kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема нравственного выбора в повести-притче Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе. Задачи урока: формирование умений анализа художественного произведения через выделение основной проблемы, раскрытия образной системы и образного восприятия; развитие познавательной активности через форму групповой работы; воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств, способствующих личностному росту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе (2)»

Урок литературы в 10 классе

учитель Шигапова Ирина Витальевна МБОУ СОШ№6

город Лениногорск Республика Татарстан

Тема урока: «Проблема нравственного выбора в повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Цели урока:

  1. Формирование умений анализа художественного произведения через выделение основной проблемы, раскрытия образной системы и образного восприятия.

  2. Развитие познавательной активности старшеклассников через форму групповой работы (создание коллажа).

  3. Воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств, способствующих личностному росту.

  4. Систематизация знаний учащихся при создании банка аргументов для написания сочинения части С ЕГЭ.

.

Ход урока

(слайд №1)

  1. Оргмомент


  1. Вступительное слово учителя, беседа по прочитанному.

Белая чайка

Над морем летела,

Сильные крылья,

Гибкое тело.

Страха не зная,

Душа молодая

В небо тянулась

С собой увлекая.

Пространство небесное

Слабых не ждёт!

Он им покажет,

Что такое полёт!


- Не случайно прозвучали сейчас строки из поэмы современной поэтессы МАРИНЫ МАТЮШОВОЙ . Объект нашего разговора на уроке литературы - повесть-притча американского писателя Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Какое впечатление произвела на вас повесть? О птицах ли она? (необычность, мудрость, иносказательность)

- Чтобы лучше понять произведение, необходимо определить проблемы повести. Итак, какие проблемы поднимает автор?

(проблема дружбы, доброты, любви, понимания, терпимости, поддержки)

- Но каждый из героев в повести поступал по-своему: кто-то любил, а кто-то ненавидел; кто-то умел дружить и поддерживать, а кто-то, напротив, делал обратное… Каждый поступал по-своему. Таким образом, все перечисленные вами проблемы объединены одной общей - проблемой нравственного выбора. Это и есть тема нашего урока. (слайд №2 )Урок-размышление на тему «Проблема нравственного выбора в повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)



3. Определение целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим жизненные позиции героев, проанализируем их поступки и создадим творческую работу в форме коллажа, который поможет зрительному восприятию произведения. Основные понятия, необходимые нам, представлены вашему вниманию на доске. Просмотрите, они вам знакомы.

Притча – жанр, основанный на иносказании.

Иносказание – непрямое, скрытое изображение предметов, людей, явлений.

Коллаж - (французское collage, наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре.



4. Работа по содержанию. Определение жизненных позиций.

(слайд№3 Жизненные позиции)

-Нравственный выбор определяется жизненными позициями. В чем отличие жизненных принципов Джонатана от остальных чаек стаи?
(для чаек характерно питание падалью, низко летают, у них нет мечты, цели; они живут как все, ограниченность, а чайка старалась вырваться из этих стереотипов)

- В качестве доказательства наших мыслей прочитайте отрывок из повести.

(работа с текстом, ученик зачитывает отрывок)



5.Сравнение поступков героев.

(слайд№4 Поступки стаи)

- Ребята, жизненные позиции определяют поступки героев. Эти поступки выражены в глаголах движения.) Перед нами схема, которую нужно дзаполнить.

-Сначала подберем глаголы к поступкам Джонатана, опираясь на текст (запись на интерактивной доске).

ПОСТУПКИ

Стая чайка Джонатан

изгоняли работал

смирились… забрался на высоту…

не развивались бросился

думали только о еде несся

отвергали набрал скорость рисковал терял управление

закрыли уши срывался

пробовал

промок

ринулся

преодолел

-А поступки стаи охарактеризуем своими словами.

- Сделаем вывод, подтвердив поступки героев отрывками из текста.

(работа с текстом, ученик зачитывает отрывок)



6. Творческая работа. Создание коллажей (в группах).

Коллаж (слайд№5 )

- Итак, в повести-притче «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах под видом стаи чаек описывает социум, человеческое общество, нас с вами. Бах говорит о жизни каждого человека. Он пытается донести до людей важность каждой прожитой минуты, важность совершенствования тела и духа, важность стремления к лучшему и призывает их не сводить свое существование к механическим действиям, никому не нужным делам, бытовым мелочам. Своей книгой он говорит о том, что наш выбор зависит от наших жизненных принципов и наших поступков.

- Жизненные позиции и поступки соединим через создание коллажа, который и позволит определить нравственный выбор. Для этого 1 группа попробует создать коллаж, который отобразит людей, близких по духу чайке Джонатану и его собратьям. А 2 группа - изобразит обывателей, которые ни к чему не стремятся, их позиции. Итогом будет показ и защита ваших коллажей.

(слайд№6)

(звучит музыка, создаются коллажи)



7.Защита коллажей

Группы защищают свои работы (работы прикрепляются магнитами на доску)


8. ВЫВОД УРОКА


- Итак, обобщим сказанное, обратив внимание на слайд.

(слайд №7 «Сопоставим»)


- Мы брошены в этот мир,

чтобы есть и оставаться в живых до тех пор,

пока у нас хватит сил.


ИЛИ

- Полёт идей - такая же реальность,

как ветер, как полет птиц


- Сделайте свой выбор. На этот вопрос каждый ответит сам!


(звучит песня группы «Омега» - «Лететь»

Слайды №8)

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к внеклассному мероприятию»

Ролевая игра «Лидер – это…» Добиваться большего?..    Стремиться вверх?..

Ролевая игра «Лидер – это…»

Добиваться большего?.. Стремиться вверх?..

Ричард Бах

Ричард Бах

Представьте, что вы умеете летать… Как птицы…

Представьте, что вы умеете летать… Как птицы…

Лидер Эмоциональный лидер — умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.  Лидер-критик — умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.  Лидер-интеллектуал  — умеет продуцировать разные позитивные идеи.  Лидер-организатор  — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.  Лидер-исполнитель  — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Лидер

Эмоциональный лидер — умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.

Лидер-критик — умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.

Лидер-интеллектуал — умеет продуцировать разные позитивные идеи.

Лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.

Лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Лидеры России и Татарстана

Лидеры России и Татарстана

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку литературы в 10 классе !!!!!!!!»

Ричард Бах

Ричард Бах

Урок-размышление на тему «Проблема нравственного выбора в повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Урок-размышление на тему «Проблема нравственного выбора в повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Жизненные позиции героев

Жизненные позиции героев

Поступки героев  стая  чайка Джонатан  изгоняли работал забрался на высоту думали только о еде не развивались бросился отвергали нёсся закрыли уши набрал скорость терял управление срывался пробовал промок ринулся преодолел

Поступки героев

стая

чайка Джонатан

изгоняли

работал

забрался на высоту

думали только о еде

не развивались

бросился

отвергали

нёсся

закрыли уши

набрал скорость

терял управление

срывался

пробовал

промок

ринулся

преодолел

Вы готовы к полету?

Вы готовы к полету?

Полёт идей-такая же реальность, как ветер, как полет птиц Мы брошены в этот мир,  чтобы есть и оставаться в живых до тех пор, Сопоставим?  пока у нас хватит сил

Полёт идей-такая же реальность,

как ветер, как полет птиц

Мы брошены в этот мир,

чтобы есть и оставаться в живых до тех пор,

Сопоставим?

пока у нас хватит сил

Чайка морская Высот не боится – Выше и выше Вздымается птица.

Чайка морская

Высот не боится –

Выше и выше

Вздымается птица.

Средь облаков, Застилающих небо, К солнцу стремится Горячему смело.

Средь облаков,

Застилающих небо,

К солнцу стремится

Горячему смело.

Луч не слепит, Только манит к себе, Греет надежду В свободной душе

Луч не слепит,

Только манит к себе,

Греет надежду

В свободной душе

Крылья расправив, Рискуя разбиться, Ветру навстречу Помчалася птица!

Крылья расправив,

Рискуя разбиться,

Ветру навстречу

Помчалася птица!

Брызги взлетели, В них жизнь отразилась, - Это волна О прибрежье разбилась…

Брызги взлетели,

В них жизнь отразилась, -

Это волна

О прибрежье разбилась…

Белая чайка Над морем летела В сторону суши, Пока не стемнело .

Белая чайка

Над морем летела

В сторону суши,

Пока не стемнело .

Пространство небесное Слабых не ждёт! Я им покажу, Что такое полёт!

Пространство небесное

Слабых не ждёт!

Я им покажу,

Что такое полёт!

Лети хоть ракетой! Не в этом твой путь. Полёт - Есть стремление мысли вперёд.

Лети хоть ракетой!

Не в этом твой путь.

Полёт -

Есть стремление мысли вперёд.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Шигапова Ирина Витальевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153096


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства