Проблема счастья в жизни человека. (По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».)
Проблема счастья в жизни человека. (По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».)
Дать представление о Чингизе Айтматове; проанализировать повесть «Белый пароход»; помочь учащимся понять поэтическую концепцию гармонии человека и природы в повести, раскрыть её основной конфликт как столкновение светлого, радостного начала жизни со злом, алчностью, жестокостью; постичь авторскую мысль об ответственности взрослых перед миром детства и миром природы, о праве человека на счастье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема счастья в жизни человека. (По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».)»
Тема. Проблема счастья в жизни человека. (По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».)
Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.
В.Гюго.
Каждый должен иметь возможность жить на белом свете, дорожить и свободно распоряжаться лишь однажды дарованным и цезарю и пастуху счастьем полнокровного существования.
Ч.Айтматов.
Цель: дать представление о Чингизе Айтматове; проанализировать повесть «Белый пароход»; помочь учащимся понять поэтическую концепцию гармонии человека и природы в повести, раскрыть её основной конфликт как столкновение светлого, радостного начала жизни со злом, алчностью, жестокостью; постичь авторскую мысль об ответственности взрослых перед миром детства и миром природы, о праве человека на счастье.
Оборудование: портрет писателя, плакат с цитатой, иллюстрации к повести, национальная киргизская мелодия.
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка задачи урока.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами обращаемся к творчеству замечательного писателя Чингиза Айтматова. Музыка, которую вы слышите, - это национальная мелодия киргизского народа. Я хочу, чтобы вы соприкоснулись с той культурой, которая некогда была частью нашей большой единой национальной культуры, а сейчас по волею случая оказалось зарубежной. ( Пауза. Звучит мелодия.)
- Чингиз Айтматов!... Имя это – едва ли самое популярное сейчас. И не только на его родине – в Киргизии, но и во всём мире Айтматов являет собой редкий случай среди творческих личностей, когда современниками уже при жизни он был зачислен в ряд выдающихся писателей и общественных деятелей. Он – классик.
Ученица рассказывает биографию писателя.
- У Айтматова, как у каждого настоящего художника, свой особый, «айтматовский» мир: характеров, ощущений, красок, отношений. В этот мир надо вдуматься, вчитаться, вживаться, тогда он откроется нам в своей необычной красоте.
- Давайте обратимся к его повести «Белый пароход». Поговорим с вами о проблемах, которые автор затрагивает в своей повести, в частности, поговорим о проблеме счастья в жизни человека.
Основное содержание урока. Беседа.
Ваше впечатление от повести. Что вызвало особое волнение, запомнилось?
Как вы понимаете смысл названия этой повести?
(Айтматов как бы говорит нам, что в жизни не только сказка, но и Орозкул. И часто они живут рядом.
Наверное, для Ч. Айтматова страшнее то, что случилось после сказки. Жизнь Момуна теряет смысл, мальчик уходит из жизни в свою сказку, пытаясь превратиться в рыбу и т.д.)
Какие, на ваш взгляд, проблемы затрагивает автор в этом произведении?
(взаимоотношения человека и природы, проблема памяти, чувства родства; противоречивая проблема добра и зла, проблема счастья в жизни каждого человека).
Каким вы видите мальчика?
( Главный герой повести в свои 7 лет уже ощутил на себе всё самое страшное, что может произойти с человеком в этом мире. Лишь потому, что он ещё слишком мал, он до конца не понимает своего положения. Надежда ни на минуту не покидает ум и сердце юного героя. Брошенный родителями на попечение деда, он лишён родительского тепла и материнской ласки, способной одарить счастьем душу родного ребенка. Казалось бы теперь ненависть должна переполнять сердце мальчика, но в душе его ещё горит огонёк надежды и веры в доброту людей. Он ждёт, что когда- то сможет вернуться к своим родителям и обрести друзей, и может быть тогда счастье словно рукою дотронется до сердца и озарит его любовью и радостью. Этого момента он готов ждать всю жизнь.)
Что противопоставляет мальчик жизни на кордоне?
(Наш герой – обычный мальчик. И мечты у него были, как у всякого мальчишки, и фантазии дополняли и скрашивали его жизнь. Ему не с кем было поделиться своими мечтами, на кордоне нет больше ни одной юной души, но желание общаться побеждает эту ограниченность. Здесь его друзьями становятся камни и растения. Среди них есть «вредные», «любимые», «смешные» и даже «добрые» и «злые» образы. Главными же друзьями являются бинокль и портфель.
Мальчик часто разговаривает вроде бы сам с собой, а на самом деле – с ними.
Если мир общения с людьми для него был ограничен, то мир общения с природой в какой-то мере компенсировал мальчику те огорчения, которые приносили ему взрослые.)
Почему мальчик без имени?
(Наверное, мальчику может быть дано любое имя. Таких мальчиков много. Он – собирательный образ, поэтому имя не нужно. Он просто мальчик, и этим всё сказано.)
Как вы понимаете легенду о Рогатой матери–оленихе? Помогает ли она узнать героев?
(В далёкие времена, повествует легенда, когда из всего киргизского племени уцелели только мальчик и девочка. Рогатая мать-олениха принесла их в горы и выкормила. От них пошёл род бугинцев, снова зазеленело дерево жизни.
Дети, взращённые Рогатой матерью-оленихой, начало людского рода, начало человека, рожденного природой. И мальчик – сын сыновей Рогатой матери-оленихи. И старик Момун несказанно горд тем, что принадлежит к роду бугинцев, который тоже ведёт начало от Рогатой матери-оленихи. Один корень, одно начало у этого родства.
Отрывок наизусть: «Чтили Рогатую мать – олениху бугинцы как святыню…»
Но обидели бугинцы священное животное, подняли руку на детей Оленихи, тем самым навлекли несчастье на свой род, на многие годы и поколения вперед.
Люди лишились чувства родства.)
Сценка.
- Чему учит Момун внука?
(Сам того не ведая, Момун учит мальчика быть человеком, учит памяти.)
- Что общего у слов и понятий «род», «народ», «Родина», «природа»? (один корень)
(Проблема памяти и родства занимают важное место в нравственно-философской системе Айтматова. Эта память не только о прошлом, о предках. Она о самом человеке, о том, кто он и что он, зачем в этот мир пришёл, что ему в этом мире сделать предназначено.)
- А если всё это предать забвению? К чему это приведет?
(К гибели. Убита память – кончается человек. А там и род угасает, и народ несет потери, и природа, оскудевая, всё дальше уходит от нас.)
- Как легенда помогает узнать Орозкула?
(В образе Орозкула писатель раскрывает нам абсолютно обесчеловеченное существо: ни капли добра и тепла в затерянной в пороках душе. Жестокость его по отношению к окружающим ужасает. Орозкул свирепо унижает всех вокруг не только потому, что он по натуре жестокий человек, но и потому, что сам не удовлетворён своим положением в обществе и безмерно несчастен в своём внутреннем мире. У него нет сына, после него не останется никого, кто бы о нём вспомнил. И место в обществе он занимает не то, которое хотелось. Поэтому он ненавидит всех и заставляет окружающих страдать физически. Постоянными побоями и унижениями он пытается достичь недостижимого для него духовного превосходства.)
- А Момун?
(Момун прост, его душа не воет от боли, когда вокруг себя не видит суеты, не ощущает власти. Старику Момуну не нужна власть, его душа счастлива всему живому и красивому вокруг. Он благодарит бога за то, что бог связал его жизнь с природой, ни в чем не укоряет себя, кроме одного, что слишком слаб, чтобы защитить родственников от Орозкула. Ради счастья близких он готов на всё. И вот однажды, не сумев противостоять злу, он отступил перед ним, и, посягнув на потомство Рогатой матери – оленихи – предав родство – казнил свою душу. Сдался сам и предал всё дорогое и святое для мальчика. Мальчик уходит в свою сказку, пытаясь превратиться в рыбу.)
Какое наказание и почему придумывает мальчик для Орозкула?
(Мальчик очень обрадовался, когда узнал о возвращении маралов. Он не может забыть глаза маралицы. Она смотрела на него по-доброму. У неё были материнские глаза. Жестокая смерть маралицы, с которой мальчик связывал столько надежд, потрясла его. Лихорадочное сознание ребенка, в котором перемешалось реальное и воображаемое, ищет справедливого наказания для Орозкула. Оно приходит не сразу, а после того, как он узнал о страшном злодеянии - лишить его детей, чтобы никогда не было таких фашистов.)
Почему мальчик уплывает рыбой?
( Добро в лице мальчика оказалось несовместимым со злом в лице Орозкула. А мальчик был мальчиком и противопоставить грубой силе Орозкула он мог только непримиримость. С этой непримиримостью он уплывает.)
Что есть счастье в жизни человека? Как рассматривается проблема счастья в этом произведении?
Зачитать отрывки из сочинения – миниатюры на тему «Проблема счастья в жизни человека» (на примере повести «Белый пароход»)
Какой же вывод из всего сказанного мы можем сделать?
(Финал повести не безысходен. Он предупреждает нас, взрослых, как тщательно надо оберегать мир ребенка, как хрупок этот мир, как страшно, когда маленький человек оказывается одиноким, никому не нужным.)
Обсуждение темы и эпиграфов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5р.п. Чишмы
муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
Образовательный портал Республики Башкортостан
Тема урока «Проблема счастья в жизни человека.
(По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».)»
Урок разработала учитель русского языка и литературы Хамматшина Л.В.