представители каждой группы озвучивают результаты своей совместной работы (по Листу самооценки).


7. Подведение итога, вывод ПЗ

-Дорогие ребята! Вы все сегодня отлично потрудились. По результатам вашей работы будет оформлена выставка, которая расскажет всем ученикам нашей школы о нашем земляке Иване Васильевиче Зырянове и его творчестве. А закончить нашу встречу хочется словами пермского поэта Алексея Домнина:

Мой друг, фольклором увлеченный,

Искусством песенной Руси,

В своих скитаниях ученых

Сто тысяч верст исколесил.

Мы будем помнить фольклориста,

Родного Ваню – земляка

И пронесем его творенья

Через столетья и века.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная задача «Иван Васильевич Зырянов – рыцарь уральского фольклора».

Автор: Зайкова Анна Степановна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571575

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства