Урок литературы в 10 классе
учитель Шигапова Ирина Витальевна МБОУ СОШ№6
город Лениногорск Республика Татарстан
Тема урока: «Проблема нравственного выбора в повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Цели урока:
Формирование умений анализа художественного произведения через выделение основной проблемы, раскрытия образной системы и образного восприятия.
Развитие познавательной активности старшеклассников через форму групповой работы (создание коллажа).
Воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств, способствующих личностному росту.
Систематизация знаний учащихся при создании банка аргументов для написания сочинения части С ЕГЭ.
.
Ход урока
(слайд №1)
Оргмомент
Вступительное слово учителя, беседа по прочитанному.
Белая чайка
Над морем летела,
Сильные крылья,
Гибкое тело.
Страха не зная,
Душа молодая
В небо тянулась
С собой увлекая.
Пространство небесное
Слабых не ждёт!
Он им покажет,
Что такое полёт!
- Не случайно прозвучали сейчас строки из поэмы современной поэтессы МАРИНЫ МАТЮШОВОЙ . Объект нашего разговора на уроке литературы - повесть-притча американского писателя Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Какое впечатление произвела на вас повесть? О птицах ли она? (необычность, мудрость, иносказательность)
- Чтобы лучше понять произведение, необходимо определить проблемы повести. Итак, какие проблемы поднимает автор?
(проблема дружбы, доброты, любви, понимания, терпимости, поддержки)
- Но каждый из героев в повести поступал по-своему: кто-то любил, а кто-то ненавидел; кто-то умел дружить и поддерживать, а кто-то, напротив, делал обратное… Каждый поступал по-своему. Таким образом, все перечисленные вами проблемы объединены одной общей - проблемой нравственного выбора. Это и есть тема нашего урока. (слайд №2 )Урок-размышление на тему «Проблема нравственного выбора в повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
3. Определение целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим жизненные позиции героев, проанализируем их поступки и создадим творческую работу в форме коллажа, который поможет зрительному восприятию произведения. Основные понятия, необходимые нам, представлены вашему вниманию на доске. Просмотрите, они вам знакомы.
Притча – жанр, основанный на иносказании.
Иносказание – непрямое, скрытое изображение предметов, людей, явлений.
Коллаж - (французское collage, наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре.
4. Работа по содержанию. Определение жизненных позиций.
(слайд№3 Жизненные позиции)
-Нравственный выбор определяется жизненными позициями. В чем отличие жизненных принципов Джонатана от остальных чаек стаи?
(для чаек характерно питание падалью, низко летают, у них нет мечты, цели; они живут как все, ограниченность, а чайка старалась вырваться из этих стереотипов)
- В качестве доказательства наших мыслей прочитайте отрывок из повести.
(работа с текстом, ученик зачитывает отрывок)
5.Сравнение поступков героев.
(слайд№4 Поступки стаи)
- Ребята, жизненные позиции определяют поступки героев. Эти поступки выражены в глаголах движения.) Перед нами схема, которую нужно дзаполнить.
-Сначала подберем глаголы к поступкам Джонатана, опираясь на текст (запись на интерактивной доске).
ПОСТУПКИ
Стая чайка Джонатан
изгоняли работал
смирились… забрался на высоту…
не развивались бросился
думали только о еде несся
отвергали набрал скорость рисковал терял управление
закрыли уши срывался
пробовал
промок
ринулся
преодолел
-А поступки стаи охарактеризуем своими словами.
- Сделаем вывод, подтвердив поступки героев отрывками из текста.
(работа с текстом, ученик зачитывает отрывок)
6. Творческая работа. Создание коллажей (в группах).
Коллаж (слайд№5 )
- Итак, в повести-притче «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах под видом стаи чаек описывает социум, человеческое общество, нас с вами. Бах говорит о жизни каждого человека. Он пытается донести до людей важность каждой прожитой минуты, важность совершенствования тела и духа, важность стремления к лучшему и призывает их не сводить свое существование к механическим действиям, никому не нужным делам, бытовым мелочам. Своей книгой он говорит о том, что наш выбор зависит от наших жизненных принципов и наших поступков.
- Жизненные позиции и поступки соединим через создание коллажа, который и позволит определить нравственный выбор. Для этого 1 группа попробует создать коллаж, который отобразит людей, близких по духу чайке Джонатану и его собратьям. А 2 группа - изобразит обывателей, которые ни к чему не стремятся, их позиции. Итогом будет показ и защита ваших коллажей.
(слайд№6)
(звучит музыка, создаются коллажи)
7.Защита коллажей
Группы защищают свои работы (работы прикрепляются магнитами на доску)
8. ВЫВОД УРОКА
- Итак, обобщим сказанное, обратив внимание на слайд.
(слайд №7 «Сопоставим»)
- Мы брошены в этот мир,
чтобы есть и оставаться в живых до тех пор,
пока у нас хватит сил.
ИЛИ
- Полёт идей - такая же реальность,
как ветер, как полет птиц
- Сделайте свой выбор. На этот вопрос каждый ответит сам!
(звучит песня группы «Омега» - «Лететь»
Слайды №8)