Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова "Сотников"
Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова "Сотников"
Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова «Сотников»
Цели:
1. Образовательная – выявить позицию героев повести в ситуации нравственного выбора, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сотникова и Рыбака.
2. Воспитательная – показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека; помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем; содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как война.
3. Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения. ; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения; продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.
Метапредметные учебно-информационные умения:
- умение извлекать информацию из разных источников;
- умение отбирать материал по заданной теме;
- умение составлять письменные тезисы;
- умение подбирать цитаты.
Василь Быков родился в 1924г. в Белоруссии, на Витебщине, в крестьянской семье. Там и прошла его юность. В предвоенные годы учился в Витебском художественном училище. Потом пришла война, и было уже не до занятий живописью и рисунком. Быков окончил военное училище, служил сначала в пехоте, а потом в истребительной противотанковой артиллерии - командовал взводом. «На войне,- говорил писатель в одном из интервью,- делал то, что делали другие, воевал. Участвовал в боях, лежал после ранений в госпиталях, был на различных формировках и переформировках. В общем, видел всё то, что видели другие младшие офицеры, рядовые участники войны».
А видел и пережил Быков многое. На обелиске одной из братских могил и его фамилия. Спас его счастливый случай: тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжили прорвавшиеся фашистские танки. В полку его и посчитали погибшим.
После окончания войны Быков ещё 10 лет служил в армии. Затем стал журналистом, и в ту пору и напечатал свои первые рассказы. Это были рассказы о деревенской жизни, о сельской молодёжи. Не сразу он стал писать о войне. Одной из причин, подтолкнувших автора рассказать о войне, было появление в русской литературе фронтовых книг его ровесников, Юрия Бондарева и Григория Бакланова. В 1956-1957 годах он создаёт первые военные рассказы и остаётся верным военной теме в следующих произведениях: « Обелиск», « Дожить до рассвета», « Сотников», «Мертвым не больно» и другие.
Повесть «Сотников» в своё время (70-е годы) вызвала большие дискуссии. Смысл споров вокруг произведения сводился к тому, что какой же Сотников герой, если не успел сделать ни одного выстрела, и какой же Рыбак предатель, если честно тащил на себе товарища, и нашёл выход спасти свою жизнь, чтобы потом перейти к своим и отмстить.
Для того чтобы разобраться в поведении героев и дать окончательную оценку, нужно было внимательно вчитаться в текст.
Каковы ваши впечатления о героях повести?
(Вначале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью.)
Зачем автор подчёркивает немощь Сотникова, противопоставляя ей ловкость и физическую силу Рыбака? ( В экстремальной ситуации больной Сотников останется верен своим товарищам, Родине, а физически крепкий Рыбак станет предателем)
Учитель: - Как же случилось, что неплохой по природе своей парень, вроде бы не трус, попав в руки к врагам, стал полицаем и участвовал в казни товарища, с которым они вместе отбивались от карателей, который только вчера, изнемогая от усталости , тащил на себе, чтобы спасти от смерти или фашистского плена? Как это могло произойти?
На эти вопросы нам и предстоит сегодня ответить.
– До какого момента мы сочувствуем в большей степени Рыбаку? (Из двух героев сначала нам больше нравится Рыбак).
– Какие качества характера располагают к нему? (Энергия, он не злой, проявляет внимание к Сотникову, дает ему своё полотенце вместо шарфа, делится едой, 3 года был старшиной).
- Был ли Рыбак трусом? Что говорится в повести об его участии в боевых действиях?
(Рыбак искренне и люто ненавидит фашистов, но есть « детали», которые компрометируют его : удивился, что больной Сотников вызвался идти в разведку ( разве других нет?), удивился, что друг в пилотке зимой ( шапку можно взять у любого крестьянина, ведь его же мы защищаем!), он тащит на себе раненого Сотникова, но была минута слабости , хотел оставить товарища, но помешала мысль : «Что скажут в лесу?»)
Учитель: Автор ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно то глазами Сотникова, то глазами Рыбака. Такое построение произведения даёт возможность сопоставлять и сравнивать не только поведение героев, но и мотивы, которыми они руководствовались, поступая так или иначе.
– Как вы думаете, почему во время перестрелки Рыбак не оставил Сотникова? Какие чувства им владели? ( В перестрелке с полицаями Рыбак решил уходить один- « Сотникова уже не спасти», а когда перестрелка затихла, он с облегчением подумал о том, что там, по- видимому, всё уже кончено, и только спустя некоторое время понял, что уходить нельзя- что скажут в лесу, в отряде? Не о спасении Сотникова он думал в эту минуту, когда возвращался за ним, а только о себе. )
– А почему до последнего отстреливался Сотников? («Спасти Рыбака»)
– Что тревожит Рыбака?
– А Сотникова? (Подвёл, лучше бы отозвался, отвел бы немцев на себя).
– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса? (Пётр : «Звери». Рыбак : «Что это же самое будет с ним?»)
– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак? (Подстраиваться, хитрить.)
– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)
– Почему Рыбака не пытали?
– Чем закончится его путь?
– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают)
Учитель:Мы с вами до этого момента говорили больше о Рыбаке. Но ведь повесть называется «Сотников».
– Почему?
Учитель:Мы видим, как уже разошлись пути Сотникова и Рыбака.
– Что чувствует Сотников, когда понимает неотвратимость смерти?
Учитель: - Если для Сотникова не существовало выбора между жизнью и смертью, то для Рыбака главное - это выжить любой ценой. Сотников думал только о том, как умереть достойно, так как выжить не было никакой возможности. Рыбак же хитрит, изворачивается, обманывает сам себя и в результате сдаёт врагам свои позиции.
Находясь в плену, он смутно чувствует, что у него есть какой-то шанс благополучно выбраться из этой переделки, но воспользоваться им он сможет, лишь развязав себе руки, то есть отделив свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к падению . И вот последний шаг. На виселице качаются четверо погибших геройской смертью, над ним раскручивается пустая петля из новенькой верёвки. И даже теперь Рыбак не понимает, что он сделал : причём тут он? Он только выдернул чурбан из-под ног Сотникова. И то по приказу полицейских .Даже теперь он не понимает, что, решив любой ценой «обойти судьбу», «вывернуться», он обрекает себя только на одно- на предательство. Он говорит себе, убеждает себя, что ему нужно выжить для борьбы с врагом. И только увидев ненависть и страх в глазах местных жителей, он чувствует, что бежать ему некуда. Он чужой среди чужих, он стал чужим и среди своих.
Писатель показал, что надо оставаться Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. В этом подвиг Сотникова, его нравственное восхождение . Автор помогает нам, читателям, понять истоки массового героизма наших людей в жестокой битве с фашизмом.
Домашнее задание: Ответить на вопросы:
В чём заключается подвиг Сотникова?
Как Рыбак становится предателем?
Литература:
Быков В. Как создавалась повесть «Сотников»//Литературное обозрение.-1993.-№7.
Лазарев Л. Василь Быков: Очерк творчества. - М.,1979.
Лазарев Л. Высший кодекс человечности: Заметки о повестях Василя Быкова//Литература в школе.-1999.-№1.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова "Сотников" »
Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова «Сотников»
Цели:
Образовательная – выявить позицию героев повести в ситуации нравственного выбора, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сотникова и Рыбака.
2. Воспитательная –показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека; помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем;содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как война.
3. Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения; продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.
Метапредметные учебно-информационные умения:
- умение извлекать информацию из разных источников;
- умение отбирать материал по заданной теме;
- умение составлять письменные тезисы;
- умение подбирать цитаты.
Василь Быков родился в 1924г. в Белоруссии, на Витебщине, в крестьянской семье. Там и прошла его юность. В предвоенные годы учился в Витебском художественном училище. Потом пришла война, и было уже не до занятий живописью и рисунком. Быков окончил военное училище, служил сначала в пехоте, а потом в истребительной противотанковой артиллерии - командовал взводом. «На войне,- говорил писатель в одном из интервью,- делал то, что делали другие, воевал. Участвовал в боях, лежал после ранений в госпиталях, был на различных формировках и переформировках. В общем, видел всё то, что видели другие младшие офицеры, рядовые участники войны».
А видел и пережил Быков многое. На обелиске одной из братских могил и его фамилия. Спас его счастливый случай: тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжили прорвавшиеся фашистские танки. В полку его и посчитали погибшим.
После окончания войны Быков ещё 10 лет служил в армии. Затем стал журналистом, и в ту пору и напечатал свои первые рассказы. Это были рассказы о деревенской жизни, о сельской молодёжи. Не сразу он стал писать о войне. Одной из причин, подтолкнувших автора рассказать о войне, было появление в русской литературе фронтовых книг его ровесников, Юрия Бондарева и Григория Бакланова. В 1956-1957 годах он создаёт первые военные рассказы и остаётся верным военной теме в следующих произведениях: « Обелиск», « Дожить до рассвета», « Сотников», «Мертвым не больно» и другие.
Повесть «Сотников» в своё время (70-е годы) вызвала большие дискуссии. Смысл споров вокруг произведения сводился к тому, что какой же Сотников герой, если не успел сделать ни одного выстрела, и какой же Рыбак предатель, если честно тащил на себе товарища, и нашёл выход спасти свою жизнь, чтобы потом перейти к своим и отмстить.
Для того чтобы разобраться в поведении героев и дать окончательную оценку, нужно было внимательно вчитаться в текст.
Каковы ваши впечатления о героях повести?
(Вначале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью.)
Зачем автор подчёркивает немощь Сотникова, противопоставляя ей ловкость и физическую силу Рыбака? ( В экстремальной ситуации больной Сотников останется верен своим товарищам, Родине, а физически крепкий Рыбак станет предателем)
Учитель: - Как же случилось, что неплохой по природе своей парень, вроде бы не трус, попав в руки к врагам, стал полицаем и участвовал в казни товарища, с которым они вместе отбивались от карателей, который только вчера, изнемогая от усталости , тащил на себе, чтобы спасти от смерти или фашистского плена? Как это могло произойти?
На эти вопросы нам и предстоит сегодня ответить.
– До какого момента мы сочувствуем в большей степени Рыбаку? (Из двух героев сначала нам больше нравится Рыбак).
– Какие качества характера располагают к нему? (Энергия, он не злой, проявляет внимание к Сотникову, дает ему своё полотенце вместо шарфа, делится едой, 3 года был старшиной).
- Был ли Рыбак трусом? Что говорится в повести об его участии в боевых действиях?
(Рыбак искренне и люто ненавидит фашистов, но есть « детали», которые компрометируют его : удивился, что больной Сотников вызвался идти в разведку ( разве других нет?), удивился, что друг в пилотке зимой ( шапку можно взять у любого крестьянина, ведь его же мы защищаем!), он тащит на себе раненого Сотникова, но была минута слабости , хотел оставить товарища, но помешала мысль : «Что скажут в лесу?»)
Учитель: Автор ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно то глазами Сотникова, то глазами Рыбака. Такое построение произведения даёт возможность сопоставлять и сравнивать не только поведение героев, но и мотивы, которыми они руководствовались, поступая так или иначе.
– Как вы думаете, почему во время перестрелки Рыбак не оставил Сотникова? Какие чувства им владели? ( В перестрелке с полицаями Рыбак решил уходить один- « Сотникова уже не спасти», а когда перестрелка затихла, он с облегчением подумал о том, что там, по- видимому, всё уже кончено, и только спустя некоторое время понял, что уходить нельзя- что скажут в лесу, в отряде? Не о спасении Сотникова он думал в эту минуту, когда возвращался за ним, а только о себе. )
– А почему до последнего отстреливался Сотников? («Спасти Рыбака»)
– Что тревожит Рыбака?
– А Сотникова? (Подвёл, лучше бы отозвался, отвел бы немцев на себя).
– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса? (Пётр : «Звери». Рыбак : «Что это же самое будет с ним?»)
– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак? (Подстраиваться, хитрить.)
– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)
– Почему Рыбака не пытали?
– Чем закончится его путь?
– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают)
Учитель:Мы с вами до этого момента говорили больше о Рыбаке. Но ведь повесть называется «Сотников».
– Почему?
Учитель:Мы видим, как уже разошлись пути Сотникова и Рыбака.
– Что чувствует Сотников, когда понимает неотвратимость смерти?
Учитель: - Если для Сотникова не существовало выбора между жизнью и смертью, то для Рыбака главное - это выжить любой ценой. Сотников думал только о том, как умереть достойно, так как выжить не было никакой возможности. Рыбак же хитрит, изворачивается, обманывает сам себя и в результате сдаёт врагам свои позиции.
Находясь в плену, он смутно чувствует, что у него есть какой-то шанс благополучно выбраться из этой переделки, но воспользоваться им он сможет, лишь развязав себе руки, то есть отделив свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к падению . И вот последний шаг. На виселице качаются четверо погибших геройской смертью, над ним раскручивается пустая петля из новенькой верёвки. И даже теперь Рыбак не понимает, что он сделал : причём тут он? Он только выдернул чурбан из-под ног Сотникова. И то по приказу полицейских .Даже теперь он не понимает, что, решив любой ценой «обойти судьбу», «вывернуться», он обрекает себя только на одно- на предательство. Он говорит себе, убеждает себя, что ему нужно выжить для борьбы с врагом. И только увидев ненависть и страх в глазах местных жителей, он чувствует, что бежать ему некуда. Он чужой среди чужих, он стал чужим и среди своих.
Писатель показал, что надо оставаться Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. В этом подвиг Сотникова, его нравственное восхождение . Автор помогает нам, читателям, понять истоки массового героизма наших людей в жестокой битве с фашизмом.
Домашнее задание: Ответить на вопросы:
В чём заключается подвиг Сотникова?
Как Рыбак становится предателем?
Литература:
Быков В. Как создавалась повесть «Сотников»//Литературное обозрение.-1993.-№7.
Лазарев Л. Василь Быков: Очерк творчества. - М.,1979.
Лазарев Л. Высший кодекс человечности: Заметки о повестях Василя Быкова//Литература в школе.-1999.-№1.